ДАЛЬШЕ БУДЕТ ХУЖЕ? ПО ОЦЕНКАМ ЭКСПЕРТОВ, КРИЗИС-2008 БУДЕТ СОПОСТАВИМ С ДЕФОЛТОМ 1998 ГОДА

Документ Без Имени

Финансовый кризис, охвативший сначала США, а потом Европу, несмотря на заверения политиков, докатился и до нас. И Стабилизационный фонд, призванный если не предотвратить, то хотя бы смягчить удар по российской экономике, похоже, не помог.

О том, чем сентябрьско-октябрьские события чреваты для машиностроительной отрасли и, в частности, для градообразующего предприятия Набережных Челнов – «КАМАЗа», «Неделя» попросила рассказать московского аналитика – ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова.

Успешная жизнь замрет

– Дмитрий, кризис, разразившийся в Соединенных Штатах, казался нам поначалу очень далеким. Однако с 4 октября на четырехдневную рабочую неделю переходит «КАМАЗ», 8-го о временной остановке производства объявляет «ГАЗ». Получается, кризис докатился и до России и, в частности, до Набережных Челнов?

– Ну, во-первых, этот кризис – не только американский. Он мировой. Если вы посмотрите, скажем, на Японию, индекс Nikkei только за один день, 8 октября, упал на 10%! Это общемировая ситуация, которой, к несчастью, Россия избежать не могла по определению: мы очень зависим от западных денег. Как только эти средства стали уходить «на родину», чтобы помочь своим владельцам расплатиться по долгам и таким образом спасти ситуацию там, естественно, российский рынок начал падать. Это мы и наблюдаем уже почти месяц. Так что говорить, что мы – в тихой гавани, как это поначалу делали некоторые политики, было, мягко говоря, ошибочно.

 

А автопроизводители пострадали потому, что снижается спрос на их продукцию, снижается доступ к дешевым западным деньгам, снижаются и продажи. Вот, к примеру, у «АВТОВАЗа» складские запасы составляют 96 тысяч машин, чего раньше никогда не было. Компания заявляет, что чувствует себя нормально, однако мы видим, что это не так. Кризис дошел до автопрома. Уже когда он начинался, эксперты сходились во мнении, что он коснется и машиностроительной отрасли, и каждого из нас.

Чем эта ситуация плоха, так это тем, что, в отличие от финансовых компаний и банков, которые, по большому счету, ничего не производят, предприятия автопрома – реальные производители. Их продукция – машина, и их жизнедеятельность зависит от сбыта этой машины. А падение спроса неизбежно приведет к тому, что успешная жизнедеятельность на какое-то время замрет.

Впрочем, от кризиса пострадали не только машиностроители. Останавливается строительство, останавливается переработка. Я знаю, например, что металлурги сокращают производство: из-за строителей, а также нефтяников с газовиками у них сокращается сбыт.

Поддержка без широких жестов

 

– Иностранные концерны начинают выходить к правительствам своих стран с просьбой оказать им финансовую поддержку для дальнейшего развития производства. Может быть, в сложившейся ситуации имеет смысл и нашему государству позаботиться о лоббировании интересов российских машиностроителей вместо того, чтобы выдавать миллиардные кредиты на поддержку экономики Исландии?

– Единственное, что в этой ситуации может сделать государство, – это выдавать через Центробанк РФ и различные фонды кредиты, которые бы пошли на пополнение оборотных средств, но ни в коем случае не на разгон инфляции, которая у нас и так велика. Если предприятие, как гоголевский Манилов, попросит деньги у государства на воплощение абсурдной идеи, ему нужно сказать: нет.

 

Если же ему требуются средства на выплату заработной платы персоналу, государство может дать денег. Естественно, с возвратом, без благотворительности. Государственная поддержка в сложившихся условиях, безусловно, необходима, но она должна быть очень точечной, адресной. Здесь нужно обойтись без широких жестов, тем более, что не все предприятия в них нуждаются. Логичнее будет помочь тем, кто обратится.

Это только начало

– По вашему мнению, долго ли продлится финансовый кризис? И где мы находимся: в его начале, на пике или он близится к завершению?

– Мне хотелось бы ошибиться, но я думаю, это только начало. Ситуация может быть гораздо хуже, чем сейчас. Я не говорю, что нам всем придется затянуть пояса, но, увы, пока только такие выводы и напрашиваются. По уровню потерь для населения нынешний кризис будет сопоставим с дефолтом 1998 года: это и снижение платежеспособности, и, как следствие, потребительского оптимизма.

Это только начало, и мы, к несчастью, увидим еще массу неожиданных крахов и падений. Я постоянно общаюсь с людьми, работающими в самых разных московских компаниях, и в последнее время регулярно узнаю о том, что одна компания чуть ли не за три копейки купила другую, казалось, абсолютно незыблемую. Я не могу сказать, что кризис коснется всех машиностроителей, но изменения на этих предприятиях произойдут – это факт.

 

А ВОТ И НЕОЖИДАННОСТИ!

8 октября стало известно о двух сделках, которые подтверждают правоту нашего эксперта:

– Две российские госкомпании – алмазный монополист «Алроса» и железнодорожная монополия РЖД – покупают пострадавший в результате финансового кризиса инвестбанк «КИТ Финанс» за… 100 рублей.

– Внешэкономбанк (Банк развития) приобретет «Связь-банк» – кредитную организацию, входящую в тридцатку крупнейших в стране, – за сумму, которая не превышает пять тысяч рублей. Банк развития объявил о приобретении 98% акций «Связь-банка» после того, как последний понес значительные убытки от кризиса ликвидности в российском финансовом секторе. Напомним, что «Связь-банк» является инвестором проекта строительства микрорайона «Красные Челны», который, выиграв правительственный конкурс, попал в национальную приоритетную программу «Доступное жилье».

 

Ждать осталось недолго

– Вам наверняка известно о том, что немецкий концерн Daimler проявил интерес к «КАМАЗу» как потенциальный стратегический инвестор. Однако в связи с кризисом переговоры застопорились: капитализация челнинского предприятия снизилась, и Daimler настаивает на снижении цены. Как вы считаете, есть ли перспективы у этой сделки?

– С учетом длительного, долговременного интереса Daimler к «КАМАЗу» и – точнее будет сказать – к российскому рынку, который не насыщен еще качественными грузовиками, можно сказать, что перспективы у этой сделки есть. Но многое будет зависеть от положения в Германии, от финансовой ситуации в самом Daimler Trucks (ведь если она плачевна, сделку может «зарубить» его головная контора Daimler-Benz), от того, согласится ли «КАМАЗ» на меньшую сумму. Впрочем, «КАМАЗ», скорее всего, на снижение пойдет, учитывая финансовый кризис, желание поскорее продаться и получить новые технологии и оборудование. Но вот о какой сумме идет речь? О той, которую предлагает Daimler? Или о той, которую посчитают нужным установить на «КАМАЗе»? Думаю, что в течение ближайших двух недель немцы примут решение (не исключено, что сделка может не состояться вообще). Так что ждать своей судьбы работникам «КАМАЗа» осталось совсем недолго.

 

«ХМУРИТЬСЯ НЕ НАДО, «ЛАДА»!

– Товарные запасы «АВТОВАЗа» растут, и значительно. Как это аукнется нам, простым покупателям? Снижением цены на автомобили из-за того, что на них нет спроса? Или увеличением из-за того, что удорожается производство?

– Если речь пойдет о затоваривании, компания будет вынуждена пойти на снижение цены. Но здесь многое зависит от того, каков финансовый запас «АВТОВАЗа», его «финансовая подушка», если хотите. Если возможности позволят предприятию отпускать автомобили дилерам по заниженной стоимости (то есть фактически себе в убыток!) и таким образом стимулировать спрос, цены, вероятно, снизятся. Если же запаса прочности не хватит, цены в лучшем случае останутся на прежнем уровне, а в худшем – могут подняться.

Однако здесь может сработать психологический эффект. Потребитель посчитает: ага, если цены выросли, то через месяц вырастут еще. Побегу-ка я покупать машину, пока они не повысились до фантастического уровня! Понимаете, это как ситуация на фондовом рынке: когда в него входить? Вот вроде бы уже упал – оказывается, нет, может еще ниже! Что называется, купи одно дно в сентябре – второе получи в подарок!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*