ВСЯ ПРАВДА О ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ

Untitled Document

Вроде бы совсем недавно писатели – фантасты прогнозировали, что земляне будут покупать питьевую воду и воздух, а незагрязненные источники жизни станут достоянием избранных. Можно только с сожалением предположить, с чем действительно столкнутся люди будущего, но мы-то еще пятнадцать лет назад даже поверить не могли в то, что за питьевую воду готовы будем платить.

 

Сейчас на земле практически не осталось мест, где можно найти чистую природную воду, пригодную для питья без дополнительной фильтрации и обработки. Ученые считают, что питьевая вода хорошего качества увеличила бы среднюю продолжительность жизни человечества на 20-25 лет.

Так что же на самом деле мы пьем: из-под крана, из бутылок, из родников? В какой воде нуждаемся, как она влияет на здоровье, какую воду предпочитают европейцы? На эти и другие вопросы попытались ответить участники нашего «круглого стола». В дискуссии приняли участие специалисты и эксперты, которые ежедневно решают проблемы качества воды.

 

Скажи, что ты пьешь, и я скажу…

 

Юлий Бунов, главный врач регионального Центра оздоровительного питания (г. Казань):

 

– Раньше врачи мало представляли значимость воды для жизни. Показателем ее нехватки считалась жажда. Но жажда возникает тогда, когда начинается иссушение тканей. Человек нередко утоляет ее чаем, компотом, пивом. Это большое заблуждение. Многие заболевания провоцируются именно нехваткой воды. Сахарный диабет второго типа – это прямое след-
ствие обезвоживания тканей. Пить надо до того, как появилось чувст-во жажды.

Есть люди, которые с утра до вечера пьют чай. В таком случае хоть упейся, но пользы от выпитой жидкости нет. Она увеличивает объем циркулирующей крови, чтобы просто не умереть. Люди чаще ходят в туалет, но их ткани страдают от обезвоживания.

Взрослый человек ежедневно нуждается в двух литрах воды, если быть точным, от 1800 до 2300 мл. Интересен тот факт, что регулятором жажды в организме является вещество – гистамин. Его уровень повышается, если ткани получают воды меньше положенного. Врач выписывает аллергику антигистаминные препараты вместо того, чтобы сначала отрегулировать питьевой режим.

Насколько значима вода для человека, знают даже школьники. Без еды мы можем продержаться около 50 дней, без воды – пять-семь.

 

Александр Плотников, главный специалист-эксперт Роспотребнадзора:

– Я представляю Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Роспотребнадзор. Нашему учреждению четыре года, оно вышло из санитарной службы. Сразу бы хотелось обратить ваше внимание, что никаким лабораторным контролем мы не занимаемся, у нас нет ни таких специалистов, ни оборудования. Все лабораторные исследования проводит Центр гигиены и эпидемиологии, бывшая Санэпидемстанция.

Весь цивилизованный мир в основном пьет воду из подземных источников, но в нашем городе это невозможно. «Челныводоканал» поставляет воду одной трети всей республики, ее пьет полтора миллиона человек. Подземных вод в Татарстане недостаточно, а те, что имеются, засолены из-за нефтедобычи.

Поверхностный водоем – это по сути дела сточная канава, которую загрязняют атмосферные осадки, фермы, населенные пункты, ядохимикаты с полей. Нас спасают огромные объемы водоема, скорость течения, разбавление воды.

Станция очистки ЗАО «Челныводоканал» – одна из самых современных в республике и стране. В 2007 году был проведен конкурс на присвоение международного сертификата качества ИСО 9001, в котором участвовали российские водоканалы. И только два из них получили сертификат, в том числе «Челныводоканал».

Если посмотреть на результаты анализов воды, то по содержанию алюминия за верхний показатель «Челныводоканал» не выходит, поэтому пока опасений нет. И разговоры об эпидемии остеопороза в городе надуманны, в отличие от Казани, например. В столице республики ряд водозаборов, среди которых есть Азинский – он питается из сети артезианских скважин. Согласно исследованиям, в этом районе действительно эпидемия заболеваний с образованием камней во внутренних органах.

 

Вода для детей
Эльмира Идрисова:
– Хотела бы задать вопрос Александру Валентиновичу Плотникову. Скажите, пожалуйста, правда ли, что в детские сады города поступила некая директива, в которой прописано, что у поставщика-бутилировщика должно быть разрешение из Центра гигиены и эпидемиологии для использования воды в детских садах? Об этом нам сказала заведующая, запретив родителям покупать для детей бутилированную воду.
Александр Плотников:
– Это глупость, если вода сертифицирована, никаких запретов на воду нет и быть не может. Главное, чтобы была одноразовая посуда.

 

Пить или не пить воду из-под крана?

 

Юлий Бунов:

 

– Нужно объяснять людям, что воду из-под крана сырую пить нельзя. Категорически! В цивилизованных странах воду из-под крана не пьют, хотя для ее осветления, осаждения мути и уничтожения цветности используют гидроксихлорид алюминия, который не дает диффузию, то есть не переходит из одного вещества в другое. А в нашей водопроводной воде находится сульфат алюминия, который остается в ней.

Что касается хлора, то он, конечно, убивает бактерии, грибки, но в концентрациях, установленных санитарными нормами и правилами, он не уничтожает рото- и энтеровирусы. Если использовать большую дозу хлора, то вода станет ядом.

Прежде, чем кипятить воду, ей надо дать стечь. С чем это связано? Хлор – сильнейший окислитель, образующий хлоро-органические соединения (ХОС). В трубах в застоявшейся воде их намного больше. Один из самых известных и опасных ХОС – диоксин, который поражает печень, сосуды, почки, иммунную систему. ХОС не улетучиваются, например, из банок, в которых отстаивают воду, не выпадают в осадок при кипячении.

 

Александр Плотников:

 

– Важно понять, что вода, которая готовится на станции очистки, и вода, которая течет из-под крана – это две большие разницы. Когда строился город, была допущена большая ошибка. Строители спроектировали чугунный водопровод, но стране нужен был не город, а «КАМАЗ». Чугунный водопровод строится долго, щепетильно, в нем нет никаких сварочных швов. С ним бы 100-200 лет не было никаких проблем с качеством воды.

Я был на водоканале в Калининграде, бывшем Кенигсберге. Работники там бьют баклуши, так как весь водопровод немцы в свое время построили из бронзы, поэтому у них нет ни аварийных ситуаций, ни отключений.

У нас же, как только наступает паводок, сразу повышается доза хлора. Но чем больше хлора, тем больше он поглощается стенками труб. Вы видели в разрезе трубу, которая простояла лет пять-семь, там же бородавки сплошные.

Воду не рекомендуется использовать для стиральных машин, применяются специальные умягчители, чтобы не повредить машинку. А мы ее пьем!

Многие нас спрашивают: почему используется хлор, ведь это вещество первого класса опасности? Есть очистка при помощи ультрафиолетового облучения и озонирования, которое, кстати, используется все равно только после хлора. И чтобы нашу станцию очистки воды перевести на озонирование, нужно вложить в три раза больше средств, чем стоит сама станция.

Когда меня спрашивают, какого качества воду мы пьем, я честно отвечаю, что не знаю. Все упирается в возможности лаборатории. На сегодняшний день установлено более 4000 химических соединений, которые могут растворяться в воде и присутствовать в ней, особенно в поверхностных водоемах. На станции очистки воду исследуют по 86 показателям. По тем, что исследуют, вода соответствует нормам.

 

Так живая она или мертвая?!

 

Надир Краснов, учредитель ООО «Поверье»:

 

– В Шанхае, например, 21 миллион населения, и 90% людей пьют бутилированную воду, потому что они с детства знают, что воду из-под крана пить нельзя. В каждом небольшом районе, вроде нашего комплекса, есть мини-склад, куда ночью огромными фурами завозится вода. Потом специальные люди на велосипедах быстро развозят ее по квартирам. В Шанхае вода стоит от 30 центов за пятигаллонную (19-литровую) бутыль и в один доллар оценивается самая дорогая элитная вода. Если у нас кто-то сможет предложить доставку на дом бутилированной воды по 30 рублей, то победа будет за этим производителем. Но у нас такое невозможно.

Основная задача бутилированной воды – безопасность, возможность пить воду без кипячения. Российское законодательство требует от производителя соблюдения этого условия, но при этом не может контролировать процесс очистки, уровень оборудования. То есть фактически не запрещен розлив из шланга.

Бутилированной водой можно заниматься двумя способами. Можно просто зарабатывать деньги, а можно вкладываться в технологии, следить за качеством. Можно купить дорого-стоящее оборудование, которое работает в соответствии с мировыми стандартами, а можно мыть бутылки вручную.

«Поверье», «Олероли» и «Увинская жемчужина» используют оборудование по розливу известной американской фирмы. В этой системе замкнутый цикл розлива, полное отсутствие человеческого фактора: вставил бутыль и получил на выходе закупоренную. Но исходная вода из скважин и водоподготовка у всех производителей разная.

Мы знаем все о каждом местном производителе воды, поэтому не хотим, чтобы из-за недобросовестных бутилировщиков страдала наша репутация. Когда ко мне приходят люди и говорят, что хотели бы заняться производством воды, я показываю им оборудование, объясняю весь процесс, лишь бы будущие конкуренты работали честно, не компрометируя остальных бутилировщиков.

 

Александр Плотников:

– В России действуют Санитарные нормы и правила качества питьевой воды от 2001 года. ГОСТа на питьевую воду нет, он отменен уже 10 лет назад. И технических условий, так называемых ТУ, на воду тоже не существует. Но Госстандарт когда-то установил верхние пределы качества, а нижнего предела нет до сих пор. Есть мертвая бутилированная вода, химические показатели которой равны нулю? Физиологической ценности она не представляет, это просто жидкость. В последнее время ведутся разговоры об установлении нижнего предела качества воды.

 

Юлий Бунов:

– Воду бутилируют во всем мире. Широко известен один метод очистки – так называемый «обратный осмос». Вода продавливается через мельчайшие мембраны, которые убирают из нее практически все растворенные соли и другие вещества – как вредные, так и полезные. В результате такой очистки получается дистиллированная или почти дистиллированная вода. Многие люди ошибочно полагают, что дистиллянт – это и есть идеальная жидкость. Вода, лишенная всех растворенных веществ, активно начинает вымывать их из организма. Такая вода категорически противопоказана!

Согласно установленным санитарным нормам и правилам уровень минерализации бутилированной воды высшей категории должен колебаться в пределах от 200 до 500 мг/литр. Минерализация – это показатель присутствия в воде солей кальция и магния.

 

Жажда – это обезвоживание тканей

 

Надир Краснов:


– Наша компания «Поверье» активно сотрудничает с НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. Сысина. Его руководитель академик Юрий Анатольевич Рахманин вывел формулу идеальной воды для человека. Уровень солесодержания от 180 до 250 мг/литр, кальция от 30 до 70 мг/литр, магния, соответственно, от 10 до 25 мг/литр, калия – 2 мг/литр.

Желательно, чтобы вода была ни сульфатная и ни хлоридная, а бикарбонатная. Уровень PH – 7, 4, точнее, от 7, 2 до 7, 6. Это оптимальный уровень воды для человека. Почему именно такое солесодержание? Потому что внутриклеточная вода в организме человека содержит именно такие параметры. Именно такая питьевая вода улучшает иммунитет.

Как мы доводим воду до такого состояния? Здесь уже говорили об обратно-осмотической установке. На выходе из установки получается дистиллированная вода. Затем эту нулевую воду мы смешиваем с исходной, таким образом насыщаем ее и разбавляем соли. Все! Мы искусственно не минерализируем, в воде нет никаких добавок.

 

Эльмира Идрисова, исполнительный директор ООО ПФК «Чулман-сервис» («Олероли»):

 

– В Татарстане мы были самыми первыми бутилировщиками. В сентябре компании «Олероли» исполнится 10 лет, и у нас есть клиенты, которые все эти годы пьют нашу воду. «Олероли» –
вода высшей категории качества. Воду первой категории мы не предлагаем. Высшая категория отличается от первой более жесткими нормативами по необходимым макро- и микроэлементам в составе воды. Скважина глубиной 84 метра находится в Лаишевском районе, в селе Кирби. Там же расположен наш завод. Мы дополнительно обогащаем воду йодом и фтором, так как этих элементов недостаточно в воде нашего региона.

«Олероли» – природная вода. Очищенную воду мы смешиваем с исходной водой, таким образом получаем воду, сбалансированную по минеральному составу и отвечающую требованиям СанПиН.

 

Ирина Пономарева, генеральный директор компании «Увинская Жемчужина»

 

– Природная питьевая вода «Увинская Жемчужина» никакой дополнительной доработке, тем более изменению на молекулярном уровне, не подвергается. На производстве мы используем систему фильтров грубой и тонкой очистки, а также лампу ультрафиолетового обеззараживания, благодаря этому вода доходит до покупателя в неизмененном виде.

Сам источник питьевой воды располагается на территории санатория «Ува».

 

В погоне
за мягкостью
Надир Краснов:
– Хотелось бы выступить с обращением к производителям воды. Просто это настолько серьезный момент, который законодательством никак не регулируется.
Уважаемые производители бутилированной воды, не умягчайте воду ионно-обменным способом, в процессе которого происходит замещение ионов кальция и магния на ионы натрия! Вода, действительно, становится мягче, но во всем цивилизованном мире это делают только с технической водой, искусственно заменяя полезные вещества на ненужные и даже вредные для человека.

 

Евгения Данилова, начальник отдела рекламы и маркетинга компании «Увинская жемчужина»:

 

– «Ува» – это известный бальнеологический комплекс, расположенный вдали от промышленных объектов и автомагистралей, в экологически чистом уголке Удмуртской республики, в заповедной зоне. В санатории несколько скважин глубиной от 80 до 270 метров, в том числе лечебная и питьевая. Поэтому ассортимент наших минеральных вод включает как питьевую воду «Увинская Жемчужина», так и лечебную минеральную воду «Увинская».

 

Эрнст Сафаргалиев, начальник коммерческого отдела «ВАМИН-Татарстан»:

 

– Мы появились на рынке с новым форматом. Как бывают магазины у дома, так и киоск с чистой водой должен быть у вашего дома, в каждом дворе. Таким образом, можно удешевить продукт для потребителя, тем более это актуально в условиях кризиса. Основная масса потребителей уходит в сегмент эконом, а, покупая воду в киоске, человек сам оказывает себе услугу. Стоимость доставки воды, как известно, дороже, чем стоимость ее очистки.

«Вамин-Татарстан» использует воду из Нижнеказанского водоносного горизонта, скважина находится около поселка Кумыс, ее глубина 60 метров. Наша вода первой категории качества. Вся цепочка доставки от скважины до киосков сертифицирована. Вода в емкостях будет оставаться такой же холодной, как только что из ключа, благодаря мощной теплоизоляции баков. Тару можно купить непосредственно в киоске, но выгоднее прийти со своей.

 

Ильнар Салихов, начальник отдела розлива воды «ВАМИН-Татарстан»:

 

– Наша вода проходит трехступенчатую систему фильтрации, и в каждом киоске есть по два фильтра. Уровень минерализации низкий – 320 мг/литр. Жесткость –
3,6 мг/литр, к примеру, у родниковой воды – 13-14 мг/литр.
Сейчас в городе 25 киосков, это общереспубликанский проект, он активно реализуется в Казани. В столице компания «Вамин-Татарстан» уже вошла практически в каждый двор.

 

Бытовые фильтры
Многие пьют воду из-под крана, но перед употреблением пропускают ее через бытовые фильтры: двух – трехступенчатые, угольные, кувшины, фильт-
ры с системой обратного осмоса. Стационарные фильтры устанавливаются под мойку с выводом отдельного крана.
Фильтры с системой обратного осмоса имеют мембрану, разделяющую поток воды на абсолютно чистую воду и поток концентрированных примесей, уходящих в дренаж. Но для такого фильтра необходимы дополнительные минерализаторы, насыщающие воду полезными для организма солями кальция и магния.
В двухступенчатых фильтрах вода проходит сначала механическую очистку, затем комплексную – от химических и органических примесей.
Угольные фильтры врачи не рекомендуют использовать, так как через них пропускать воду нужно ежедневно. Уголь – мощный сорбент, у него пористая структура, в которой темно, тепло и сыро, а, значит, создается идеальная среда для вирусов, грибков и микробов. Стоит угольному фильтру постоять сутки без работы, как он начинает представлять опасность для здоровья. Зарубежные производители обычно оговаривают в инструкции по применению обязательное условие ежедневного использования.

 

Проезжайте мимо…родников

 

Александр Плотников:

– Все известные в городе родники – бесхозные. У них нет ни владельца, ни балансодержателя, поэтому необходимость лабораторных исследований бессмысленна. Во-первых, экспертиза качества воды должна быть кем-то оплачена. Во-вторых, даже если с водой что-то не так, некого привлечь к ответственности. Если у кого-то есть желание исследовать воду, обратитесь в Центр гигиены, оплатите, а мы проанализируем качество воды.

Меня многие спрашивают о том, какое качество воды в родниках? Я вам честно скажу: не знаю. Раньше в городе контролировалось шесть родников: у Дома лесника, он, кстати, в ужасном состоянии и уже иссякает, у Свято – Вознесенского собора, на город-ском пляже, Элеваторной горе, в Красных Челнах, и поселке Сидоровка.

Все исследования, которые делались предыдущие 25 лет, показывали, что ни в одном роднике качество воды не соответ-ствует санитарным нормам. Ни в одном! Это стабильные показатели, за многие годы вода не ухудшалась и не улучшалась.
Но наше население пьет родниковую воду, хотя все жители обеспечены водой надлежащего качества, которую мы получаем по водопроводным сетям. Родниковая вода – высокоминерализованная, жесткая. Но она вкусная, это не поверхностный источник. У речной воды всегда остается своеобразный запах. Лишняя минерализация устраняется очень просто – кипячением. Соли кальция и магния при кипячении выпадают в осадок, который надо сливать.

У нас же, к счастью, употребление родниковой воды эпизодическое, люди в дачный сезон останавливаются у родников и набирают воду.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

5 Комментария

  1. Цитата : "Как мы доводим воду до такого состояния? Здесь уже говорили об обратно-осмотической установке. На выходе из установки получается дистиллированная вода. Затем эту нулевую воду мы смешиваем с исходной, таким образом насыщаем ее и разбавляем соли. Все! Мы искусственно не минерализируем, в воде нет никаких добавок."

    Что значит "смешиваем с исходной"? Это значит очищаем воду, а потом смешиваем с исходной, т. е. неочищенной? И в чем тогда смысл очистки?

  2. "Смешиваем с исходной"- это значит разбавляем исходную воду дистилированной водой, в результате чего снижается солесодержание готовой воды.

  3. Перепробовал почти всю воду представленную на рынке города. Свой выбор остановил на увинской. Правда дороговато, но это объясняется тем, что она привозная. До этого в мои салоны заказывал сестрицу, после того как перешёл на уву пить стали в два раза больше. Конечно, экономически не очень выгодно, зато коллектив видит, что руководитель заботится о свих подчинённых.

  4. 15 лет назад могли значит очищать воду, пили из крана и не болели… А сейчас не могут… Просто это выгодно "производителям" воды… Скоро и воздух покупать будем.

  5. ни в коем случае не советую пользоваться службой доставки воды Вамин. Отвратительный сервис!!!! Заказали воды! В первый день сказали что не успевают, привезут на следующий. На след. день после неоднократных звонков сообщили что видети ли не могут найти наш офис. На следующий день просто даже не позвонили, сказали что машина к нам в пути. ЖДЕМ уже 5й день!!! КАК работать с такими фирмами????

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*