ТАТЬЯНА СУДЕЦ: «ДИКТОР – ПРОФЕССИЯ ВЕЧНАЯ!»

Untitled Document

Более 20 лет улыбка, обаяние и оптимизм диктора Татьяны Судец наполняли программы советского телевидения. Их было немало – это и официальная программа «Время», различные музыкальные, детские и молодежные программы. Несмотря на исчезновение дикторской профессии, Татьяна Судец отнюдь не потерялась в новом времени. Где могут увидеть ее многочисленные преданные зрители – об этом и не только новогоднее интервью известного диктора специально для «Недели».

 

«Я до сих пор
не понимаю,
как на ТВ взяли меня, девочку с улицы?»

 

«Старые клячи»
шли по трем каналам!»


– Татьяна Александровна, наверное, в новогодние дни вы особенно пристально смотрите на то, чем одаривает нас «голубой экран»?

– Смотрю, но чаще всего бывает грустно, когда видишь, каким стало телевидение. А в эти праздники, если честно, я очень расстроилась, поскольку все эти дни показывали «Властелина колец», а я не хочу его смотреть! Конечно, могут сказать: «Не нравится – переключи!», но, с другой стороны, и смотреть-то больше было нечего.


– Из-за присутствия одних и тех же лиц на главных каналах?

– Одни и те же лица уже стали притчей во языцех, и говорить об этом уже неинтересно. Есть непонятное для всех слово «рейтинг». А кто его устанавливает, кто говорит, что хорошо, а что плохо, также неясно, но именно он, рейтинг, правит балом и на телевидении, и на эстраде – в общем, везде! Нынешние программы – это «перепечатка» с западного телевидения, хотя у нас абсолютно другой тот же юмор – у них юмор для дураков. А у нас ведь много умных людей, и когда они слышат хохот ни с того ни с сего, у них возникает вопрос: «Почему смеются? Зачем смеются?»


– В таком случае в эти дни лучше…

– …На улицу пойти или фильм хороший посмотреть! Но ведь не у каждого есть видеомагнитофоны или «тарелки», где можно выбрать передачу, поэтому приходится смотреть, что дают.


– Вы вспоминаете советские подходы к новогоднему «программированию»?

– Существовало строгое планирование, и одному и тому же фильму нельзя было появляться на обоих каналах. А сейчас какое-то дежавю – на одном канале конец этого фильма, на втором – середина, на третьем – начало, и я не понимаю: у нас что, других фильмов нет? В этом году «Старые клячи» шли по трем каналам!
На некоторых телеканалах показывали почему-то грустные фильмы, но ведь в это время должны демонстрироваться только веселые программы и кинокартины. Раньше важно было показать все то хорошее, что произошло за год, а теперь показывают только фонограммщиков, то, что не близко ни уму, ни сердцу, ни душе. Поэтому ночью я смотрела китайский цирк, концерты Элтона Джона и Элвиса Пресли – это можно смотреть сколько угодно!


600 с лишним
человек на место


– Собеседниками нашей газеты были ваши коллеги по исчезнувшему дикторскому цеху – Игорь Кириллов и Анна Шатилова. Но именно у вас я хочу спросить: сколько бы еще прожила на нашем телевидении эта профессия, если бы от нее не отказались в 1996 году?

– Эта профессия вечная, а тележурналисты просто ее подменили. Тогда это были профессионалы с правильной речью, умением красиво говорить, читать, держаться. А нынешние журналисты считают, что, если ты сел перед экраном и неважно, шепелявый ты или картавый, ты смог прочитать текст, и это прекрасно. Но ведь многие просто читают и даже не понимают, что они читают! А нас-то этому учили, поскольку это была серьезная профессия, которую собирали по крупицам и сделали ее удивительной, а теперь слово «диктор» стало ругательным.


– А тогда это было равносильно тому, чтобы стать…

– Героем Советского Союза! Космонавтом!


– О невероятных конкурсах на артистов кино и театра мы слышим часто, а о дикторских редко. Как все было в случае вашего пути попадания на телеэкран?

– Когда я пришла, то конкурс составлял 600 с лишним человек на место! Выбрали же только четверых. Я до сих пор не понимаю, как взяли меня, девочку с улицы?


– Может, для телевидения оказалась кстати уже имевшаяся у вас профессия радиоинженера?

– Она была близка только тем, что связана с аппаратурой, и все! А все остальное – уже разное.

 

Приемную комиссию Татьяна Судец
покорила своей непосредственностью

 

Покорила
непосредственностью


– А почему, кстати, вас потянуло в энергетический вуз?

– Я любила математику, и меня даже брали в математическую школу МГУ после восьмого класса – туда я прошла. Но решила выбрать техникум, где платили стипендию 28 рублей 50 копеек и еще выбрали комсоргом. Хотя мою маму еще долго уговаривали вернуть меня в математическую школу за мои способности.


– А какие же ваши способности покорили приемную комиссию?

– Сказали, что непосред-ственность! (Смеется). Сейчас я преподаю в школе телевидения и всем своим студентам говорю: «Надо всегда быть самим собой, не «выделываться»! Конечно, любить зрителя!» Поверьте, тогда будет очень легко работать, зритель тебя полюбит. А моя учительница – первый диктор телевидения Нина Кондратова – говорила: «Да, тебе эта программа неинтересна, но ты должна ее так вести, чтобы было интересно всем, потому что у каждой программы есть свой зритель!» Этому я и учу своих учеников.

К тому же профессия диктора или ведущего универсальна – это и актер, и режиссер, и оператор, и редактор, и корреспондент. То есть все профессии, какие есть на телевидении, объединяются в дикторе или ведущем.


– Что огорчает: в последнее время ведущими становятся актеры, актрисы, спортсмены, певцы…

– Это опять же все идет с Запада!


– Этот процесс будет еще долго идти?

– Не знаю. Раньше мне казалось, что это ненадолго, но как видите – нет ничего постоянного, чем что-то временное.


– Но ведь ваши ученики наверняка задают вам подобные вопросы, переживая за получаемую профессию?

– Конечно, задают, но я же им не могу ответить, что у нас теперь другая политика. Если раньше людей брали на ТВ за их способности, таланты, то теперь берут за другое – я им это говорю честно и откровенно, но от меня многое не зависит, к сожалению. Но я рада, что мои ученики работают и на кабельном телевидении, где прекрасно себя зарекомендовали, и часто благодарят меня.

 

УЧУ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ
– Каким был самый запоминающийся эфир в вашей жизни?
– Это была программа «Мне 16 лет». Через два месяца после прихода на телевидение меня пригласила молодежная редакция, и в эфире этой программы, где вручали паспорта, я вручила паспорт Максиму Никулину.
– Согласитесь, что чем меньше профессиональных дикторов на экране, тем засореннее речь – как сленгом, так и иностранными словами.
– Мы и раньше призывали не засорять нашу речь иностранными словами, но одна из профессоров сказала: «Так было всю жизнь. Время идет, речь меняется, и иностранные слова были всегда: во времена Пушкина тоже было много французских слов!» Но тогда люди понимали, о чем они говорят, а сейчас многие не понимают тех же слов «гламурный», «креативный».
Я очень горжусь тем, что на православном канале «Радость моя» веду программу «Грамматические истории», где учу детей правильно говорить. Хотя, впрочем, не только детей – порой даже взрослые не знают, куда ставить ударение или что обозначает то или иное выражение.

 

Девальвация
профессии


– Телевидение, на котором вы трудились, отличалось еще и оригинальными собственными «изобретениями» – программой КВН, «Что? Где? Когда?» Сейчас в ряду популярных – ледовые, танцевальные, цирковые, песенные шоу со звездами. Как вы смотрите на эти телепредпочтения российских зрителей?

– Здесь идет девальвация профессии. Фигуристы катаются на коньках с раннего детства, и в цирке работают с детства, и поют с детства, а тут берут «звезд» и якобы обучают их ПРОФЕССИИ! Но этого делать нельзя! Потому что это труд огромный, многолетний, каждодневный. А то, что получается сейчас, это ерунда. В той же «Фабрике звезд» все упиралось в деньги: кто богаче, тот и звезда! Все на продажу, что называется! (Смеется).


– В ряду чисто отечественной телепродукции и «Спокойной ночи, малыши!», которую довелось вести и вам тоже. Но я читал, что вы очень любили работать в программе «Умелые руки». Почему?

– Ее, кстати, заменили потом «Очумелые ручки», но «Умелые руки» были программой доступной как для детей, так и для взрослых. Использовались такие материалы, как бумага, карандаш, пластилин, клей, ножницы, иголки. Сейчас же в «Пока все дома» все предлагается сделать взрослым, а не детям. А ведь мы приучали детей к ТРУДУ – по линейке чертить, аккуратно вырезать, лепить; главное – что-то делать своими руками! Мы учили вязать крючком, а поделки потом нам присылали просто замечательные! Кстати, до этого я специально закончила курсы вязания крючком.

 

 

Главное
в вечеринках –
общение


– Чем, кроме педагогической деятельности, зарабатывает себе на хлеб Татьяна Судец?

– Концерты, корпоративы, юбилеи – я не брезгую этим! (Смеется). Мне это нравится!


– Это торжества чаще для людей вашего поколения?

– Не всегда. Недавно я вела и молодежную новогоднюю вечеринку. Это были очень хорошие ребята, и я им показала, как надо веселиться по-настоящему, без пьянки. Хозяин кафе даже удивился: «Вы провели с ними шесть часов, и ни одного пьяного!» А я ответила: «Так и должно быть! Надо занимать людей не пошлыми конкурсами».


– И чем же вы заняли молодых?

– Я предложила им рассказать, что у них нового произошло за прошедший год, и каждый с удовольствием рассказывал об этом. А ведь главное в вечеринках – общение! И еще: мы все дети и все хотим праздника, хотим, чтобы с нами кто-то занимался.


– По нашей традиции, Татьяна Александровна, ваши новогодние пожелания всем нашим читателям в Татарстане.

– Вы знаете, я была в Набережных Челнах, ходила по цехам «КАМАЗа» и домой приехала полная впечатлений от корпусов завода, в которых даже на велосипедах ездили! Всем читателям я желаю быть немножко дружнее, любить тех людей, которые рядом с тобой, и быть внимательнее и добрее друг к другу! Доброты вам всем!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*