ДМИТРИЙ КРЫЛОВ: «У НАС ЦИНИЧНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ»

Untitled Document

Сегодня – Всемирный день телевидения. Что мы имеем в содержательной части российского телевидения на этот год и почему современный телепродукт отстает от советского телевидения, – об этом корреспондент «Недели» Сергей Кочнев поинтересовался у известного телеведущего, автора программы «Непутевые заметки» Дмитрия Крылова.

 

«На телевидении трудно что-то новое придумать»

 

– Дмитрий, бывший руководитель советского телевидения Кравченко признался нашей газете, что по своим формам передач нынешнее телевидение России уступает знаменитому бурному перестроечному. Вы с этим согласны?

– Нет. Что касается формы, технической и художественной составляющих, то в этом нынешнее телевидение кажется очень качественным, особенно это заметно в развлекательных представлениях, шоу. А что касается содержания, то оно не просто не перешагнуло тот уровень, а опустилось ниже, даже ниже уровня доперестроечного, советского телевидения. Поэтому всевозможные ледовые, приключенческие шоу, которые заполняют наши экраны, сделаны гораздо лучше, чем западная продукция – появились специалисты, ловко это делающие. Но далее мне смотреть это неинтересно, потому что эти шоу абсолютно пустые.


– Почему так?

– Потому что трудно что-то новое придумать! Если мы попытаемся вспомнить именно наши достаточно высокие достижения в телевидении и начнем при этом загибать пальцы, то остановимся на третьем или четвертом пальце – «Что? Где? Когда?», КВН. И уже задумаешься, а есть ли у нас третье, которое не является лицензионным и взятым со стороны. (Смеется). Конечно, телевизионным менеджерам проще купить этот проект и сделать подобный аналог у нас, чем придумать что-то свое. А если начинают придумывать, то получается либо «нафталин», либо «фанера».


– Пожалуй, последнее чисто наше «изобретение» – программа «Жди меня».

– Вот мы с вами три-то и насчитали! Но тут надо сделать поправку – предшественницей «Жди меня» была программа «От всей души»: это не одно и то же, но это близкие вещи. Это социальные, человеческие программы, рассчитанные на доброту души и сердца и приносящие на наших глазах какую-то пользу людям.


– Вы согласны с тем, что телевидение, скажем так, мало обслуживает рядовых членов общества и работает в основном для власти и элиты?

– Согласен. Я для себя в свое время вывел, что такое наше телевидение. Я хотел придумать в программе «Телескоп» рубрику «Телевидение для богатых», «Телевидение для бедных». Хотя мы вслух об этом не говорим, но телевидение у нас существует и для бедных, и для богатых, потому что все, что гламурное и желтое, – это для «офисного планктона», для менеджеров, для «новых русских». В общем, для того мелкобуржуазного слоя, который у нас существует. Они не составляют большинство, но телевидение почему-то ориентируется именно на них.

А передачи «Жди меня» или «Играй, гармонь!» обращены к людям простым. А они составляют если не большинство, то половину точно, но не являются предметом обращения, потому что для телевизионных менеджеров они нерекламоемкие, не ориентированы на рекламного потребителя и не вызывают интереса. У меня такое ощущение, что это какая-то социальная уступка, чтобы сказать: «А у нас есть социальная программа! Почему вы говорите, что у нас одна развлекаловка, рассчитанная только на «новых русских»?


– Но почему же наше ТВ ушло в скандальность, криминал и развлекаловку?

– Дело в психологии людей. Почти все наши каналы эксплуатируют не самые лучшие качества человека, спекулируют на них. Да, люди несовершенны, и если бы они были лучше, чем мы о них думаем, то все бы смотрели с утра до вечера канал «Культура». Однако этого не происходит, и большинство зрителей предпочитают смотреть программу «Максимум», а не замечательные концерты на «Культуре».

Что значит этот дурной тон? Телевидение либо провоцирует худшие стороны, либо пытается пробудить в нас лучшее. А поскольку худшее, криминальное, эпатажное всегда вызывает интерес вследствие психики человека, телевидение цинично этим пользуется, поскольку на этом оно зарабатывает деньги, поставляя рекламу в эти передачи.

Это все вопрос социальной ответственности, и это понятие руководители наших каналов напрочь утеряли, и вспоминают об этом только тогда, когда выпускают важные социальные программы. Я не хочу сказать, что все телевидение должно состоять сплошь из социальных и вспомогательных передач. Конечно, нет, потому что люди хотят и петь, и веселиться и так далее. Но нарушен баланс – очень откровенно и очень неправильно: здесь нет злого умысла, но есть социальная безответственность этих людей. Заработать деньги любым способом, не думая о душах старших и молодых людей – основы нашего общества, это аморально!


– Многие видят выход в создании общественного телевидения, хозяином которого будем мы, зрители, а не власть или какая-то коммерческая структура.

– Это время придет, и этот путь, если не единственный, то один из самых правильных. Когда телевидение зависит не от рекламодателей, а от абонентской платы самих зрителей, то вы получите качественное телевидение, где есть и социальная составляющая, и развлекательная, и художественная, но никак не зависящая от каких-то коммерческих интересов. И когда это телевидение будет зависеть только от зрительского взноса, то и люди в таком случае будут работать там менее зависимые от кого бы то ни было!

Пока эта система не вполне реальная и я не хочу ее романтизировать, но это один из лучших вариантов. А для этого необходимо желание самого общества, и кто-то должен общественное телевидение продвигать – либо тот, кто обладает общественным и политическим весом, либо идея должна идти из государственных, кремлевских структур, которые должны быть в этом заинтересованы. Но пока это желание не проявилось ни с той, ни с другой стороны – нет ни лидера, ни позыва из кремлевских стен.


– Так за каким же телевидением будущее?

– За общественным!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*