ПРЕКРАТИТЬ ИСТЕРИКУ!

Документ Без Имени

Каждый из нас видел ситуации, когда ребенок – свой или чужой – выходил из-под контроля. Иногда это громкий плач, который ничем не урезонить, иногда – крик и агрессия: бросаются предметы, предпринимаются попытки ударить близких, иногда ребенок кидается на пол и колотит по нему руками-ногами.

Родители безуспешно пытаются успокоить дитятко: им стыдно перед окружающими. Окружающим тоже неловко. Ничем вроде не поможешь. Откуда у малышей подобное? Что делать, чтобы такое не повторялось?

«На, только успокойся!»

В нашей рубрике мы обещали поднять разговор об истериках у детей. На нашем сайте в комментариях появилась такая история:

 

«У нас девчушка есть на плавании. Шустрая – ураган. Мамаша с ней мучается, прямо на лице написано страдание. Девочка выбегает с тренировки и: «Мам, купи…» И что бы она ни попросила, мама тут же, не дослушав: «Хватит! Опять начинаешь клянчить! Домой придешь – поешь». Девчонка в истерику: «Есть хочу!!! Пить хочу!!!». В конце концов, мамаша покупает сок и пирожок: «О, Господи, – на, только успокойся». Дите счастливо».

Здесь мы видим классический случай закрепившегося стиля истеричного поведения у ребенка. Истерика – это средство привлечения внимания и получения желаемого. Если раз использованный метод позволил достигнуть цели, то поведение легко закрепляется. Наши детки умненькие: «Не разрешают? Не дают? Ругают? А если так – погромче, и руками и ногами помахать? – Ага… Разрешили, дали, пожалели. Значит, все правильно делаю».

 

Конечно, немного условно, но именно так закрепляются истерические реакции. А взрослых похожих видели? Что не так – закричать, да дверью хлопнуть, да разбить что-нибудь – это та же самая закрепившаяся реакция, когда-то давшая возможность получить желаемое.

Если мы понимаем, откуда у истерик ноги растут, вывод напрашивается сам собой – не реагировать! Не увещевать, тем более не ругать (ему и так плохо, да к тому же не слышит он нас!): вы его по-прежнему любите, но с кричащим ребенком не разговариваете. Есть возможность уйти – уходим и дверь закрываем. Если дело происходит в общественном месте – стараемся увести в более укромное, и там перестаем обращать внимание. Если под влиянием крика вы поменяли свое решение, умненькое дите поймет: надо покричать и таким образом добиться своего. Молодец вообще-то! Целеустремленный!

Ваше «Нет» – это нет. Пусть покричит. И перед окружающими не должно быть стыдно: обычная педагогическая ситуация – у всех дети время от времени кричат. Договоритесь с другими взрослыми, на которых ребенок тоже может пробовать свои истерики. Убираем публику и отказываемся разговаривать до тех пор, пока он не успокоится. Первое время будет сложно. Когда крики начнут превращаться в всхлипывания (рано или поздно все равно устанет) – успокойте, переведите внимание на что-либо другое.

В «Детский мир» за… колготками

Известно, профилактика всегда легче лечения. И здесь тоже лучше предупредить ситуацию. Снова из ваших писем на сайте:

«Я всегда изумляюсь: если вы идете в «Детский мир» с ребенком, ведь понятно, что он будет просить игрушку. Ну, это вы понимаете, что за колготками пришли. А ему ваши колготки – по барабану. Сколько раз эти сцены наблюдала. Уж если идете вместе – будьте готовы купить что-то, пусть небольшое. Не планируете покупать игрушку, купите колготки в другой раз, без ребенка. Зачем провоцировать-то? И это не только с игрушками – куча таких моментов…»

Если ребенку больше четырех, стоит научить его говорить о своем состоянии, переживаниях словами: «мне грустно», «я сержусь», «я очень хочу», «мне обидно». В следующий раз, когда вы видите, что он вот-вот сорвется в привычный способ крика, скажите: «Как лучше сказать?» И тут как раз дайте малышу свое внимание: спокойно поговорите, объясните свои решения. А если ребенок первый раз сдержался, можно даже уступить, чтобы он понял: спокойно разговаривать – полезнее!

* * *

Есть ли у вас свои способы справиться с детской истерикой? Делитесь своими советами на сайте «Челнинской недели»: www.chelny-week.ru.

 

ЧТОБ БЕЗ КРИКА…

Итак, выводы нашей сегодняшней беседы:

  • Лучше предупредить истерическую реакцию, не доводить до нее, переключая внимание, не провоцируя, объясняя.
  • На крик не обращаем внимания, не ругаем, при возможности – отходим.
  • Учим говорить о своих желаниях и своем состоянии.

 

Наталья Сафонова, практический психолог,
кандидат психологических наук, преподаватель ИЭУП,
заместитель директора по развитию
и обучению персонала ГК «Союз».

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. Все так и есть. было у моих сыновей — поочередно — вначале старшего отучали, потом младшего — крики, валяния на полу. Уходили, закроывали двери, тогда нам тоже психолог посоветовал. Прошло доволоно быстро.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*