Финансовый кризис, охвативший сначала США, а потом Европу, несмотря на заверения политиков, докатился и до нас. И Стабилизационный фонд, призванный если не предотвратить, то хотя бы смягчить удар по российской экономике, похоже, не помог. О том, чем сентябрьско-октябрьские события чреваты для машиностроительной отрасли и, в частности, для градообразующего предприятия Набережных Челнов – «КАМАЗа», «Неделя» попросила рассказать московского аналитика – ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова. Успешная жизнь замрет |
||
|
||
А автопроизводители пострадали потому, что снижается спрос на их продукцию, снижается доступ к дешевым западным деньгам, снижаются и продажи. Вот, к примеру, у «АВТОВАЗа» складские запасы составляют 96 тысяч машин, чего раньше никогда не было. Компания заявляет, что чувствует себя нормально, однако мы видим, что это не так. Кризис дошел до автопрома. Уже когда он начинался, эксперты сходились во мнении, что он коснется и машиностроительной отрасли, и каждого из нас. Чем эта ситуация плоха, так это тем, что, в отличие от финансовых компаний и банков, которые, по большому счету, ничего не производят, предприятия автопрома – реальные производители. Их продукция – машина, и их жизнедеятельность зависит от сбыта этой машины. А падение спроса неизбежно приведет к тому, что успешная жизнедеятельность на какое-то время замрет. Впрочем, от кризиса пострадали не только машиностроители. Останавливается строительство, останавливается переработка. Я знаю, например, что металлурги сокращают производство: из-за строителей, а также нефтяников с газовиками у них сокращается сбыт. Поддержка без широких жестов
|
||
|
||
Если же ему требуются средства на выплату заработной платы персоналу, государство может дать денег. Естественно, с возвратом, без благотворительности. Государственная поддержка в сложившихся условиях, безусловно, необходима, но она должна быть очень точечной, адресной. Здесь нужно обойтись без широких жестов, тем более, что не все предприятия в них нуждаются. Логичнее будет помочь тем, кто обратится. Это только начало – По вашему мнению, долго ли продлится финансовый кризис? И где мы находимся: в его начале, на пике или он близится к завершению? – Мне хотелось бы ошибиться, но я думаю, это только начало. Ситуация может быть гораздо хуже, чем сейчас. Я не говорю, что нам всем придется затянуть пояса, но, увы, пока только такие выводы и напрашиваются. По уровню потерь для населения нынешний кризис будет сопоставим с дефолтом 1998 года: это и снижение платежеспособности, и, как следствие, потребительского оптимизма. Это только начало, и мы, к несчастью, увидим еще массу неожиданных крахов и падений. Я постоянно общаюсь с людьми, работающими в самых разных московских компаниях, и в последнее время регулярно узнаю о том, что одна компания чуть ли не за три копейки купила другую, казалось, абсолютно незыблемую. Я не могу сказать, что кризис коснется всех машиностроителей, но изменения на этих предприятиях произойдут – это факт.
|
||
|
||
Ждать осталось недолго – Вам наверняка известно о том, что немецкий концерн Daimler проявил интерес к «КАМАЗу» как потенциальный стратегический инвестор. Однако в связи с кризисом переговоры застопорились: капитализация челнинского предприятия снизилась, и Daimler настаивает на снижении цены. Как вы считаете, есть ли перспективы у этой сделки? – С учетом длительного, долговременного интереса Daimler к «КАМАЗу» и – точнее будет сказать – к российскому рынку, который не насыщен еще качественными грузовиками, можно сказать, что перспективы у этой сделки есть. Но многое будет зависеть от положения в Германии, от финансовой ситуации в самом Daimler Trucks (ведь если она плачевна, сделку может «зарубить» его головная контора Daimler-Benz), от того, согласится ли «КАМАЗ» на меньшую сумму. Впрочем, «КАМАЗ», скорее всего, на снижение пойдет, учитывая финансовый кризис, желание поскорее продаться и получить новые технологии и оборудование. Но вот о какой сумме идет речь? О той, которую предлагает Daimler? Или о той, которую посчитают нужным установить на «КАМАЗе»? Думаю, что в течение ближайших двух недель немцы примут решение (не исключено, что сделка может не состояться вообще). Так что ждать своей судьбы работникам «КАМАЗа» осталось совсем недолго.
|
||
|