ВОЛЬФ МЕССИНГ: ДРАМА ДОБРОГО ЧЕЛОВЕКА

Untitled Document

Одной из самых заметных премьер этого телесезона на канале «Россия» стала работа режиссеров Краснопольского и Ускова о знаменитом гипнотизере и телепате XX века Вольфе Мессинге. Как любая картина, касающаяся исторических личностей, телефильм «Вольф Мессинг. Видевший сквозь время» не избежал неоднозначных мнений зрителей, многие из которых усомнились в фактах побега Мессинга из гестапо, его беспрепятственного прохождения в Кремль к Сталину, получения крупной суммы денег в Госбанке СССР и прочих «чудесах» артиста. Но в интервью «Новой неделе» один из режиссеров фильма – Владимир Краснопольский – подчеркнул, что зрителям и историкам не следует забывать, что в кино есть две разные правды. О них – в нашей беседе с мэтром.

 

Мессинг
говорил:
«Кому я нужен, если вижу, что будет,
и не могу этому помешать?»

 

Где правда?

– Владимир Аркадьевич, когда у вас возник интерес к одной из самых загадочных персон прошлого века – гипнотизеру и телепату Вольфу Мессингу?

– Интерес к историческим личностям у нас появился давно. Так, был задуман и снят фильм «Ермак», а после его выхода мы лет пять работали над сценарием о Колчаке – эту картину должны были снимать мы. Но потом «Колчак» ушел от нас в силу объективных обстоятельств, и мы задумались: «Кто же у нас есть из таких личностей, которые были бы интересны нашим зрителям?». И в это время мы узнали, что Эдуард Володарский по предложению главного продюсера студии «Фаворит-фильм» начал писать о Вольфе Мессинге. Это нас вдохновило, и мы пришли к тому, что если сценарий будет написан, то в первую очередь его покажут нам. Так и произошло, и мы тут же взяли сценарий в производство.

– Вас не смущало обилие непроверенной и недостоверной информации о Мессинге?

– Зная сценариста Володарского, его дотошность, умение пользоваться материалом, дневниками, слухами, его стремление встречаться с очевидцами, мы стали воспринимать это как руководство к действию. А написано о Мессинге столько, что вы не представляете!

Когда нам с Валерием Усковым было по 16 лет, мы жили в Свердловске, и в один из дней попутным транспортом, а потом на лыжах ринулись смотреть то место, где разбился самолет с хоккеистами. Вскоре по городу прошла молва: якобы Мессинг предсказал то, что на этом самолете нельзя было лететь. Я понял, что это та таинственность, которая может придать фильму определенную увлекательность.

Володарский предложил мне ту литературу, которой пользовался, ту, которая была издана еще в советские времена, и то, что опубликовано сейчас, в России, в том числе и запретные материалы. Поэтому мы сделали оговорку перед фильмом о том, что он создан на основании дневников, мемуаров, встреч с очевидцами, то есть на документальном материале. Но поскольку фильм художественный, то надо знать, что есть правда истории, а есть историческая правда. То есть если какие-то эпизоды и были придуманы, то основываясь на правде истории. Пример – то, что Мессинг был у Гитлера и Сталина, то, что мог отгадывать многоцифровые комбинации, что видел будущее. Поскольку фильм художественный, это давало нам возможность придумывать то, чего в действительности не было, но это малый процент того, что было с Мессингом на самом деле, и мы об этом рассказываем.

 

Ушел с концами

– Как вы относитесь к тем людям, которые доказали, что многое написанное о Мессинге – мифы чистой воды?

 

– А почему я должен верить именно этим людям, а не тем, чьи работы читал, и не тем, кого взял за основу Володарский? Мне ко всему прочему еще и очень симпатичен был этот человек: мы сидели с Мессингом за одним столом, когда он был в Свердловске у директора местного цирка. Я был тогда с отцом, который дружил с директором, и мне приятно было смотреть на человека, который только что творил чудеса на арене цирка. Понимаете, для кинематографа интересно все то, что гиперболистично – это лучше, чем мы будем описывать какие-то факты! То, что Мессинг встречался с Гитлером и тот ему обещал лабораторию, то, что при этом существовал Гануссен – все это было! Другое дело, что там есть натяжки со временем во взаимоотношениях Гануссена и Мессинга.

– То есть вас нисколько не смущало, что в документах, газетах довоенного времени Польши и Германии фамилия Мессинга вообще не фигурировала?

– Ну и пусть! Мы могли бы придумать другую фамилию и снять фильм – в художественном фильме есть художественный вымысел. Это просто задумка о Мессинге!

– Какого Мессинга вы знали и какого хотели видеть на экране?

– Я столкнулся с ним всего лишь раз, а про остальное знаю от тех, кто видел Мессинга. Все они поражались его доброте по отношению к людям, и именно эту доброту мы хотели перенести на экран, потому что в наш век убийств и насилия только доброта, а никакая ни красота может спасти мир!

– В вашем фильме Вольф Мессинг искренний, открытый, очень наивный. На ваш взгляд, исходя из прочитанного и услышанного, он был сильной личностью?

– Очень сильной! Но его сила распространялась только на положительные эмоции. К примеру, Мессинг говорил: «Кому я нужен, если вижу, что будет, и не могу помешать этому?» он знал, когда умрет его жена, а когда уходил из дома и отдавал ключи своей соседке Татьяне Лунгиной, то сказал: «Я в этот дом больше не вернусь». Ушел с концами и умер. Ну как я могу этой женщине не верить?

 

 

Сильные мира сего боялись его?

– Боялись ли Мессинга сильные мира сего? Если Гитлер, судя по литературе, просил за его голову 200 000 марок, ведь так могло быть?

– Они искали с ним знакомства! Почему они должны были его бояться? Да, Гитлер испугался, когда Мессинг предсказал, что если немцы пойдут на Восток, то они проиграют. Но Гитлер был амбициозный человек, а Сталин сказал: «Пусть ваш домысел останется при вас – свежо предание!», и Мессинг добавил: «Вы человек сильной энергии и вас убедить в чем-то нельзя».

– Как проходил отбор актеров, в частности на главную роль?

– Кастинг шел на все роли, кроме роли Мессинга. После того, как мне предложили посмотреть фотографию Евгения Князева, я сказал: «Будет сниматься он!» Это было ровно за год до начала работы над фильмом. И больше ни одного человека я не пробовал! Считаю, что поступил очень умно, когда сказал об этом Князеву за год до съемок. Он освободился от других творческих дел в кино и посвятил всего себя изучению роли Мессинга. Князев затратил огромные усилия и нервы, но сыграть эту роль под силу только великому и большому человеку.

– Вы не задумывались о спецэффектах в эпизодах, когда люди и правители просили Мессинга предсказать будущее их стран?

– А для чего? Делать всякую чертовщину? Разве глаза Мессинга не выражают то, что он видит? В них же появляется сумасшедшинка, а если бы был космос или еще что-то, это уже превратилось бы в «мыло»! А нам нужна была умная картина.
Вспомните, как Мессинг передает свои мысли Гануссену, когда тот ошибся с семьей. Я не знаю, было это или нет, но мы блестяще отыграли его магию, когда он передал Гануссену то, что было на самом деле. А сцена с курсантами – он смотрит на них, и у него слезы на глазах! Кстати, Мессинг действительно был послан Берией в Новосибирск и преподавал в школе разведчиков. Он знал, что Мессинг может научить их гипнозу. Но тот честно признался: «Я не могу их научить – я видел, что все они погибнут…»

– Вы согласны, что при своем необычном даре Вольф Мессинг был трагической фигурой?

– Его жизнь – это драма. И не случайно Володарский написал, что многие из сильных мира сего искали с ним знакомств, но умер он в одиночестве…

 

«Я болею за «Рубин»
– И по нашей традиции, Владимир Аркадьевич, ваши пожелания всем читателям и телезрителям Татарстана.
– Я третий год болею за казанский «Рубин» – мне очень нравится тренер вашей команды, его рассудительность, внутренняя сила, и когда Бердыев сидит на скамейке, чувствуется его индивидуальность. Мне нравятся мощные игроки «Рубина»!
Всем татарстанским коллегам – творческим людям, а также зрителям желаю смотреть хорошее кино, уметь отличать зерна от плевел и понимать, что главное в жизни – это человеческая доброта.

 

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. Очень хороший фильм, с удовольствием смотрим всей семьей, доброта и магизм Вольфа Мессинга передается актером превосходно!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*