«ГАЗЕТА – ЭТО ЗЕРКАЛО ЖИЗНИ»

Untitled Document

13 января отмечался День российской печати. По мнению зарубежных медиков, чтение газет может способствовать продлению жизни человека на несколько лет. О том, какую еще пользу должны нести печатные СМИ россиянам, «Неделя» выясняла у известного политического обозревателя газеты «Комсомольская правда» Александра Гамова.

 

«Сейчас, мы, журналисты, должны людям ПОМОГАТЬ.
И именно людям, а не власти!»

– Александр, незадолго до кризиса известный рок-музыкант Юрий Шевчук сказал, что российское общество перестает ДУМАТЬ. Может, от того, что россияне больше СМОТРЯТ ТВ, а не читают газеты?

– Нам, россиянам, всегда не хватает вдумчивости по каким-то важным проблемам. Но мне кажется, именно сейчас наступил тот самый момент, когда мы задумываемся, как будет жить мир, Россия, как будут жить наши семьи.

– Бурный информационный век не подталкивает вас на мысль, что газет и журналов будет меньше, как порой прогнозируют?

– Думаю, это не так. То, что и в Москве, и в провинции, судя по тому, как к обеду все основные газеты сметают с прилавков, тем более с задиристыми заголовками, говорит о том, что людей газеты интересуют. Они читают и на улице, и в метро, и, надеюсь, что после этого все-таки думают. А может, и до этого думают, а затем координируют свои мысли с журналистами?

Поэтому рано нашу печатную прессу хоронить и говорить о том, что все это проходит. Когда бурно начало развиваться телевидение, многие думали, что люди перестанут ходить на стадионы, в театры, концертные залы. Но этого же не случилось – мы смотрим и телевидение, и ходим на футбол. Это разные вещи! И даже сейчас, в век Интернета, говорить о том, что печатные СМИ изжили себя, тоже нельзя, хотя, идя в ногу со временем, многие развивают свои интернет-издания. И даже говоря иронично, в газету удобнее заворачивать: бумага стала лучше, красивее, и человек, купив газету для головного убора, обязательно что-то почитает, либо потом это сделает. Поэтому мы с вами не пропадем никогда!


– Не пропадем, если в газетах будет больше правды. Многие считают, что ту же политическую правду чаще можно встретить на страницах печатной прессы, чем на телевидении. Вы с этим согласны?

– Смотря что под политической правдой понимать. Если брать Первый канал и сравнивать его с бульварной прессой, то, конечно, они не могут быть конкурентами. С тех пор, как у нас появилось радио, телевидение, издания просто дополняют друг друга, и говорить о том, что удобнее печатать политическую правду в печатных изданиях, нежели обнародовать по ТВ, я бы не стал.

Другое дело, что в российской журналистике сейчас наступает очень уникальный момент. Подобного не было, может, с осени 1993 года, когда господствовало выражение «Как слово наше отзовется?» В свое время Жюль Ренар говорил, что к слову нужно обращаться осторожно, как к заряженному пистолету. И это очень актуально сейчас, потому что сейчас, мы, журналисты, должны людям ПОМОГАТЬ. И именно людям, а не власти!


– Например?

– Вы, наверное, заметили, что президент Медведев за последние три недели дважды встретился с генпрокурором Чайкой по одному и тому же вопросу – растет число российских безработных. В этом году их количество может превысить два миллиона человек – уже сейчас попали под сокращение 53 тысячи человек, скоро уволят еще 271 тысячу. С одной стороны, мы можем кричать, что власть докатилась до того, что люди выходят на митинги. Но, думаю, в «верхах» тоже происходят конструктивные вещи, поскольку сам часто бываю на заседаниях правительства.

Да, можно сделать репортаж о митинге безработных, а можно посмотреть и на то, как на том или ином предприятии обходятся с людьми и соблюдают трудовое законодательство. Допустим, предприятие закрывается или временно сокращает персонал. Руководители часто прибегают к такому варианту: чтобы не портить статистику и не выплачивать выходное пособие, они заставляют людей писать заявление по собственному желанию. Если человек это сделает, то потеряет многое: его и на учет не поставят, и пособие по безработице он не получит, о нем не будут заботиться…

К чему это я? К тому, что людям нужно помогать выживать в сегодняшних условиях! Если есть нарушения, то писать о них, так как это очень важно.

Перед Новым годом я спросил у Владимира Путина: «Как долго продлится кризис?» Он сказал, что стабилизация мировых финансов наступит в четвертом квартале 2009 года, а оздоровление экономики России начнется во втором-третьем квартале этого года. И если сейчас жить одним днем, разогнать коллектив, сдать в аренду по «дешевке» заводские площади, то через год-то стране могут потребоваться и машины, и станки, и ткани, и костюмы. А где найти специалистов? Если и до кризиса было проблемой найти хорошего токаря в стране, то что будет теперь? Поэтому важно не только ставить проблему, но и помогать, подсказывать.


– Политик, с которым вы чаще всего общались и общаетесь в течение долгого времени, это Виктор Черномырдин. Личность неординарная и приковывающая внимание всегда еще и в силу того, что он мастер афоризмов. Как думаете, сейчас больше закрытых политиков?

– Любого человека можно «раскрыть», «расколоть» в хорошем смысле. Черномырдин продолжает оставаться на политической арене, есть очень хорошие и необычные политики типа Рамзана Кадырова – я с ним очень много работал и продолжаю работать, это и Сергей Степашин, и Сергей Шойгу. Это уникальные личности, и сейчас я пишу книгу, где присутствуют все эти люди.


– Реакция властьпридержащих на те или иные замечания прессы в их адрес в России бывает очень болезненной, особенно на региональном уровне. Исходя из вашей практики, можно сказать, что реакции политиков времен Ельцина и времен Путина отличаются?

– Не могу сказать, что она как-то сильно отличается. Некоторые коллеги в своих книгах вспоминали, как в ельцинские годы меня лишали аккредитации в Кремле, с треском выставляли меня оттуда. В принципе, это нормально, когда власть болезненно реагирует на какие-то ситуации, и сейчас это тоже есть, и это хорошо. Было бы хуже, если бы она вообще не обращала на критику внимания! Ельцину в свое время говорили: «Вот, такая-то газета выступила очень резко. Давайте подадим в суд!» Но он отвечал: «Не могу – свобода слова».

С другой стороны, знаю, что региональные власти часто болезненно реагируют на выступления в газетах и на ТВ. Но они должны относиться к этому конструктивно, осознавая, что недостатки присутствуют в работе той же власти не потому, что о них пишут журналисты, а потому что их совершает сама власть. На себя в зеркало сперва надо посмотреть, а газета – это как раз зеркало жизни, и если оно не кривое, а нормальное, то исправляйте эти недостатки.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*