РАМИЛЬ ТУХВАТУЛЛИН: «У НАС ЕСТЬ ШАНС»

Документ Без Имени

У Казани есть шанс превратиться в один из крупнейших центров кинопроизводства России. Об этом в беседе с журналистом «Недели» рассказал Рамиль Тухватуллин – артист, продюсер, кинорежиссер и, наконец, чиновник в одном лице.

– Рамиль Чингизович! 16 октября в Казани откроется IV международный кинофестиваль мусульманского кино «Золотой минбар», гостями которого, как ожидается, станут такие звезды, как Эльдар Рязанов, Алексей Булдаков и даже, возможно, Эрик Робертс. Между тем кинопроизводство в республике делает еще только первые шаги. Скажите, пожалуйста, как человек, стоявший у истоков создания татарского кино, что сегодня необходимо сделать, чтобы наш кинопроцесс стал непрерывным и работал, словно швейцарские часы?

– Это требует глобального, системного подхода к решению вопроса. Первое, что нужно сделать, – конечно, обеспечить устойчивое финансирование кинопроизводства. Вообще, во всем мире есть коммерческое кино и кино идеологического направления. Европейские страны вкладывают огромные средства в свое национальное кино. Культура в целом, и в том числе кино, как идеология, должны находиться под крылом государства.

В последующем, когда кино у нас встанет на ноги, появятся разного рода внутренние течения: авторское и коммерческое кино, к которому можно будет подтянуть бизнес.

Первый же фильм Рамиля Тухватуллина «Упкын»
стал победителем всероссийского конкурса

Во-вторых, нужно создать собственную производственно-техническую базу, что тоже сопряжено с финансированием. В-третьих, требуется организовать систему подготовки кадров, которая бы ежегодно пополняла кинопроцесс молодыми специалистами.

– Давайте начнем с вопроса о финансах. Для съемок нашумевшего фильма «Кочевник» правительство Казахстана выделило Голливуду, если не ошибаюсь…

– 49 миллионов долларов!

– А каков бюджет ваших фильмов?

– Предполагаемый лимит затрат проекта «Три аршина земли» по произведениям Аяза Гилязова продюсера Светланы Бухараевой (об этом проекте «Неделя» подробно писала в прошлом номере. – Прим. ред.) чуть более 30 миллионов рублей. Фильма «Боркетлэр» («Орлы»), над которым я сейчас работаю, – примерно столько же.

– То есть чуть более одного миллиона долларов?

– Да. Это, конечно, немалая сумма, но люди, которые разбираются в кино, знают, что на техническое обеспечение уходит не менее 70% из этих средств.

– Светлана Бухараева добилась выделения из федеральной казны 15 миллионов рублей?

– У нас та же самая схема. Сейчас федеральным центром будут выделяться просто огромные средства на создание кинофильмов. Финансирование российского кино ежегодно увеличивается, причем в разы! Мы хоть и являемся национальной республикой, но все же находимся в едином правовом поле России и имеем полное право участвовать в освоении этих средств. Правда, тут нужно иметь в виду, что федеральный бюджет выделяет средства на паритетных условиях, то есть при условии софинансирования субъекта федерации.

Когда мы говорим кинопроизводители, то всегда имеем в виду большие центральные студии-гиганты. Но сегодня и в регионах кино постепенно начинает развиваться. Скажем, в Башкортостане очень активно снимают кино, получая финансирование как из федерального бюджета, так и из республиканского. Мы тоже нарабатываем опыт. Другой вопрос – мы должны иметь свое лицо. Или, говоря на языке киношников, свою фишку. Мы – национальная республика. Чем мы сегодня интересны миру или России, где проживает 150 национальностей? Я думаю, им интересно, как и чем мы живем, интересен наш быт, наша история.

– Но ведь Москва кому попало деньги не даст. Надо же иметь кое-какой опыт, а как его наработать?

– Да, согласен с вами. Чтобы получить финансирование из федерального бюджета, ты должен заявить о себе как о художнике с большой буквы. Может, это слишком пафосно сказано, но в любом случае ты должен доказать свою дееспособность, показать, что умеешь доводить начатые проекты до логического завершения, что не работаешь просто в корзину. Твой фильм должны увидеть зрители, на которых он изначально ориентирован. И, естественно, должен уметь выпускать качественный продукт как с художественной, так и с технической точки зрения.

 

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Рамиль Чингизович ТУХВАТУЛЛИН
Начальник управления культуры, спорта и развития языков народов РТ правительства Татарстана

  • Родился 2 октября 1966 года в Аксубаево.
  • В 1987 году окончил Казанское театральное училище и стал артистом Татарского государственного академического театра им. Г. Камала. И поныне играет главные роли в нескольких спектаклях. Удостоен почетного звания «Народный артист Республики Татарстан».
  • В 1999 году окончил филфак КГУ, в 2008 году – юрфак Академии «ТИСБИ».
  • С 2005 года является президентом Фонда развития киноискусства РТ «Татарстан-синема».
  • Студия «Рамай», генеральным продюсером которой он является, за фильм «Упкын» («Пропасть»), посвященный 200-летию МВД России, получила «Серебряного Георгия» и первое место в конкурсе.
  • К 1000-летию Казани снял фильм «Зулейха» (по одноименной пьесе Гаяза Исхаки), который был удостоен в 2006 году приза зрительских симпатий на международном фестивале «Berlin Asia-Pacific Film Festival» в Германии.
  • В 2007 году еще один фильм – «Дилемма» – получил приз зрительских симпатий III международного кинофестиваля мусульманского кино в Казани «Золотой минбар».
  • С марта 2007 – начальник отдела (а ныне – управления) культуры и развития языков народов РТ правительства Татарстана.
  • С 2008 года – доцент кафедры киноискусства Казанского государственного университета культуры и искусств.
  • Женат, воспитывает двух дочерей.

 

– Вот вы говорили о своей фишке. Какой она должна быть у татарского кино?

– Сегодня много об этом спорят. Но мы сейчас находимся на этапе становления и еще только намечаем вектор своего развития. Естественно, в силу исторически сложившихся причин мы пока не в состоянии конкурировать с крупнейшими мировыми киносиндикатами, но зато у нас есть огромное желание создавать кино. Когда у нас появляется художественный продукт, через участие в различного рода фестивалях мы создаем общественный резонанс, который пробуждает к нам интерес центра, кинопроизводителей и бизнеса. Потому что хороший продукт востребован везде.

Еще бы хотел отметить, что стараюсь в своей работе делать большой упор на анимацию. У нас есть огромный шанс и желание создать свою современную мультипликацию. Это очень важный аспект! Если в кино мы уже отстали намного, то в анимации можем идти в ногу со временем и даже в некотором роде работать на опережение. Сейчас мы практически завершаем работу над мультфильмом «Шурале» по сказке Тукая. При этом используем самую серьезную современную технику, которая, например, использовалась при создании «Шрека». Ребят в группу я собирал со всей республики. Не растерять бы таких специалистов! А то, например, уехал кинооператор Рафик Галеев, один из операторов фильма Сергея Бодрова-старшего «Монгол». А мог бы работать в Татарстане.

– На днях в аппарате правительства Татарстана произошли кое-какие изменения. В частности, отдел культуры и развития языков народов РТ, возглавляемый вами, преобразован в управление культуры, спорта и развития языков народов РТ. Ваше повышение по карьерной лестнице что-то даст татарскому кино?

– На самом деле я здесь, в правительстве, для этого и работаю. Сейчас у меня значительно расширился пласт деятельности, однако кино, конечно, остается самым большим приоритетом. Кому же, как не мне, его продвигать и лоббировать?

– Кстати, о лоббизме. Ходят разговоры о том, что Казань может стать одним из киноцентров федерального уровня?

– Да, в целом по России будет создано семь-восемь киноцентров. Для создания центра кинопроизводства Поволжского региона предполагается выбрать Казань. Понимаете, в чем дело? Художественный продукт, если он качественный во всех своих аспектах, – и в техническом, и в художественном и так далее, – интересен везде, во всем мире. В советское время, например, вполне успешно работали «Киргизфильм», «Казахфильм» и выпускали огромное количество картин! Грузины так вообще шедевр за шедевром выдавали! И у нас сегодня есть шанс.

Казань уже имеет действующую базу с полным циклом. Да, она требует реконструкции, обновления оборудования, но это другой вопрос. Главное, мы ее сохранили и у нас на казанской студии кинохроники не переставали работать специалисты, в то время как в бардаке 90-х годов многие другие развалили свои кинобазы. Единственное, что нам требуется, – построить большой павильон. Но я не считаю это нерешаемой проблемой, тем более что Москва готова софинансировать данный проект.

– Рамиль Чингизович, в завершение нашей беседы давайте вернемся к ее началу – фестивалю «Золотой минбар». Что он нам дает?

– Он дает массу возможностей! Во-первых, это уже узнаваемый в мире бренд, который помогает привлечь внимание к Татарстану. Поскольку фестиваль мусульманский, он вызывает огромный интерес в восточных, азиатских странах. Ежегодно расширяется география фильмов-участников. К нам приезжают звезды, идет общение, позволяющее поближе узнать и понять друг друга. Немаловажная часть – политическая составляющая. Мы показываем, что ислам – не есть терроризм и ничего общего с ним не имеет. Также фестиваль всех нас очень подстегивает. Если мы проводим такой фестиваль, как «Золотой минбар», у нас нет права не иметь свое кино.

 

ПЯТЬ ЧЕЛОВЕК НА МЕСТО

– Вы упомянули о необходимости подготовки кадров. Расскажите, пожалуйста, о кафедре киноискусства, открытой в этом году в университете культуры и искусств?

– Да, кафедра, которую я возглавил, будет готовить кинорежиссеров и кинодраматургов, в которых мы сегодня очень сильно нуждаемся. Конкурс составил пять человек на место, набрали 18 студентов. К ним будут приезжать корифеи кино, проводить мастер-классы, а доучиваться они будут в Питере и Москве. Одним словом, на месте не стоим, работа идет. Если ежегодно в республике будет выходить по два фильма, как в этом году, я считаю, это будет очень хорошо, просто замечательно!

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. Лично я разочерован работай с Рамилем. Как режесера я его не уважаю. Если в татарстане и будет кино, то наверно не благодоря ему

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*