«НАДО УМЕТЬ ДОГОВАРИВАТЬСЯ!»

Untitled Document

На этой неделе мир отметил печальную дату – 10-летие бомбардировок блоком НАТО мирной Югославии. Что скрывалось за всей этой трагической ситуацией? – об этом и не только журналисту «Неделе» рассказала доктор исторических наук, профессор Алла Язькова – одна из известных российских экспертов по «горячим точкам», Балканам и решению этнических конфликтов.

 

В Белграде до сих пор остались следы от бомбардировок

 

– Алла Алексеевна, 10 лет прошло с того момента, когда впервые со времен Второй мировой европейские города –
в данном случае сербские – подверглись воздушной бомбардировке. Почему потребовалось именно вооруженное вмешательство в этот локальный конфликт?

– Здесь сработало несколько факторов. С одной стороны, военный блок НАТО и США продемонстрировали новые способы ведения войны. Недавно один из наших крупных военных специалистов опубликовал в «Независимой газете» статью, где говорилось, что НАТО впервые применило целый ряд методов ведения войны, которые можно назвать «войной будущего» – объединение военно-морских и военно-воздушных сил, способы целевого наведения бомбардировок. Таким образом, кстати, подвергся полному разрушению телецентр Белграда. НАТО хотело продемонстрировать свое военное превосходство!

Политической же основой бомбардировок послужило то, что они проходили в дни празднования 50-летия НАТО – 3-4 апреля, – и стали как бы демонстрацией его силы и возможностей. Хотя возмущение этим фактом, которое поднялось в мире, заставило натовских руководителей принять целый ряд пропагандистских мер. В первую очередь, они пытались доказать, что эта мера была оправдана, поскольку, дескать, албанское население Косово подверглось геноциду и массовому уничтожению.

Об этом много говорилось и писалось, как, впрочем, и о том, что права человека в Югославии будут надежно защищены. Но эти документы и резолюция 1244, которая подтверждала права союзной Югославии и ее территориальную целостность, были впоследствии нарушены.


– Значит, дело было вовсе не в защите косоваров от режима Милошевича?

– Каждый конфликт имеет свою правду. Какая была правда у Милошевича? Он по сути дела начал кампанию по разжиганию национализма еще в конце 80-х, что и привело к противодействию, росту национальных движений и распаду Югославии. На Милошевиче действительно лежала большая вина именно за разжигание сербского национализма.

Но ответная реакция албанского населения тоже оказалась жесткой. В 1997 году была создана Армия освобождения Косово, командующим которой стал нынешний премьер-министр Косово Хашим Тачи. И сейчас, когда прошло 10 лет со времен бомбардировок, до сих пор в районах, прилегающих к Косово, находят массовые захоронения сербов.


– Просто потому, что они сербы?

 

– Когда разжигается кампания, тогда и возникает вопрос, кто есть кто. В нормальной жизни люди никогда не обращают внимание на национальность соседа. Но когда начинают акцентировать, что именно соседи виноваты в том, что мы испытываем какие-то затруднения, возникает непреодолимая стена между этими людьми.

 

Косово – это особый разговор. И сербы, которые остались там в качестве национального меньшинства, испытывают очень большие затруднения. Но и с одной, и с другой стороны там были очень большие перегибы, и, касаясь натовских бомбардировок, здесь было не столько желание поддержать албанское население или защитить его от Милошевича, сколько показать, кто в доме хозяин.

Должна вам сказать, в 1999 году я оказалась в командировке в Австрии, и у меня не было другого выхода, кроме как ежедневно смотреть телеканал CNN, где бесконечно показывали албанских беженцев, как их гонят сербы, и у меня постоянно возникало ощущение, что эту албанскую бабушку в телеге я уже видела вчера. Пропагандистская кампания была закручена просто запредельно, и, к сожалению, Россия в тот период ничего не смогла этому противопоставить. В общем, НАТО решило доказать, кто в Европе хозяин.


– Вы давно были в Сербии?

– Недавно. Но самое интересное, что я была там на конференции как раз накануне бомбардировок. Помню, нас предупредили, что в этот день может быть один из последних самолетов в Москву, и мы уехали домой.

Я люблю Белград – это один из самых прекрасных городов мира, но там до сих пор остались следы от бомбардировок. По-моему, они специально оставлены для того, чтобы люди помнили о том, что произошло. Новый же Белград полностью отстроен.

 

Страшная правда
– Недавно вышла книга бывшего прокурора Карлы дель Понте. Удивила ли она вас? Насколько объективным оказался этот труд?
– Самое удивительное в этой книге – безусловно, то, что ее автор признала преступления, которые совершались албанскими лидерами в отношении сербского населения. Карла дель Понте могла это сделать и раньше, когда была генпрокурором в Гааге. А почему она не сделала это, надо у нее спросить. Но если почитать книгу, можно заметить, что преступления, которые совершались против сербского населения, выходят за все рамки – не только за рамки прав человека, но и за рамки отношения к человеку.
Например, когда пленные лица сербской национальности вывозились в Албанию косоварами, где была создана, страшно сказать, фабрика по трансплантации человеческих органов и продаже их за большие деньги за рубеж. Об этом Карла дель Понте написала, и встает вопрос: как она могла вести свою прокурорскую деятельность в Гааге до того? Это страшная вещь, и сербские власти добились того, чтобы туда послали комиссию. Выяснилось, что люди там умирали, а их хоронили где-то недалеко, однако захоронений пока не нашли.

 

– А в психологии большин-ства сербов что-то изменилось?

– Люди очень разные. Сербы вообще на протяжении всей своей истории много страдали, но то же Османское господство не принесло таких разрушений сербским косовским памятникам, как нынешние албанские руководители. В сербском менталитете сочетается, с одной стороны, историческая память, а с другой, – понимание того, что они живут в центре Европы. И, как сказал мне один мой сербский коллега: «Мы понимаем, что НАТО и европейцы поступили с нами очень несправедливо и даже дико. Но, тем не менее, мы никуда не можем деться, поскольку живем в центре Европы».


– Сербы извлекли уроки, а какие уроки должна из этого извлечь Россия?

– Уроки могут быть как внешнеполитического характера, так и внутренние. Россия – страна многонациональная, многоэтничная. И, учитывая, что население нашей страны очень разнородно в этническом плане, первый внутренний урок – надо с большим уважением относиться к истории каждого из этносов, населяющих Россию, к интересам этих людей, что у нас не всегда делается.
Что касается внешнеполитических уроков, то, как сказал мне один наш высокопоставленный дипломат, надо уметь договариваться, а мы этому пока еще не научились.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*