ВРЕМЯ, ПРОЖИТОЕ ВМЕСТЕ…

Untitled Document

…Рассекая темноту ночи, мчимся в сторону Заинска. Рассвет не торопится вступать в свои права. На самом краешке горизонта, создавая иллюзию летней зари, протянулась тонкая розовая лента. Оставаясь верными поговорке «кто рано встает, тому Бог подает», мы и на этот раз не стали изменять своим привычкам и двинулись в дорогу раньше солнца. К тому же деревенский житель к этому часу уже успевает выспаться. Заинск – далеко, а мысли – вот они, близко.

 

В предвыборной платформе Ильшата Фардиева – реальные обязательства,
основанные на требованиях жизни

Пять лет назад Ильшат Шаехович Фардиев – генеральный директор ОАО «Татэнерго» – был выдвинут от двух районов этого региона в депутаты Государственного Совета Татарстана. Среди его доверенных лиц была и я. Пять лет – срок немалый, многое может забыться. Но я помню те дни отчетливо, как сейчас. И какую бы деревню, какую бы встречу или собрание я сейчас ни вспоминала, убеждаюсь снова и снова: те предвыборные моменты, оказывается, все еще живы в памяти. Вы скажете: «Значит, память у тебя хорошая». Однако природа умна: она не засоряет мозг и вымывает из него ненужное, как грязную воду.

«Сверху»
никто не диктовал

Я думаю, что тот период потому и отпечатался в душе, что стал очень серьезным событием в моей жизни. Обычно, когда наступает время выборов, народ начинает ворчать: «Сверху спустят указания, используют административные ресурсы и проведут своих депутатов…». Я не стану подтверждать или опровергать это мнение. Не знаю, как это происходит у других. Но в тех выборах, в которых участвовала я, «сверху» никто не диктовал, а «ниже-стоящие» не прислуживались.

От Заинского округа было зафиксировано 58 тысяч избирателей: 18 тысяч – в Нижнекамском районе и 40 тысяч – в Заинском. Руководство Нижнекамского района особо не суетилось: мол, голосуйте за этого кандидата. Правда, сельские Дома культуры, клубы, школы были предоставлены в наше полное распоряжение, а потому мы имели возможность встречаться и говорить с нижнекамцами открыто.

Что же касается Заинского района… Ну разве Ринат Фардиев – глава района, который ненавидит показушность, командный стиль руководства, давление сверху, – станет применять «административные ресурсы»? С самого начала предвыборной кампании он встал на позицию: «Свобода народа не ограничена, у каждого – своя голова на плечах».

Судьба кандидата выглядела примерно так: перед тобой – глубокое море. Нет ни лодки, ни моста. Если хочешь добраться до того берега – плыви! Перед началом агитации руководитель штаба Рамиль Галиуллин вручил мне список: «Вот села, которые закреплены за тобой». Просмотрела я список и очень удивилась. Оказалось, что во многих местах я, как доверенное лицо кандидата в депутаты, должна выступать одна. Мы же привыкли: во время предвыборной кампании прибывает целая группа представителей администрации – заместители, заведующие, руководители хозяйств. Вся эта толпа поднимается на сцену и начинает наперебой хвалить кандидата… «Ты не удивляйся, – сказал Рамиль, – Ринат Шаехович ни за что не позволит подчиненным петь дифирамбы – даже в честь своего родного брата».


Душа народа –
бездонный колодец

Агитационная кампания 2004 года, на мой взгляд, была нелегкой. Может, кто-то и склонен считать выборы политической игрой, но я восприняла это как серьезный экзамен для Ильшата Шаеховича. Народ наш только со стороны кажется тихим да смирным. И многие ошибаются, думая, что его можно победить криком, угрозами, запугиванием или обмануть красивыми словами, обещаниями. На самом же деле душа народа – это бездонный колодец. Если ты, стараясь достать воду, ненароком уронишь ведро – держись! Одному богу известно, что тебе придется потом выгребать со дна этого колодца…

На рынке плохой товар обычно расхваливают, стараясь «всучить» покупателю. Но наш кандидат, к счастью, не нуждался в том, чтобы его превозносили до небес, «украшали» разными словесами, – такие приемы он категорически не принимал.

Скрывать не стану, в «колодце» оказалось много неожиданностей. Куда ни придешь, народ обиженно ворчит: «Какая нам польза от этих депутатов?..» И ты должна отвечать перед людьми и за тех парламентариев, которые раньше избирались от этого округа, но на следующий же день после выборов забыли о своих избирателях. В этом смысле мне изрядно досталось от нижнекамцев.


Два брата – два крыла

Однако, несмотря на это, мы все-таки находили общий язык и расставались уже друзьями. Я никогда не была склонна огульно обвинять весь народ. Оснований для этого нет. Потому что всегда бывает какой-нибудь зачинщик, всплывающий «со дна» колодца. Обычно он не житель этого района, этой деревни – он приезжает изредка (от него односельчанам никакой пользы!) и любит молотить языком. На общих собраниях такие, как правило, садятся в средних рядах. В их глазах – хитрость и злоба. А окружающие иногда верят в его «правду» и примыкают к нему. И стоит тебе что-то не так сказать, как скандалист тут же начинает накалять обстановку, превращая аудиторию в бушующее море. Не исключено, что тебя смоет «волной» за дверь…

Были тогда и те, кто высказывался: мол, нам двоих Фардиевых не надо. Сейчас я думаю и понимаю: а ведь братья Фардиевы для Заинского района стали словно два крыла, поднявших район в высоту! И если сегодня кто-то вздумает порочить их имена – люди могут запросто такого поколотить. К сожалению, поговорка «что имеем – не храним, потерявши – плачем…» – это про нас. Когда Рината Фардиева провожали в последний путь, процессия не помещалась на улице. Весь Заинск проливал слезы. И с тех пор там поселилась печаль. Она своими большими глазами смотрит на нас отовсюду… И кажется, что вот сейчас откуда-нибудь появится Ринат…

 

ЧУЖАЯ БЕДА –
КАК СВОЯ СОБСТВЕННАЯ
Человек чаще всего вспоминает Бога, когда попадает в беду. За эти пять лет у меня создалось впечатление, что избиратели обращаются к депутату в самые тяжелые для них моменты жизни. Чуть ли не каждый день на имя Ильшата Фардиева приходят письма. Целый дождь писем. Телефон звонит и утром, и вечером, даже ночью: «…прочитал ли депутат мое письмо?..», «…рассмотрел ли он мою просьбу?», «…сможет ли он мне помочь?» и так далее. И кажется порою, что со страниц этих писем капают слезы… И незаметно для тебя чужая беда становится твоей собственной, и ты начинаешь думать о том, как бы быстрее помочь человеку.

 

«Наш депутат!»

А процедуру выборов Ильшат Шаехович прошел хорошо – без всякого обмана, честно, и за пять лет завоевал уважение и любовь своих избирателей. Впрочем, еще в пору своего пребывания в кандидатах он успел внушить людям надежду и доверие. В его предвыборной платформе не было обещаний райских кущ, не было эфемерных «перспективных планов», но были реальные обязательства, основанные на требованиях жизни.

Главная задача депутата Госсовета – это усовершенствование, доработка, дополнение законов. Но если бы Ильшат Фардиев ограничивался только этим, разве бы он остался верным себе?! Еще во время предвыборной агитации он ездил по селам, изучал нужды людей, встречался со стариками и молодежью, разговаривал со старушками, к каждой из которых относился, как к своей собственной матери. За пять лет своего депутатства Фардиев не остался равнодушным ни к одной судьбе: делил с людьми их горе, заботы, радости. Потому сегодня заинцы с гордостью говорят: «наш депутат».


Как побыстрее помочь?

Порою люди увлекаются и начинают мечтать о решении каких-то глобальных проблем. А где-то рядом с ними сирота не имеет кусочка хлеба, у одинокой старушки нет денег на лекарство. Но те, кто заразился болезнью «глобализма», считает их проблемы мелкими и проносится мимо…

Вначале я очень волновалась: два больших района – Нижнекамский и Заинский. Как Ильшат Фардиев, руководитель крупнейшего предприятия, составляющего основу промышленности республики, найдет время для своих избирателей? Однако тревога была напрасной: нашел! И даже в самые загруженные дни его «депутатская почта» не оставалась непрочитанной.

Наверное, и я со своим беспокойным характером немало «доставала» его. Однажды Ильшат Шаехович даже слегка упрекнул меня: «Что ты носишь мне по три письма?..». Но я не обиделась. В одном из хадисов сказано: «Если Всевышний желает добра какому-нибудь эмиру, он дает ему верного визиря, который напоминает ему о забытом или помогает вспомнить. Если не желает добра, то дает плохого визиря, который не напоминает, а если и напомнит, то не помогает». Мне же, помощнику депутата, совсем не хотелось быть в роли плохого визиря и потом гореть в аду.


Гора под названием «человечность»

Я знаю, что у руководителей такого ранга, как Ильшат Фардиев, нет свободного времени. К тому же, в последние годы «Татэнерго» устанавливает связи с зарубежными компаниями, открывает вместе с ними новые заводы, в качестве инвестора восстанавливает разрушенное сельское хозяйство. И все это – заботы на одну голову! Я немало терзалась мыслью о том, что генеральный директор по горло занят мировыми проблемами, а я частенько путаюсь у него под ногами со своими письмами, просьбами, наказами от избирателей. Однако изменить свой характер я не могла.

Да и Фардиев не позволил бы: как я уже сказала, он никогда не считал проблемы простых людей мелкими заботами. Не удивлюсь, если самое большое количество писем и обращений в вышестоящие инстанции, министерства, организации в связи с интересами своих избирателей написал Ильшат Фардиев.

Однажды, когда я в очередной раз пришла в Госсовет за бланками, мне даже сказали: «Вы что, едите эту бумагу?..» А один мой знакомый, увидев на моем столе папку с отчетами, искренне удивился: «Неужели депутаты в самом деле так много работают? А ведь их повсюду ругают, мол, палец о палец не ударят за народ». Наверно, есть и такие – тогда Бог им судья.

Да, Ильшат Фардиев очень много сделал для своих избирателей. Определяя объемы работы, часто сравнивают ее с горой. Вот и я стою сейчас у подножия «горы». Она большая и высокая… И она сложена из камней под названием «человечность», «доброта», «отзывчивость»… В каждом из них – тепло сердца, тепло рук.

 

За пять лет своего
депутатства Ильшат
Фардиев
не остался
равнодушным
ни к одной судьбе:
делил с людьми их горе,
заботы
и радости

 

Волшебники бывают
и в жизни

Кажется, что именно об Ильшате Шаеховиче сказано в хадисе: «Если Всевышний желает добра человеку – он посылает к нему просящих»! Скольким сиротам, старикам, больным, инвалидам, малообеспеченным семьям он подарил силу жить! Мы, читая о волшебниках, говорим: все это только в сказках! Но волшебники бывают и в жизни. И разве не доказывают это те, кто, благодаря своевременной материальной и духовной поддержке Фардиева, сделал операцию и обрел зрение, получил вовремя дорогие лекарства и излечился от рака, избавился от тяжелых болезней?!

Депутата интересуют все стороны жизни людей, а потому он никогда не жалел своей помощи двум районам – строил дороги, мосты, помогал мечетям, церквям, медресе, библиотекам, больницам, Домам культуры, школам, домам престарелых и детским домам, местным самодеятельным авторам, детским садам, ансамблям, детским летним лагерям, поддерживал тех, кто вернулся на родную землю и получает российское гражданство, обеспечил села питьевой водой, газом и сделал еще многое-многое другое.


«Фардиевские дети»

Каждый год в татарстанские вузы поступают на учебу «фардиевские дети» – их уже более 400. Ильшат Шаехович оплатил учебу почти 50 студентов – детей из малообеспеченных семей или не имеющих родителей. 42 человека с ограниченными физическими возможностями в Заинском и Нижнекамском районах получили от него в дар инвалидные коляски (плюс – еще по 2500 рублей). Наверно, за этот свой благородный поступок Фардиев услышал тысячу молитв и добрых пожеланий. На акции «Помоги собраться в школу», проведенной в 2008 году в Заинске, я увидела, как благодарность людей изливается слезами радости: 79 детей получили от депутата конверты с деньгами. Впрочем, зачем перечислять? Ведь у волшебства нет границ…

 

Лучшее время в жизни
…В ноябре 2008 года мы организовали в Заинске очередные приемные дни. Ильшат Шаехович только что похоронил брата. Можно только представить себе, что он тогда пережил. Но Фардиев со всем вниманием выслушивал просьбы одиноких бабушек – татарок, русских, кряшенок, воспитывающих своих внуков-сирот. Расспрашивал, как им живется. Если они начинали плакать – утешал. На следующей же неделе всем этим бабушкам была доставлена материальная помощь.
…Пять лет – в жизни человеческой срок немалый. Возможно, Ильшат Фардиев даже не заметил их стремительного полета. Но зато заметили избиратели, потому что в эти годы рядом с ними находился заботливый и ответственный депутат – Ильшат Шаехович. А ведь время, прожитое вместе с народом, – это лучшее время в жизни. Так поется в песне…

 

Нет таких слов –
«не знаю» и «нет»!

…Как и многие мои ровесники, я тоже прошла «школу жизни». Девочке, которая в 14 лет уехала из деревни в Ивановскую область, жизнь поворачивалась и своей темной стороной, и светлой, дарила встречи с разными людьми. Бывало, и зло встречалось на пути, порою радовала красота. Я – писатель и всегда тайно, в душе, искала образ идеального человека…

Этот человек, по моим представлениям, должен был удивлять не только своей образованностью, начитанностью, но и природной мудростью, искренностью, духовной чистотой и богатством. Такие люди встречались мне в жизни, но, увы, через некоторое время я вдруг обнаруживала в них и хитрость, и обман, и льстивость, и преклонение перед материальным богатством, стремление к славе, желание унизить других, – и я разочаровывалась… Однако я благодарю Аллаха за то, что встреча с человеком, чей образ жил в моих мечтах, все-таки состоялась. И я не только встретилась, но даже стала его помощником по депутатским делам.

Писатель – это человек, всей своей плотью и душой принадлежащий народу, и мне всегда казалось, что я близка к людям. Но благодаря Ильшату Фардиеву я стала к ним еще ближе. Глядя на то, как работает депутат, я поняла, что в работе с людьми необходимы терпение, выдержка, справедливость. Но самое интересное – я вычеркнула из своего лексикона слова «не знаю» и «нет».


Записывает проблемы
в глубине своей души

2004 год, сентябрь. Вечером звонок от Ильшата Шаеховича: «Два месяца назад во время приема граждан в Заинске мы обещали провести газ старушке по фамилии Семенова. Я как раз в Заинске. Скажи адрес бабули». Звонок Фардиева застал меня в магазине, списка при себе, конечно, не было. Ответить «не знаю» – нельзя. Я начала судорожно вспоминать. «Улица Орджоникидзе!»
После этого случая я взяла за правило запоминать имена и адреса обратившихся с просьбой людей. В другой раз Фардиев спросил: «Ты хлопотала о материальной помощи для писателей-инвалидов: сколько надо денег?» Пришлось сказать, что я пока не готова назвать сумму, на что получила замечание: «пришла на прием не подготовившись». Это стало мне уроком на всю жизнь…
От Фардиева невозможно скрыть ни одного факта или письма, он вполне может через полгода спросить о ком-то, как это было со старушкой Семеновой. Создается впечатление, что он записывает все людские проблемы в глубине своей души.

Автор статьи: Набира Гиматдинова

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*