В интервью «Неделе» одна из самых обаятельных актрис нашего кино рассказала о том, почему она так мало снималась и чему в последнее время отдает не меньше сил, чем работе в кино. | ||
– Наталья Николаевна, мой первый вопрос связан с предстоящим Днем Победы. Вы сыграли в двух замечательных картинах на военную тему – «Тегеран-43» и «Берег», которые снимали ваш супруг режиссер Владимир Наумов в паре с Александром Аловым. Собирается ли ваш муж вновь затронуть эту тему?
– «Тегеран-43» чаще показывают, чем фильм «Берег» – о любви советского лейтенанта-артиллериста и молодой немки из только что освобожденной Германии. Не было ли тогда проблем у режиссеров с этой непростой темой? – Нет, проблемы коснулись только «Скверного анекдота» и фильма «Бег», а «Берег» – очень замечательный роман Бондарева, и в свое время им все зачитывались. Поэтому проблем не было – роман был популярен и переведен во многих странах мира. И тема его, думаю, до сих пор не потеряла актуальности.
– Я не смотрю сериалы. У меня нет ни времени, ни интереса к ним, потому что все там размыто и понарошку. Нет просто желания сидеть каждый вечер и смотреть одно и то же.
– Мы пришли стать артистами, готовы были месяцами работать бесплатно – лишь бы нас взяли! Мы были такими, остаемся и будем – это поколение других людей. А сегодня актер, который приходит сниматься, прежде всего спрашивает, сколько это стоит. Он совершенно не понимает, что ему предлагают играть, главное – цена. Я не обобщаю и не говорю, что все такие – отнюдь, но в большинстве своем – да. Мы стеснялись, когда кого-то называли «звездами»: это было для нас не ругательство, а унижающее слово, потому что именно слово «актер» было возвышающее. Сейчас же все «звезды» и они не понимают, что уровень их возможностей подчас низок, и это отличает их от нас. Мы стремились идти вверх, а массовая субстанция убаюкивает актеров, говорит, что и так хорошо. Но есть большая опасность, что через два-три года те, кого сейчас называют «звездами», растратят то немногое, что было у них в копилочке, и платформы двигаться дальше не будет. Это слова Сергея Герасимова – моего великого учителя.
– Он говорил замечательные слова! Во-первых, что ни один успех, даже самый грандиозный, не гарантирует вам такую же роль или удачу, и вы должны быть к этому готовы. Герасимов подчеркивал: «Думайте о том, что вы делаете в этой жизни не только в кино, потому что после каждого поступка, после каждой премьеры надо жить дальше, и жить так, чтобы вам не было стыдно за то, что вы совершили». Еще он говорил о том, что в искусстве важен результат. Тут не имеет значения, больной ты или здоровый, развелся ты или женился, и что вообще происходит с тобой. Важен результат, и к нему надо идти. В общем, это были правильные вещи, и его ученики, которых очень много в кино, этому следуют, и есть даже особый клан учеников Герасимова.
– Я отказывалась от предложений потому, что снималась там, где хотела. Мне не приходилось бегать, чтобы зарабатывать деньги, потому что у меня был тыл – это семья. Я всегда мечтала делать в жизни то, что люблю, к примеру, уже шестой год занимаюсь детским фестивалем «Я и семья». Это интересно и нужно, поскольку к нам приходят очень много зрителей, приезжают кинодинастии как российские, так и мировые, есть программа для бабушек и дедушек и так далее. В общем, в мире есть масса всего, что является приложением твоих сил. Поэтому я и не снимаюсь в сериалах! (Смеется). На самом деле, просто хочется заниматься теми вещами, которые дают плоды. Наш фестиваль проходит во многих кинотеатрах Москвы, и все сеансы бесплатные. Мы даем возможность многим зрителям посмотреть и что-то новое, и вспомнить старое. |
||
|
||
Наталья
Белохвостикова в фильме «Берег» |
||
– Наталья Николаевна, слышал, что вы снимались в картине про наездницу, которую и сыграли. Можно ли сказать, что вы не прошли мимо конной езды?
– Я играла бывшую цирковую наездницу. Это картина моей дочери «Год Лошади: Созвездие Скорпиона» о том, как живет женщина, которая в цирке не выступает, и о коне, который находится в цирке, но выступать тоже не может, потому что у него больные ноги, и его должны просто выкинуть из цирка – сдать на мясо.
– Я к этому относилась спокойно. Наташу еще в годик принесли на съемочную площадку фильма «Легенда о Тиле», и потом она понимала, в какой мир идет. Иногда говорят: «Родители помогли…», но всем же на свете помочь нельзя. В режиссерской работе тем более помочь нельзя: человек, придя в этот мир с известной фамилией, должен доказывать, что он пришел сюда не случайно. Поэтому Наташа закончила актерский факультет у Джигарханяна, делала программы на телевидении, снималась в кино, в том числе и в последней картине отца, объездила полмира с разными картинами, а потом закончила режиссерский факультет у Суриковой и стала снимать кино. |