Одной из самых заметных премьер этого телесезона на канале «Россия» стала работа режиссеров Краснопольского и Ускова о знаменитом гипнотизере и телепате XX века Вольфе Мессинге. Как любая картина, касающаяся исторических личностей, телефильм «Вольф Мессинг. Видевший сквозь время» не избежал неоднозначных мнений зрителей, многие из которых усомнились в фактах побега Мессинга из гестапо, его беспрепятственного прохождения в Кремль к Сталину, получения крупной суммы денег в Госбанке СССР и прочих «чудесах» артиста. Но в интервью «Новой неделе» один из режиссеров фильма – Владимир Краснопольский – подчеркнул, что зрителям и историкам не следует забывать, что в кино есть две разные правды. О них – в нашей беседе с мэтром. | ||
|
||
Мессинг
говорил: «Кому я нужен, если вижу, что будет, и не могу этому помешать?» |
||
Где правда? – Владимир Аркадьевич, когда у вас возник интерес к одной из самых загадочных персон прошлого века – гипнотизеру и телепату Вольфу Мессингу? – Интерес к историческим личностям у нас появился давно. Так, был задуман и снят фильм «Ермак», а после его выхода мы лет пять работали над сценарием о Колчаке – эту картину должны были снимать мы. Но потом «Колчак» ушел от нас в силу объективных обстоятельств, и мы задумались: «Кто же у нас есть из таких личностей, которые были бы интересны нашим зрителям?». И в это время мы узнали, что Эдуард Володарский по предложению главного продюсера студии «Фаворит-фильм» начал писать о Вольфе Мессинге. Это нас вдохновило, и мы пришли к тому, что если сценарий будет написан, то в первую очередь его покажут нам. Так и произошло, и мы тут же взяли сценарий в производство. – Вас не смущало обилие непроверенной и недостоверной информации о Мессинге? – Зная сценариста Володарского, его дотошность, умение пользоваться материалом, дневниками, слухами, его стремление встречаться с очевидцами, мы стали воспринимать это как руководство к действию. А написано о Мессинге столько, что вы не представляете! Когда нам с Валерием Усковым было по 16 лет, мы жили в Свердловске, и в один из дней попутным транспортом, а потом на лыжах ринулись смотреть то место, где разбился самолет с хоккеистами. Вскоре по городу прошла молва: якобы Мессинг предсказал то, что на этом самолете нельзя было лететь. Я понял, что это та таинственность, которая может придать фильму определенную увлекательность. Володарский предложил мне ту литературу, которой пользовался, ту, которая была издана еще в советские времена, и то, что опубликовано сейчас, в России, в том числе и запретные материалы. Поэтому мы сделали оговорку перед фильмом о том, что он создан на основании дневников, мемуаров, встреч с очевидцами, то есть на документальном материале. Но поскольку фильм художественный, то надо знать, что есть правда истории, а есть историческая правда. То есть если какие-то эпизоды и были придуманы, то основываясь на правде истории. Пример – то, что Мессинг был у Гитлера и Сталина, то, что мог отгадывать многоцифровые комбинации, что видел будущее. Поскольку фильм художественный, это давало нам возможность придумывать то, чего в действительности не было, но это малый процент того, что было с Мессингом на самом деле, и мы об этом рассказываем. |
||
Ушел с концами – Как вы относитесь к тем людям, которые доказали, что многое написанное о Мессинге – мифы чистой воды? |
||
– То есть вас нисколько не смущало, что в документах, газетах довоенного времени Польши и Германии фамилия Мессинга вообще не фигурировала? – Ну и пусть! Мы могли бы придумать другую фамилию и снять фильм – в художественном фильме есть художественный вымысел. Это просто задумка о Мессинге! – Какого Мессинга вы знали и какого хотели видеть на экране? – Я столкнулся с ним всего лишь раз, а про остальное знаю от тех, кто видел Мессинга. Все они поражались его доброте по отношению к людям, и именно эту доброту мы хотели перенести на экран, потому что в наш век убийств и насилия только доброта, а никакая ни красота может спасти мир! – В вашем фильме Вольф Мессинг искренний, открытый, очень наивный. На ваш взгляд, исходя из прочитанного и услышанного, он был сильной личностью? – Очень сильной! Но его сила распространялась только на положительные эмоции. К примеру, Мессинг говорил: «Кому я нужен, если вижу, что будет, и не могу помешать этому?» он знал, когда умрет его жена, а когда уходил из дома и отдавал ключи своей соседке Татьяне Лунгиной, то сказал: «Я в этот дом больше не вернусь». Ушел с концами и умер. Ну как я могу этой женщине не верить? |
||
|
||
Сильные мира сего боялись его? – Боялись ли Мессинга сильные мира сего? Если Гитлер, судя по литературе, просил за его голову 200 000 марок, ведь так могло быть? – Они искали с ним знакомства! Почему они должны были его бояться? Да, Гитлер испугался, когда Мессинг предсказал, что если немцы пойдут на Восток, то они проиграют. Но Гитлер был амбициозный человек, а Сталин сказал: «Пусть ваш домысел останется при вас – свежо предание!», и Мессинг добавил: «Вы человек сильной энергии и вас убедить в чем-то нельзя». – Как проходил отбор актеров, в частности на главную роль? – Кастинг шел на все роли, кроме роли Мессинга. После того, как мне предложили посмотреть фотографию Евгения Князева, я сказал: «Будет сниматься он!» Это было ровно за год до начала работы над фильмом. И больше ни одного человека я не пробовал! Считаю, что поступил очень умно, когда сказал об этом Князеву за год до съемок. Он освободился от других творческих дел в кино и посвятил всего себя изучению роли Мессинга. Князев затратил огромные усилия и нервы, но сыграть эту роль под силу только великому и большому человеку. – Вы не задумывались о спецэффектах в эпизодах, когда люди и правители просили Мессинга предсказать будущее их стран? – А для чего? Делать всякую чертовщину? Разве глаза Мессинга не выражают то, что он видит? В них же появляется сумасшедшинка, а если бы был космос или еще что-то, это уже превратилось бы в «мыло»! А нам нужна была умная картина. – Вы согласны, что при своем необычном даре Вольф Мессинг был трагической фигурой? – Его жизнь – это драма. И не случайно Володарский написал, что многие из сильных мира сего искали с ним знакомств, но умер он в одиночестве… |
||
|
30.11.2009 в 12:09
Очень хороший фильм, с удовольствием смотрим всей семьей, доброта и магизм Вольфа Мессинга передается актером превосходно!