ДОЖИТЬ И ПЕРЕЖИТЬ. ЧЕГО НАМ ЖДАТЬ ОТ НОВОЙ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ?

Документ Без Имени

Новая пенсионная реформа стала сегодня одной из главных тем для обсуждения. Депутат Госдумы, член Комитета по бюджету и налогам, доктор экономических наук, профессор Оксана Дмитриева в эксклюзивном интервью «Челнинской неделе» высказала свою точку зрения на предстоящие перемены, которые коснутся всех нас.

 

– Оксана Генриховна, в 2010 году система пенсионного обеспечения вновь изменится. Вместо единого социального налога появятся страховые взносы. Как вы считаете, ради чего затеяна новая реформа? Получается, что ни одна из проведенных ранее реформ, кроме затрат, результатов не принесла?

– То, что и эта реформа провальная, я говорила много раз. Дело в том, что единый соцналог (ЕСН) делится на две части: одна идет в федеральный бюджет, а вторая – в Пенсионный фонд. Но даже то, что перечисляется в бюджет, все равно приходит в Пенсионный фонд. Это кругооборот денег, абсолютно никому не нужный и надуманный, так же как и разделение пенсии на базовую и трудовую части. Целесообразность есть лишь в едином платеже – это правильно.

– Система пенсионного обеспечения какой страны стала основой для нашей новой пенсионной модели?

– Аналогов нашей модели с обязательным накопительным элементом нигде нет. И эта новая модель остается такой же – просто повышается тариф страховых взносов.

 

– По новой реформе будет определен максимальный размер оплаты труда (до 415 тыс. руб. в год), на который государство начисляет страховые взносы. Откуда взялась эта сумма? Чем она обоснована?

– Здесь предполагается, что это будет средняя годовая зарплата россиянина в 2010 году, и именно с этой суммы нужно будет вычислять 34%. А суммы сверх 415 тысяч облагаться новым ЕСН или страховым взносом не будут.

На мой взгляд, это неправильно – это суперрегрессивная шкала, где у нас платят соцналог люди со средними и малыми зарплатами, а сверхвысокие зарплаты налогом облагаться не будут.

С точки зрения правительства это сделано для того, чтобы не было дифференциации пенсий. Но недопущение дифференциации пенсий может быть сделано абсолютно другим способом – с помощью предельного размера пенсий, как это было раньше. На мой взгляд, система должна быть солидарной, и со сверхвысоких заработков тоже должны идти платежи в Пенсионный фонд.

«Аналогов нашей модели с обязательным
накопительным элементом нигде нет»

 

Что касается других стран, то там предельная сумма, которая облагается ЕСН, нигде не находится на уровне одной средней зарплаты: в основном это две или две с половиной зарплаты. И то это действует не везде! К примеру, в Австрии с низких доходов ЕСН не выплачивается, а пенсия выплачивается. В среднем ЕСН в западных странах колеблется в районе 19-20%, которые вместе платят и работник, и работодатель. А еще есть и медицинское, и социальное страхование!

– Сохраняется ли при новой пенсионной системе и переходе на страховые взносы накопительная система?

– Да, но ее сохранение абсолютно нелогично. С одной стороны, есть этот большой накопительный элемент, и эти средства отчисляются практически на обесценение, а с другой стороны, увеличивается налог до 26%. А 6% по сути забирают у молодой части населения, которой будет все больше и больше.

– Недавно начала действовать система, при которой на вложенную 1000 рублей будущего пенсионера в накопительную часть трудовой пенсии государство вкладывает свою 1000 рублей. Судя по объемам вложенных средств, эта идея фактически провалилась?

 

65? НЕТ ТАКОЙ НЕОБХОДИМОСТИ!

– Сейчас много разговоров идет по поводу увеличения возраста выхода на пенсию – в 65 лет для мужчин и для женщин. Хотя средняя продолжительность жизни сегодня для мужчин составляет 59 лет, для женщин – 72 года.

– Во первых, сейчас у нас нет никакой необходимости увеличивать пенсионный возраст. Во-вторых, у нас чистое пенсионное богатство – это сколько человек получает годовых зарплат – даже у женщин очень низкое – меньше четырех годовых зарплат. А у мужчин вообще не сосчитать, поскольку их продолжительность жизни ниже возраста выхода на пенсию.

В других странах показатель чистого пенсионного богатства – 5-6 лет, то есть за время пребывания на пенсии они получают по 5-6 своих годовых зарплат. В Люксембурге такое пенсионное богатство 19 годовых зарплат и исчисляется миллионом долларов!

К этому нет и никаких политических оснований – рынок труда совершено не готов! У нас работает определенное количество пенсионеров – 6 из 36 миллионов – это небольшая цифра. И если увеличить возраст выхода на пенсию, то непонятно, где мы возьмем рабочие места.

 

– Эта идея, безусловно, провалилась, и нужно быть действительно глупым человеком, чтобы при обвале финансовых рынков на 75% куда-то вкладывать свои деньги. Пока таких заявлений всего лишь 6-8 тысяч, а для работающих пенсионеров это вообще издевательство, когда вы отказываетесь от своей пенсии в 4000 рублей, которые государство положит на свой счет, вкладывая в бумаги, которые обесценятся. Может, когда-то они чем-то и прирастут, но люди-то у нас все-таки неглупые и понимают, что сегодня эти 4000 весят и значат гораздо больше, чем 4000, вложенные в фондовый рынок с возвратом через 10 лет. С государством в МММ люди у нас играют значительно менее охотно, нежели с коммерческими структурами!

– Нас долго агитировали перевести пенсионные накопления из государственных фондов в негосударственные. Показывали их эффективность. В нынешнем году, похоже, большинство из них вместо прибыли окажется в убытках. А гарантирует ли государство возврат пенсионных накоплений, если НПФ разорится?

– В случае с НПФ существует несколько моментов – есть управляющие компании и есть непосредственно НПФ. У НПФ более консервативные портфели, и они показывают сейчас большую доходность, потому что вкладывают средства в государственные ценные бумаги. А у управляющих компаний доходность будет отрицательная, и они могут разориться. Но пенсионеры туда деньги не переводили!

Даже при бескризисной ситуации эффективность существующей накопительной системы в три раза ниже, чем если сохранилась бы распределительная система на основе договора поколений и даже при ухудшении демографической ситуации.

 

– Не слишком ли, на ваш взгляд, сильно завышены на общем фоне пенсии госслужащих? Может быть, имеет смысл сделать так, чтобы пенсия госслужащих зависела от средней пенсии обычного россиянина и ненамного ее превышала?

– Вообще, во всех странах пенсии госслужащих рассчитываются по-иному и во всех странах в число госслужащих входят врачи, учителя, работники вузов, культуры. И чиновники там не отделены от всех остальных госслужащих.

Я считаю, что пенсионная система чиновников должна быть распространена на всех госслужащих. И, конечно, не должно быть такой разницы, что у чиновников пенсия составляет 75% от зарплаты, а средняя пенсия у всех остальных – 24%. У всех, по моему мнению, пенсия должна составлять 40% от средней зарплаты по стране. А у госслужащих, куда входят и врачи с учителями, и все остальные, кто работает на государство, она должна быть чуть выше – 50-55%. Большого разрыва быть не должно!

 

– Неужели сегодня настолько назрела необходимость пенсионной реформы, что у нас периодически возникают все новые и новые версии?

– Да, у нас действительно назрела необходимость кардинальных изменений. Но она должна идти не по тому плану, который сейчас предлагается. У нас назрела отмена накопительного элемента как обязательного, так как эти деньги сейчас обесцениваются, а должны быть направлены на увеличение пенсий. Второе – у нас назрела необходимость переоценки пенсионных прав, которые существовали до 2002 года. Но сделать это нужно не так, как предлагает правительство. Права надо переиндексировать, но нужно учитывать в большей степени заработок, то есть увеличить коэффициент по заработку с 1,2 до 2 и учесть нестраховые периоды.

И, конечно же, неправильный момент – увеличение взносов до 34% и регрессия. Все должны платить со всех заработков одинаковую сумму в 26%, но при отмене регрессии и накопительного элемента.

Сергей ПАВЛОВ,
Сергей КОЧНЕВ.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*