НЕ ВСЯКОМУ ДАНО ПРОЖИТЬ ТАКУЮ ЖИЗНЬ!

Документ Без Имени

К такому выводу пришел филолог, литературовед, аспирант Елабужского государственного педагогического университета Руслан Кутипов, который изучает творчество знаменитой «кавалерист-девицы». Известно, что Надежда Дурова прославилась не только как первая женщина-офицер, ординарец фельдмаршала Кутузова, участница Отечественной войны 1812 года, но и как писательница. Ее перу принадлежат около десяти литературных произведений. 25 сентября в Елабуге стартовали торжественные мероприятия, посвященные 225-летию со дня ее рождения.

– Руслан, чем вас привлекла Надежда Дурова? Почему вы решили изучать именно ее литературное наследие?

– Чем ближе предмет, который тебя интересует, тем лучше. Надежда Дурова жила в Елабуге 30 лет. Мало того, все свои произведения она написала именно здесь. Когда погружаешься в предмет своего исследования, многие вещи начинаешь понимать глубже. Я, например, понял, что желтая пресса пишет неправду о сексуальной ориентации Дуровой. Несмотря на то, что всю жизнь ходила в мужской одежде, Надежда Андреевна была настоящей женщиной: родила сына Василия, оказалась неплохой матерью.

Ко всему этому, она была прекрасной писательницей! Жаль, что кроме нашумевших «Записок кавалерист-девицы», люди не знают толком ее остальных книг. А между тем она – автор около десяти литературных произведений!

Надежда Дурова жила в переломное для русской литературы время: ведущим жанром была поэзия, безраздельно властвовал Пушкин. В то же время проза начала выходить на ведущие позиции в литературе. О творчестве Надежды Дуровой восторженно отзывались Жуковский, Белинский, Пушкин. Александр Сергеевич, как гений, предвидел главенствующую роль прозы в будущем и поддерживал провинциальную писательницу. Надежду Дурову смело можно назвать одной из родоначальниц прозаических жанров в русской литературе!

Надежда Андреевна – прежде всего реалистка. У нее нет фантастических рассказов. Она придерживается жесткой реалистической линии, которой придерживался и Пушкин. В то же время Дурова писала именно художественный текст. Например, «Записки кавалерист-девицы» – это не автобиографическая повесть. Некоторые факты там вымышлены.

Восковая фигура
Надежды Дуровой

Эта тема интересна и с точки зрения феминологических, гендерных исследований, ведь в XIX веке были и другие женщины-писательницы. Однако по прошествии 200 лет осталось только имя Надежды Дуровой. Она, безусловно, была передовой писательницей своего времени, поэтому мне и интересно заниматься ее творчеством. Примечательно, что во Франции у Надежды Дуровой был «двойник» – Мария Тереза Фигнер, орденоносец у Наполеона, тоже носила мужскую одежду и написала книгу. Но она была неграмотной, и произведение написали с ее слов. В прошлом году записки отважной француженки были переведены на русский язык. Сравнение этих книг – тема для будущих исследователей. Но есть сведения, что в наполеоновской армии были и другие женщины-ординарцы.

– Вам не кажется, что изучением и биографии, и творчества Надежды Дуровой занимаются мало?

– Я нахожу этому такое объяснение. С точки зрения советского литературоведения, она была не красная и не белая: у Надежды Андреевны не просматривалось классового подхода в изображении жизни. Поэтому, как ни парадоксально, капитального исследования всего ее творчества нет. В этом отношении Елабужский мемориальный Дом-музей Надежды Дуровой я называю «маленьким НИИ» ее биографии и творчества. Научные работники музея, например, проделали колоссальную работу по выявлению потомков Дуровой по линии ее брата Василия. Одна из ее правнучек жила в Париже и тоже писала книги! Значит, в роду Дуровых писательский талант опять проявился через несколько поколений!

 

Ее книга «Россия – очищение огнем» в 2007 году была переведена на русский язык. Издание есть и в музее Дуровой в Елабуге.

– А известная цирковая династия Дуровых – это не дальние родственники Надежды Дуровой?

– Может быть, но архивных документов, доказывающих это, на сегодня не обнаружено.

– Как вы оцениваете Надежду Дурову как личность?

– Представьте, к высшему образованию женщин стали допускать лишь в конце XIX века! И то его можно было получить только за рубежом. Тяга к знаниям у женщин была колоссальная. У Надежды Дуровой было только домашнее образование. Несмотря на это она стала передовой писательницей. Живя в такой провинции, как Елабуга, смогла заинтересовать Пушкина своим творчеством, дважды смогла добиться аудиенции у царя! Это говорит о ее воле и целеустремленности. Учитывая положение женщин в обществе, это фантастические достижения. Даже в наше время таких успехов может добиться не всякая женщина! Личность она феноменальная. Мы ее недооцениваем. Она была позитивна, создала вокруг себя свой мир, дожила до 82 лет, была похоронена с воинскими почестями. Не всякому дано прожить такую яркую и счастливую жизнь.

 

К ТАТАРАМ ОТНОСИЛАСЬ ПОВЕРХНОСТНО

– В своем исследовании вы использовали метод «конкорданс». Что это такое?

– Конкорданс – это лингвистический метод анализа текста. Если в компьютере есть все написанное автором, можно провести микроисследование. Например, задаешь: сколько раз в произведениях Дуровой встречается слово «татарин»? Найденные слова подчеркиваются в текстах, а потом эти предложения анализируются. Почему я выбрал слово «татарин»? Надежда Андреевна жила в этом регионе, встречалась с населением, и ее оценка, безусловно, представляет интерес.

Методом конкорданс я выявил, что в произведениях Надежды Дуровой слово «татарин» встречается 19 раз. После изучения, в каком контексте оно использовалось, у меня сложилась определенная гипотеза: татарское население тогда было забитым и входило в категорию «туземцев». У писательницы было позитивное, но весьма поверхностное отношение к татарам. Это не трудно объяснить. Надежда Андреевна жила среди, в основном, сельского населения, не общалась с учеными, общественными деятелями того времени, не углублялась в татарскую культуру и традиции. В то же время она объективна. Писательница лишь реалистично фиксирует моменты и факты встречи с татарами.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*