«Я НЕ ЛЮБИЛ ИГРАТЬ ПРИНЦЕВ»

Untitled Document

Многие взрослые зрители считают, что кукловоды остаются в тени, а дети запоминают только самих кукол. Однако, по мнению самих артистов, любая марионетка – это инструмент, который жив, пока на нем играют. Подтверждением этого стало признание 22-летнего артиста-кукловода Набережночелнинского театра кукол Дилюса Хузяхметова лучшим актером города. С ним и встретился корреспондент «Недели», чтобы расспросить его о жизни за ширмой.

 

Три спектакля в день – это нормально

– Дилюс, вас, наверное, часто об этом спрашивают, но все же как вы попали в Набережночелнинский театр кукол?

«Нельзя сказать, что мы остаемся в тени –
кукольного актера тоже узнают»

– Я с детства любил петь и участвовал в разных конкурсах и постановках: сначала в дет-ском саду, затем в татарской школе №52, где я учился. Так получилось, что в этой школе впервые набирали детей в специализированные классы: хоровой, театральный и художественный. Обучение велось уже с первого класса. Конечно, мне больше всего нравилось петь, но пошел я все-таки в актеры. Занятия проводились в музыкальном лицее №7. Нас там учили хоровому пению, хореографии, актерскому мастерству.

После окончания 9-го класса я пришел в Набережночелнинский театр кукол. Услышал по радио объявление, что требуются актеры для обучения в Казанском театральном училище, и решил попробовать. До этого я уже бывал здесь после окончания восьмого класса, но главный режиссер театра Игорь Юрьевич Клюев сказал мне, что рановато. Пришлось год ждать.

Кстати, выпускной в школе и музыкальном лицее совпали. Последний я окончил с отличием, и это стало еще одним весомым аргументом в мою пользу – меня взяли в театр.

– И как проходят будни актера-кукловода?

– Я бы вам описал будни актера, но поскольку я еще заведующий монтировочным цехом и звукооператор, то рассказ получится весьма обширным. В театре я практически каждый день. Нужно и декорации проверить перед спектаклем, и музыкальное сопровождение подготовить. Помимо этого бывает по три спектакля в день, и это нормально. До Нового года, в декабре, мы к тому же практически каждый день занимались хореографией в перерывах между постановками.

Репетиции также отнимают немало сил. Например, на следующей неделе к нам приезжают театральные критики, поэтому прогоны спектаклей идут каждый день. Режиссер «чистит» постановки, потому что со временем взгляд на нее меняется.

 

«Там дяденька Курочка Ряба стоит…»

– Как вы вживаетесь в роль персонажа? Репетируете в свободное время?

– Да, даже когда чищу зубы. Текст обычно не повторяю, даже если спектакль не выходил два-три года. А так с утра гримасничаю, проговариваю свои реплики. Если не запинаюсь, значит, все нормально. Иногда бывает, выходишь на сцену на репетиции, в голове абсолютная пустота – ничего не помнишь. Но как только берешь в руки куклу или музыка зазвучит, сразу все вспоминаешь.

– А были случаи, когда от волнения забывали слова на сцене?

– Такое может случиться, если спектакль ставится за короткое время – просто в промежутках между репетициями не успеваешь заучивать реплики. Конечно, если запомнил смысл, то фразу свою произнесешь, не обязательно в стихотворной форме. И никто не заметит, что актер слова забыл. Импровизация у нас в театре допускается.

– У вас есть любимые и нелюбимые роли?

– Все роли приходится любить, если даже они не нравятся. Например, когда я только пришел в театр, мне часто приходилось играть принцев. Я же считал, что это не подходящая для меня роль, не мое это было. Наверное, рано было в любовь играть.

– А сейчас?

– А сейчас мне внушили, что у меня хорошо получается (улыбается). Говорят, что у меня есть душа, поэтому мне самому теперь нравится играть принцев.

– Вас не задевает то, что в центре внимания куклы, а не вы?

– Нет, мы все равно появляемся на сцене. Например, если это спектакль с марионетками или ростовыми куклами. Была один раз со мной история… Я обычно до дома пешком добираюсь или на машине, а тут решил проехать пару остановок на трамвае. Зашел в вагон, встал у окна. Вдруг слышу детский голос: «Мама, мама, смотри, там дяденька Курочка Ряба стоит…» Нельзя сказать, что мы остаемся в тени – кукольного актера тоже узнают.

 

 

Дети везде разные

– Театр кукол часто бывает на гастролях и фестивалях. Как принимают челнинских актеров в других городах?

– Очень хорошо. Кстати, дети везде абсолютно разные. У нас они более раскрепощенные: во время спектакля и пошуметь могут, и крикнуть что-нибудь с места, а в других городах нет. В Чебоксарах, Саранске, Ульяновске, Казани, Йошкар-Оле они все так тихо сидят, а в конце спектакля еще и хором «спасибо» говорят, это просто удивительно!

Запомнился один момент в Чебоксарах. У них в театре не было занавеса. Мы отыграли спектакль и прятались в глубине сцены за декорациями, пока дети выходили из зала. И тут один из мальчишек подбежал к краю сцены и крикнул нам: «Спасибо вам большое! Это лучший день в моей жизни!» Вот такая оценка зрителя, наверное, самая справедливая.

– Есть у вас любимый театр кукол?

– Да. Мне очень нравится кукольный театр из Саранска. Там ребята просто классно играют. Я еще ни разу не видел, чтобы они отыграли средненько, то есть все постановки у них на высшем уровне. Можно сказать, что там работают настоящие профессионалы, причем без образования. Все учились актерскому мастерству у себя в театре. Школа у них хорошая и люди талантливые.

– Есть ли у актера-кукловода возрастной предел?

– Сложный вопрос (улыбается). Знаю, что в Волгоградском театре (они приезжали к нам на фестиваль) есть актриса, которой больше 70 лет, а она играла роль котенка Гав в одноименном спектакле. Так вот эта дама очень шустро передвигалась по сцене. И вы понимаете, что котенка еще нужно озвучивать. Так вот у нее это здорово получалось, практически один в один! Мы были поражены. Конечно, кто-то и до 90 лет может проработать, а кто-то в 50 лет скажет: «Все, спасибо, у меня спина болит. Я ухожу». У каждого свой возрастной предел.

 

НАША СПРАВКА
► Дилюс Хузяхметов окончил Казанское театральное училище по специальности актер-кукловод. Выпускник экономического факультета Института социальных и гуманитарных знаний.
► За семь лет работы в театре молодой актер успел поработать машинистом сцены, звукооператором и, конечно, кукловодом. Сыграл более 60 ролей в 28 спектаклях.
► Участник фестиваля национальных театров кукол «Радуга» в Самаре, Международного фестиваля театров кукол «Серебряный осетр» в Волгограде, фестиваля кукольных театров Поволжья «И-Волга» в Тольятти, Международных фестивалей театров кукол в Виннице и Львове (Украина).
► На IV Международном фестивале театров кукол в Виннице получил диплом «За лучшую мужскую роль».

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*