ПИЛОТЫ СПАСЛИ ЛЮДЕЙ. ЦЕНОЙ СВОЕЙ ЖИЗНИ

Документ Без Имени

Эта трагедия потрясла всех жителей Казани. В минувшее воскресенье в поселке Новая Тура на дорогу между домами рухнул новый военно-транспортный вертолет «МИ-8 МТВ-1», выполнявший испытательный полет. Чудом экипажу удалось дотянуть машину до земли и «уложить» ее так точно, что она не задела ни электрических проводов, ни газовых труб. Как говорится в официальном пресс-релизе МЧС: «Пострадавших среди населения, повреждения строений нет».

Выпрыгнул в последний момент

Из пяти членов экипажа в живых остался только один – второй пилот Ринат Галимов. Он выпрыгнул в последний момент, и его парашют не успел раскрыться полностью. 43-летний мужчина получил компрессионную травму позвоночника и был госпитализирован в центр травматологии республиканской клинической больницы. По словам врачей, его жизни сейчас ничего не угрожает.

На месте падения вертолета побывали генеральный директор Казанского вертолетного завода Вадим Лигай и его советник Александр Лаврентьев.

Позже Вадим Лигай сделал короткое заявление для СМИ, в котором сообщил, что экипаж вертолета сигналов о помощи не посылал – машина просто пропала с радаров.

Создана следственная группа, которая рассматривает две версии крушения вертолета: «отказ оборудования или неправильная эксплуатация воздушного судна командиром корабля либо вторым пилотом», сообщил журналистам заместитель руководителя Нижегородского межрайонного следственного отдела Приволжского следственного управления на транспорте СКП РФ Игорь Потапов.

Второй пилот уже дал показания следователям. Он рассказал, что вертолет вылетел с аэродрома КВЗ в 14 часов, а через 5-7 минут после взлета на высоте около 300 метров возник сильный крен. Вертолет потерял управление и начал резко снижаться. Командир экипажа Петр Чумаков дал команду покинуть воздушное судно, и Ринат Галимов покинул вертолет через дверь второго пилота на высоте менее 100 метров. Фактически на смертельной высоте.

 

Почему остальные члены экипажа не успели катапультироваться из падающего вертолета, выясняет следствие. Однако капитан команды Петр Чумаков был одним из опытнейших пилотов казанского вертолетного завода, заслуженным летчиком-испытателем РФ.

– Следствию также предстоит уточнить, действительно ли командир судна дал команду покинуть борт с парашютами, – продолжил Игорь Потапов. – Для проверки слов второго пилота необходимо расшифровать информацию самописцев, в том числе регистрировавших и переговоры в кабине вертолета.

На все вопросы ответит «черный ящик».

Что говорят очевидцы?

По словам местных жителей, вертолеты КВЗ над Новой Турой летают почти каждый день. Так что многие из них уже научились на слух определять, хорошо ли работает мотор. В этот день большинство очевидцев говорили, что двигатель захлебывался и давал перебои.

– Они ценой своей жизни увели машину от поселка, спасли нас всех, – говорит Владимир Кузьмин, хозяин одного из домов, между которыми упал вертолет.

– Я копался в огороде и услышал, как у них двигатель заглох. Потом завелся и снова заглох. Посмотрел в небо, и мне показалось, что вертолет падает прямо на меня. Я бросился бежать за дом. Тут соседи стали подбегать. Смотрим, вертолет накренился вправо. Из него вывалился летчик за минуту до крушения. Уже на земле он только прошептал: «Спасли», и его лопастью ударило, потом еще… Позже выяснится, что это был второй член экипажа, который мог бы выжить. Первый уже лежал неподалеку в яме, – продолжает Владимир Кузьмин. – Мы «скорую» вызвали и пожарных. Слава богу, и те, и другие быстро приехали. Машина ведь рухнула с почти полным баком. Топливо расплескалось на большой площади. В любой момент могли вспыхнуть близлежащие дома, дворовые постройки, пиломатериалы, автомашины, находящиеся совсем рядом.

Прощание с экипажем

Гражданская панихида состоялась в среду на казанском вертолетном заводе. Погибших – 56-летнего командира судна Петра Чумакова, 55-летнего штурмана Бориса Макаренко, 42-летнего бортинженера Фарида Хуснимарданова и 35-летнего ведущего инженера Максима Иванкова – похоронили на Сухой реке.

Никто из знакомых и коллег не сомневается, что Петр Чумаков и его экипаж совершили героический подвиг, отведя вертолет от поселка. И говорить о «неправильной эксплуатации воздушного судна командиром корабля либо вторым пилотом» как о причине аварии – просто кощунственно по отношению к памяти погибших людей.

Пилоты, летавшие с Петром Чумаковым, его родственники до сих пор не могут поверить в то, что погиб такой человек.

– Он был таким осторожным и аккуратным человеком, – говорит Елена Чумакова, дочь командира экипажа, – настолько точно выверял каждое свое действие, что рядом с ним действительно не было страшно.

 

МЕЖДУ ТЕМ
Жители Новой Туры обеспокоены тем, что над их поселком проходит испытательная трасса казанского вертолетного завода. Конечно, ЧП во время испытаний произошло впервые за всю историю вертолетов «Ми-8». Но у жителей поселка нет уверенности в том, что подобная катастрофа не повторится вновь.

 

Ирина ЧЕРНИКОВА.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*