ПОРА ЗАБЫТЬ О МИЛЛИОНАХ!

Untitled Document

Работающие строительные краны – верный признак того, что в экономике все в порядке. В канун Дня строителя за «круглым столом» «Недели» собрались профессионалы этой отрасли, чтобы оценить текущую ситуацию и поделиться планами на ближайшее будущее. О работе в новых экономических условиях рассказали заместитель руководителя исполкома Набережных Челнов Рафар Шакиров, начальник управления строительства исполкома города Ильдар Ахметгареев, генеральный директор корпорации «РАССТАЛ» Сергей Рачков, председатель Совета директоров ОАО «ЗЯБ» Валерий Песков, генеральный директор ЗАО ПСТ «Подряд» Мунавир Гимазетдинов, председатель Совета директоров ООО «Магнолия-С» Сергей Майоров и директор ООО «ФСК» Фарит Шарипов.

 

 

Год отложенного спроса

– Уважаемые гости, наша встреча проходит в канун Дня строителя, так что позвольте искренне поздравить вас с этим замечательным событием! Рафар Мирзанурович, с каким настроением и с какими результатами встречают челнинские строители свой профессиональный праздник?

 

Рафар Мирзанурович
Шакиров,
заместитель
руководителя
исполкома
г. Набережные Челны

Рафар Шакиров: Конечно, я слукавлю, если скажу, что у нас все замечательно. Строительная отрасль, как и вся экономика, испытывает серьезные финансовые трудности. Если же рассматривать ее в отрыве от инвестиций, то данные за шесть месяцев 2009 года позволяют говорить о неплохих результатах. Мы ожидали худшего, но оказалось, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы строительства упали только на 2,3%.

Если считать Набережные Челны моногородом, то все сферы должны напрямую зависеть от ОАО «КАМАЗ». Между тем, объемы строительного и автомобильного производства оказались несопоставимы. Почему?

Дело в том, что строительная отрасль достаточно инерционна: невозможно, вложив сегодня рубль, завтра получить готовую продукцию, например, сдать многоквартирный жилой дом. Поэтому основа, заложенная в период высокого экономического роста (в 2007 году он составил 37%, в 2008-м – 42%), позволяет нам двигаться по накатанной. За полгода мы ввели 56 объектов общей площадью около 487 тысяч кв. м.

Какие результаты мы получим к концу 2009 года? Пока говорить рано, но думаю, что падения на 15-18% избежать не удастся. Нет никаких сомнений, что мы введем в эксплуатацию еще около 260 тысяч кв. м, из которых примерно 82 тысячи кв. м – жилье по социальной ипотеке, около 40 тысяч – индивидуальное жилье и остальное – коммерческое жилье, заложенное в 2007-2008 годах. Естественно, то, что начали строить в этом году, мы завершить не сможем. Такова общая тенденция, но никакого пессимизма по этому поводу нет.

Текущий период мы называем годом отложенного спроса. В прошлые годы мы ежемесячно принимали у себя представителей иностранных и крупных российских компаний, которые проявляли интерес к нашим инвестиционным проектам. Сегодня реализация этих 28 проектов временно приостановлена. Но мы не стоим на месте: рассчитываем стоимость инженерных сетей, подбираем материалы. То есть ведем более скрупулезную работу, чтобы появившийся инвестор мог получить готовый план. Таким образом, условия отложенного спроса позволяют нам более детально и тщательно подходить к решению градостроительных вопросов.

 

Откуда деньги?

 

– Ведущие американские информационные агентства каждую неделю публикуют важные статистические данные: сколько участков выделено под строительство, сколько заложено фундаментов и продано нового жилья. Эти показатели характеризуют экономическую активность в стране. Скажите, в этом году какая-то компания заложила участки под строительство, начала вбивать сваи?

Ильдар Ахметгареев: Наверное, таких очень мало…

 

Фарит Шарипов: Почему же? Начну с того, что наш партнер ООО «ЭнергоГазКомплект» работает за пределами Татарстана, поэтому мы участвуем во многих федеральных тендерах. В прошлом году мы приняли совместное решение о том, что часть заработанных денег будем вкладывать в строительство жилья и объектов соцкультбыта в нашем городе. Поэтому в этом году мы уже сдали около 13,5 тысячи кв. м. Это хорошая цифра, потому что за 2005-2008 годы компания ввела в эксплуатацию порядка 32 тысяч кв. м. Сейчас поднимаем второй этаж 19-этажного дома 30/19А и к сентябрю планируем выйти на темп четыре этажа в месяц. Это еще 7708 кв. м.

Фарит Фалихович Шарипов, директор ООО «ФСК»

Сергей Рачков: А можно вопрос: где деньги берете?

Фарит Шарипов: На самом деле очень много инвесторов, желающих вкладывать свои средства в наш регион. Если интересно, я вам о них позже расскажу. Что касается строительства, то мы планируем заложить еще три дома. В августе начнем возводить двухподъездный 19-этажный дом на 20 тысяч кв. м в девятом комплексе. Чуть позже там же появятся еще 7300 кв. м жилья. Плюс осенью мы заложим в 23-м
комплексе дом на 6700 кв. м и деловой центр в 30-м комплексе на 10 тысяч кв. м. Так что к концу года сможем констатировать, что начали строить 52 тысячи кв. м для того, чтобы на протяжении полутора лет их сдать.

Сергей Рачков: А кому собираетесь продавать?

Фарит Шарипов: Что касается продаж, то в июне произошел интересный всплеск: люди начали брать готовое жилье. Как ни странно, мы наблюдали самый высокий за всю историю компании уровень продаж. Кстати, и в июле процесс продолжился. Думаю, объясняется это тем, что деньги у людей на самом деле есть, просто они не знают, как ими распорядиться.

 

Иллюзия строительства

 

Мунавир Хаматович ГИМАЗЕТДИНОВ,
генеральный директор ЗАО ПТС «Подряд»

Мунавир Гимазетдинов: Вы знаете, процесс строительства очень долгий. От отвода земли до сдачи дома – множество стадий: проектирование, экспертиза, разрешение на строительство, рытье котлована, закладка свай, нулевой цикл, строительство самого дома, отделка, проведение инженерных сетей, благоустройство. На все это уходит около трех лет, если не торопиться и не затягивать. Процесс должен двигаться постоянно, иначе произойдет перерыв.

Сергей Рачков: Да, и при этом может сохраниться иллюзия, что жилье сдают.

Мунавир Гимазетдинов: Поэтому не зря Рафар Мирзанурович обратил внимание, что сейчас объемы строительства упали на 2%, а во втором полугодии они могут превратиться и в 20%, и в 30%, а на следующий год и в 40%. Не будем питать иллюзий! Если котлован вырыт и сваи вбиты – значит есть задел на следующий год. Но, если произойдет перерыв, мы догнать не сможем! Плохо, что строители пока никакой помощи, кроме словесной, от государства не дождались. Если бы хоть 10% обещанных средств дошли до города, нам было бы в два раза легче, и эффект не заставил бы долго ждать.

Сергей Рачков: Зато сейчас миллионы рублей вложат в реализацию закона о саморегулировании строительной деятельности. Сама идея появилась на стадии дикорастущего рынка, когда это было актуально. Сейчас, наоборот, с ней можно повременить и назначить государственное регулирование. Заодно бы и миллионы сэкономили, чтобы на другие цели их пустить.

Фарит Шарипов: Я вообще думаю, что настал момент, когда надо плотнее работать с администрацией города. Нужно знать, какие ресурсы имеются у муниципалитета, какие у представителей строительного бизнеса. Нам надо объединить усилия.

Сергей Рачков: Именно! В России только процесс согласования строительства занимает 700 дней, благо в Набережных Челнах – около 300…

Фарит Шарипов: 356. Мы считали.

 

…а в США только 40. Соизмерьте затраты: или 700 дней ходить, или чуть больше месяца. Что касается сотрудничества с администрацией, я с этим не могу не согласиться. Ну бережнее надо к нашим компаниям относиться. Мало отдать подряд своим, надо еще и заплатить за работу! А то взяли за правило: получаешь заказ, выполняешь и больше года деньги ждешь. В сегодняшней ситуации для многих компаний это просто катастрофа.

Сергей Геннадьевич Рачков,
генеральный директор
корпорации «Расстал»

«Не надо плакать
по тем, кто разорился»

– Впрочем, мы стараемся выжать из сложившейся ситуации максимум, – продолжил Сергей Рачков. – Да, спад есть. Но мы к нему еще в прошлом году подготовились, поскольку объективно оцениваем ситуацию. Если до кризиса доля нашей компании на российском рынке составляла 24-25%, то сейчас она достигла 35-36%. Конечно, пришлось очень серьезно позаниматься себестоимостью и прочим, но никакого пессимизма по этому поводу нет. И надо сказать, что общение с коллегами из моногородов показывает, что в нашем городе ситуация далеко не самая худшая. Мы ведь в 2004-2005 годах преспокойно жили с такими показателями! Так что возможности есть, просто надо работать.

Мы никогда не надеялись на то, что власть нам чем-то поможет. Если работать не мешает, уже спасибо! И в этих условиях мы свои усилия направили внутрь компании. Пришлось, конечно, оптимизировать численность: если раньше у нас, условно, 800 человек работали, сейчас то же самое делают 450 сотрудников. Но никакой трагедии в этом нет.

Рафар Шакиров: Я хочу присоединиться: те компании, которые раньше увеличивали объемы, сегодня все-таки с оптимизмом смотрят на происходящее. Кризис – это ведь благо… в какой-то степени…

Сергей Рачков: Да. Например, два наших конкурента – один в Москве, другой в Жигулевске – практически прекратили свое существование. Они сидели и ждали госзаказов, потому что у них имелись связи в Москве, и они регулярно получали подряды. А в этот раз не дождались, поскольку объемы жилищного строительства резко сократились. Сейчас мы заглядываем в 2010-й год. Он для строителей легким не будет, скорее, тяжелым. Но у нас есть время, чтобы часть производства сориентировать на машиностроение. То есть в целом нас ждет оздоровительный процесс. И не надо плакать по тем, кто разорился, потому что чем быстрее разорится компания, тем быстрее руководство найдет ей новое применение в более востребованном направлении. Благо, их в нашей экономике предостаточно. Да и помощь государства в переквалификации придется кстати.

Сергей Майоров: И сегодня нужно объявить: кризиса нет!
Сергей Рачков: Есть новые экономические условия.
Сергей Майоров: И в этих условиях нам жить еще долго, потому что вчерашний день уже не наступит.

 

«Пора забыть о вчерашних миллионах!»

 

Сергей Майоров: Мы подготовили деловое предложение. Если в двух словах, то речь идет о том, чтобы государство выступило заказчиком, и компании строили социальное жилье по ценам Министерства регионального развития РФ…

Рафар Шакиров: По 26300 рублей за квадратный метр.

Сергей Майоров: Но пока есть трудности с выдачей ипотечных кредитов, жилье будут передавать на условиях социального найма, что предусмотрено законодательством РФ.

Рафар Шакиров: Очевидное, конечно, предложение! Казалось бы, отдайте деньги государственному заказчику и начинайте строить…

Сергей Майоров: Мы уже выходили на правительство Татарстана и на антикризисный комитет при правительстве РФ. Сначала – от лица компании, а сейчас хотим от «Единой России». И раз уж я взял слово, продолжу. Сегодня мы переживаем серьезный период стагфляции. Если такая сильная держава, как Америка, справилась с ней за 11 лет, то наша не совсем сформировавшаяся экономика будет переживать ее тяжелее и дольше.

Сергей Рачков: Расшифруй, что это такое?

Сергей Майоров: Стагфляция – это такое состояние экономики, при котором в период финансового экономического кризиса наблюдается спад производства, увеличение числа безработных и при этом цены на товары и услуги не падают, а растут. Что мы сейчас и наблюдаем. Например, рост цен на энергоносители.

Сергей Рачков: Это же не богом данное событие: цены на энергоносители растут. Они же не растут, их поднимают! Кто-то эти жесткие условия создает. Я просто разобраться хочу. Получается: руководство страны разрешает повышать цены и запускает процесс… Как он называется?

Сергей Майоров: Стагфляции.

Сергей Рачков: Точно!

 

Сергей Васильевич МАЙОРОВ,
председатель Совета директоров
ООО «Магнолия-С»

Сергей Майоров: Как говорится, без комментариев… Мы сами стараемся выживать. Сейчас встал проект «Красные Челны». В Альметьевске мы в июле сдали 16-этажку, но ни одной квартиры продать не смогли. Так что мы сейчас заморозим строительство на альметьевской площадке. Но отчаиваться рано: правительство РФ подготовило программу софинансирования начатого строительства социального жилья и выделило 40 млрд. рублей через Агентство ипотечного жилищного кредитования.

Сейчас мы ведем переговоры и претендуем на 1,2 млрд. рублей: то есть из 11 домов надеемся хотя бы на три деньги получить. Гарантом может выступить Фонд содействия жилищному строительству России. То есть все, что мы не сможем продать в период строительства, Фонд выкупит и реализует самостоятельно. К тому же, мы продолжаем работу по привлечению в город инвесторов.

К сожалению, из крупного бизнеса нам пришлось уйти в малый. Сегодня мы уже не гнушаемся заработать 1, 10, 100 рублей. Вплоть до того, что рекламным бизнесом стали заниматься, хотя там «копеечная» прибыль. Пора забыть о вчерашних миллионах и миллиардах, такой прибыли больше не будет. Наша компания уже девять месяцев работает без прежних источников доходов, то есть за счет накопленных ресурсов. Но в то же время мы вкладываем средства в развитие новых бизнесов. Да, нам очень непросто. Но мы не станем жаловаться…

Сергей Рачков: …потому что в этих новых экономических условиях можно и нужно жить хорошо. Но при этом чуть больше работать.

 

ОАО «ЗЯБ»: ЧЕРЕЗ БАНКРОТСТВО К ОЗДОРОВЛЕНИЮ

– Валерий Борисович, за прошлым «круглым столом» вы сказали, что у китайцев иероглиф, обозначающий кризис, читается одновременно и как гибель, и как возрождение, развитие. Как бы вы сегодня прочитали этот иероглиф?

Валерий Борисович Песков,
председатель Совета директоров
ОАО «ЗЯБ»

Валерий Песков: Когда мы в последний раз встречались? В декабре? Сейчас расскажу, что за это время произошло. Долго мы в декабре думали, решиться ли нам на процедуру банкротства? И все-таки сделали выбор – идти через банкротство к оздоровлению. Завод прошел все этапы и в конце июня-начале июля достиг дна. То есть мы зафиксировали минимальный объем выпущенной продукции. Доля фонда оплаты труда при этом составила 75% от затрат.

Мы оптимизировали численность коллектива: если раньше на заводе работали чуть более 1000 человек, то сейчас – 655. Думаю, это не конечная цифра. Буквально на днях состоится Совет директоров, где мы детально пропишем структуру предприятия и отберем «золотой запас» – порядка 500 человек. Сейчас мы закрываем все свои предприятия, которые занимаются непрофильным бизнесом. Уходим и от строительства, потому что оно тоже станет отдельным бизнесом, который сам будет выживать. Вплотную занялись себестоимостью продукции, полностью пересмотрели все прайсы и запустили, так скажем, антикризисную программу.

Примерно два с половиной месяца вокруг нашего предприятия был информационный вакуум. Дело в том, что мы несколько ошиблись в выборе генерального инвестора. Я считаю, что он повел себя, мягко говоря, не очень корректно. Но зато совершенная ошибка укрепила нас. Сейчас мы будем развиваться за счет собственных ресурсов, предприятие станет совсем другим. Затем мы начнем искать нового стратегического инвестора.

Мне кажется, кризис настал очень не вовремя. Нам больше всех досталось, потому что всю прибыль мы вкладывали в техническое перевооружение. Естественно, его пришлось приостановить. И эта пауза будет, как минимум, двухлетней. После чего мы продолжим перевооружение с целью довести выработку до пяти миллионов рублей на человека.

За два года, согласно нашей внутренней программе, мы должны построить 25 тысяч кв. м жилья. В этом году планируем сдать дом 49/27, затем завершить строительство 27 домов в коттеджном поселке «Замелекесье», где мы заявлены как соинвесторы. Начиналось это строительство во времена, когда подобное жилье было востребовано, так что покупатели у нас есть.

Дом 50/14 ОАО «ЗЯБ»
сдало на этой неделе

И с этого года мы начнем действовать иначе: не будем «размазываться» на несколько строек одновременно, а станем работать последовательно. Мы планируем строить по одному десятиэтажному дому за полгода.

Конечно, мы примем участие и в федеральных программах. Например, в ближайшей перспективе – строительство жилья для военнослужащих. К тому же, мы подписали соглашения с проектными организациями и теперь полностью переделываем все наши дома с учетом их социальной направленности. Однокомнатные квартиры доводим до площади 40 кв. м, двухкомнатные – до 50 кв. м и трехкомнатные – до 70 кв. м. Такие квартиры пользуются большим спросом. Есть, кстати, инвесторы из других городов, которые хотят их купить.

Конечно, новые экономические условия помогли нам посмотреть на себя со стороны. Мы поняли, что наша гигантомания ни к чему хорошему не приводит. Сами посудите: иностранные компании с оборотом в 10 млн. евро чувствуют себя сегодня замечательно. А нам миллиарды головы вскружили!

Но ничего. Сейчас мы перешли на пятидневку, вошли в график выплаты текущей заработной платы, наполовину закрыли прошлые долги по зарплате. Думаю, что наше предприятие начнет потихонечку идти вверх. Но точно знаю, что вчерашнего завода уже не будет.

Сергей Рачков: Будет лучше!

 

Какой должна быть справедливая цена на жилье? Кого не надо считать обманутым дольщиком? Что делать с «памятниками турецкой архитектуры»? Ответы на эти и другие вопросы читайте в продолжении «круглого стола» в следующем номере «Недели».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*