МОСКОВСКИЙ ВЗГЛЯД НА ЧЕЛНИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Untitled Document

На чем основывается государственно-частное партнерство в России? Каковы отличительные черты кредитной кооперации в нашей стране? И почему моногорода стали российским проклятьем? Обсудить эти и другие вопросы студенты Набережночелнинского филиала КГУ смогли на встрече с известными московскими экономистами.

 

Так вот что волнует студентов!

 

Кайсын Хубиев: «Городу нужны новые направления развития, которые привлекут дополнительные инвестиции»

Для местного филиала Казанского государственного университета это уже третий «круглый стол» на кризисные темы. Первые два были посвящены непосредственно кризису и знакомили молодежь с позициями местных преподавателей. Третий же подарил будущим экономистам, политологам, журналистам и юристам возможность ознакомиться со взглядами столичных специалистов на посткризисное развитие страны.
Свои четкие позиции, расходящиеся с линией, которую выбрало государство, эти люди заняли еще до кризиса 1998 года и с тех пор не сошли с этого пути. Безусловно, общение с ними помогло студентам дополнить собственное представление о том, что сегодня происходит в России.

Так, доктор экономических наук, профессор Московского государственного университета Сергей Губанов среди прочего объяснил молодым людям, чем отличается государственно-частное партнерство в нашей стране от той же модели взаимоотношений на Западе.

– Почему-то в Российской Федерации смысл данного понятия заключается в том, что правительство поддерживает малый и средний бизнес. Не более того. И, по сути, все это партнерство сводится лишь к бесконечному выпрашиванию предпринимателями льгот. Тогда как за рубежом под этим партнерством понимается, что частный сектор, в том числе крупные корпорации, работает в государственных интересах, – отметил он.

Студенты были настроены на диалог, а потому постоянно передавали гостям записки с вопросами. Естественно, их интересовали проблемы, связанные с кредитной системой, возможностью модернизации экономики и прочими актуальными темами. Переживали они и по поводу того, как долго продлится кризис.

– Нынешняя экономическая ситуация входит в классический цикл, который продлится пять-семь лет, – сказал доктор экономических наук, профессор МГУ Кайсын Хубиев. – Но он вмонтирован в большой трансформационный цикл, основой которого считаются не экономические, а политические причины. Ради того, чтобы поменять политическую систему, мы полностью разрушили нашу экономику. Впрочем, факторов, способных породить в ближайшее время новый ее спад, я пока не обнаружил.

Моногород «проклятьем» зовется…

Не удержались от интересующих вопросов и представители прессы. Но, в отличие от студентов, их больше волновала судьба нашего города в сложившихся условиях.

– В советское время статус моногорода считался некоей преференцией. То есть моногорода получали не просто деньги, а лучшие дома, дороги, детские сады, больницы и прочие блага цивилизации, – подчеркнул Сергей Губанов. – Такое финансирование, обеспеченное материальными ресурсами, велось под контролем Госплана, Госснаба и подобных служб СССР. Это была своего рода форма скопления ресурсов ради формирования высококонцентрированных производств, в том числе ОАО «КАМАЗ».

Но экономическая ситуация трансформировалась, и в результате мы потеряли звено, которое обеспечивало денежные ресурсы материальными. Соответственно сохранить прежний приоритет моногородов не удалось, и они превратились в некое российское проклятье. В последние годы у правительства РФ возникло желание решить эту проблему, но механизм решения до сих пор не найден. А потому деньги в такие города, как Набережные Челны, конечно, вкладываются, но они не превращаются в ресурсы, в работу и в результат. Все потому, что былого статуса приоритетности у них уже нет, – подчеркнул профессор.

Его точку зрения дополнил Кайсын Хубиев:

– Набережные Челны не просто моногород, а моногород с численностью населения свыше полумиллиона! А потому он требует особого внимания властей. При этом вовсе необязательно привязывать все новые производства к автогиганту. Городу нужны новые направления развития, которые привлекут дополнительные инвестиции.

Сам же завод «КАМАЗ», по мнению московских специалистов, нуждается в современной производственной схеме – комбинированной, а не последовательной, как сейчас. Кроме того, компании пора задуматься и о постепенном внедрении системы «точно вовремя», которую используют многие зарубежные корпорации. Все это поможет автогиганту жить не продажей автомобилей, а инновационной рентой и приращивать промышленный капитал.

До скорой встречи

Приезд экономистов не ограничился только «круглым столом». Они провели лекции на актуальные темы, а также аспирантский час. К тому же с заместителем главного редактора журнала «Экономист» Сергеем Губановым и доктором экономических наук, профессором Московского института международных экономических отношений, главным редактором журнала «Управление собственностью» Владимиром Косторниченко руководство филиала КГУ обсудило выпуск первого номера «Регионального экономического журнала», который планируют издавать на базе вуза.

Разумеется, подобные встречи будут продолжаться, ведь они стали уже традиционной формой взаимодействия местного филиала КГУ с вузами Москвы. И руководство вуза надеется, что благодаря этим дружеским связям челнинские студенты смогут не только пользоваться опытом столичных профессоров и подготовленной ими методической литературой, но и защищать дипломы под научным руководством этих специалистов.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*