КУРАМ НА СМЕХ

Untitled Document

37,8 млрд. яиц было произведено в России в 2008 году. Неплохой результат, если учесть, что это всего лишь на 0,3% меньше, чем в позапрошлом году. Кто бы мог подумать, что успехи птицеводства не порадуют министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева. Он предложил ввести квоты для производителей. Пока это касается яиц, но затем под горячую руку может попасть и курятина.

 

 

– Мы подходим к тому, чтобы производство яиц в плановом порядке регулировать, может быть, через квоту», – сказал Алексей Гордеев. Через три года аналогичный механизм Минсельхоз намерен применить и к мясу птицы, ежегодный рост производства которого составляет 15-16%. Такие темпы, по словам министра, позволят отечественным птицеводам уже в 2010 году довести производство до уровня продовольственной безопасности страны, который предполагает, что импорт должен обеспечивать 20% потребления. Все это, по задумке министра, должно оградить российский рынок от «проблем перепроизводства», а также уберечь от падения цен, чтобы «не лихорадило наших производителей».

Впрочем, пока на рынках яиц и птицы не наблюдается этих тревожных явлений. Это подтверждается и динамикой цен: среди продуктов питания яйца до середины лета были в лидерах понижения цен, а затем вышли в локомотивы инфляции. Но в целом это еще не перепроизводство. В норме за год человек должен поглощать 72 кг мяса, россияне же употребляют 57-58. Конечно, большая часть съедаемого россиянами мяса – именно курятина, как наиболее недорогой вид. Но снижение ее выпуска или даже остановка производства на нынешнем уровне означает, что россияне будут просто недоедать. К тому же непонятно, делал ли Минсельхоз в своих расчетах поправку на кризис. Ибо уже идет перераспределение потребления мясопродуктов – последние полгода люди переходят с дорогих сортов мяса на более дешевую курятину. Это увеличит спрос на мясо птицы. А импорт будет только дорожать.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что действия Минсельхоза направлены на повышение цен.
– Они противодействуют ценовой конкуренции, тому, что-
бы производители снижали цену. При этом Минсельхозу прекрасно известно, что основная проблема вызвана не тем, что слишком высокие цены у производителей, а тем, что слишком высокие цены в торговле.

Владелец крупного птичьего бизнеса сенатор Сергей Лисовский считает, что надо не обороняться, а наступать, накормив своей курятиной Россию, накормить соседей.

– Если и ограничивать, то только экспорт, – заявил он РЕН-ТВ. – А у нас, например, львиную долю московского рынка яйца захватила Белоруссия. И если у нас не будет совместного… единого государства с Белоруссией, скорее всего надо будет квотировать не внутреннее производство, а белорусское яйцо. К сожалению, любое квотирование, любое ограничение, любое распределение российским правительством приводит к коррупции. Это аксиома. Так же как квоты на импорт, которые являются источником доходов некоторых чиновников российских.

Нецелесообразным считает введение механизма квотирования производства мяса птицы генеральный директор ЗАО «Ставропольский бройлер» Дмитрий Авельцов.

– Рынок сам способен себя отрегулировать, – отметил он. – Слабые и неэффективные производства будут «отмирать» в условиях жесткой конкуренции на внутреннем рынке. Внутреннее квотирование – это европейский опыт, но там такие процессы обусловлены экологическими факторами. В нашей стране использование дополнительных мер помимо квотирования, а, скажем, стимулирование экспорта, так же малопривлекательны, – считает Дмитрий Авельцов.

По его мнению, чтобы вступить в конкурентную борьбу с зарубежным производителем, Россия имеет менее выгодные климатические условия для выращивания птицы, чем Бразилия или США, где «вдобавок хорошему климату сильно «перекошена» структура потребления мяса птицы – белое мясо приоритетней красного – «окорочков».

– Считаю, что лучше выбрать «стратегию невмешательства» в саморегулирование внутреннего рынка, но при условии жесткого квотирования импорта, ведь именно он несет нерыночный фактор конкуренции, – сказал гендиректор «Ставропольского бройлера».

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. Когда говорим о конкуренции — нужно понимать, что конкурировать возможно только в равных экономических и политических условиях. Мне интересно, как нам достигнуть такой же себестоимости мяса бройлеров в наших природно-климатических условиях, где расчетная Т зимняя равна -35 градусов мороза? Не лукавлю, пишу про реальную бройлерную птицефабрику, принадлежащую нам. А себестоимость зерна при всем желании и при активном внедрении нами современных технологий выращивания зерна не может быть ниже 4500 руб/т.? А цена на удобрения, на солярку. Заметьте, все контролируют цены на АИ-92 (для легковых машин и автомобилей торгашей) , а ведь обрабатывают землю трактором, комбикорм перевозят Камазом, работающими на дизтопливе. А каковы цены на электроэнергию? Верхом цинизма было уравнять сельхозпроизводителя с точки зрения энергетиков с парикмахерской, магазином и другими объектами малого бизнеса. Запретительными тарифами энергетики лишили крестьянина доступа к единственному им доступному в большинстве районов благу — электроэнергии. Пока торгаши, бухгалтера и иные комерсанты будут определять правила игры — говорить о конкуренции в сельском хозяйстве бесполезно, и разговоры о продовольственной безопасности — пустой звук.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*