ЮРИЙ ШЕВЧУК: «НА ТВ МЕНЯ ЗОВУТ, НО Я ОТКАЗЫВАЮСЬ»

Untitled Document

Думаю, никто не станет спорить, что олицетворением русского рока для молодежи 1980-х, 90-х, 2000-х является Юрий Шевчук. За 27 лет творчества он ни разу не изменил себе: не участвовал в выборных кампаниях, не выступал на корпоративах, не пресмыкался перед власть имущими. Он идет своей дорогой и потому вряд ли дождется «медных труб», собственных радиопередач и трансляций концертов по телевидению.

 

«У нас в стране кризис каждое утро. Мы все к нему привыкли и живем нормально»

 

Но народ его любит за то, что он настоящий. За то, что может расплакаться, выступая перед солдатами в «горячих точках». За то, что всегда говорит, что думает. За то, что не устает взывать к совести. За то, что мешает нам спать в уютных креслах перед телевизорами. За то, что по-прежнему верит в новую Россию и за то, что продолжает бороться за человеческое в нас.

В июле у «ДДТ» выйдет новый альбом «Кризис». В преддверии этого, безусловно, знаменательного для каждой группы события «Неделя» взяла интервью у рок-бунтаря.

«Поэтом себя
не считаю»

– Юрий Юлианович, при том, что вы пишете стихи более 20 лет, ваш первый серьезный поэтический сборник вышел совсем недавно. Почему?

– Это не первый опыт издания моих стихов – 12-13 лет назад небольшим тиражом выходила книжка под названием «Защитники Трои». Но она была напечатана на плохой бумаге, стихов там было мало. Так что, пожалуй, «Сольник» (название сборника – прим. ред.) действительно можно считать моей первой книжкой. Стихи я сочиняю много лет, хотя большим поэтом себя не считаю. Это просто мои размышления о России, о судьбе, о нас с вами. У меня есть хорошие друзья – тот же Дима Муратов, редактор «Новой газеты», – которые помогли мне выпустить эту книгу. В скором времени выйдет исправленное и доработанное издание «Сольника», в котором ошибки будут исправлены и, кроме того, добавлены новые стихи.

– Не хотите ли вы устроить какое-нибудь поэтическое мероприятие?

– Не вижу в этом особой надобности. У меня есть возможность читать свои стихи со сцены. «ДДТ» была одной из первых рок-групп, которая стала смешивать рок со стихами. Повторюсь, я не считаю себя поэтом. Я музыкант, и иногда у меня получаются тексты без музыки, за которые не стыдно.

«Среди рокеров
свои «кобзоны»
и «че гевары»

– Ваши концерты не увидишь на федеральных каналах. Телевидение и радио, особенно после вашей поддержки «Марша несогласных», делают вид, что вас вообще не существует. Как вы к этому относитесь?

– Не особенно переживаю. В телевизоре нас, конечно, нет, зато есть концертные площадки. Может быть, так даже лучше, потому что в моей среде считается, что на центральных каналах появляться некрасиво. Не сказал бы, что в телек совсем не зовут, но я не могу принять эти предложения. То на шоу «Король ринга» просят прийти, чтобы я дрался с Киркоровым, то на коньках потанцевать, то поговорить о жертвах аборта. Но песни наши – да, не берут. И даже если мы играем их в какой-нибудь передаче, их просто вырезают. Как это было у Малахова, например.

– Но почему так происходит? С экранов исчезла острота, целыми днями сплошная развлекаловка и чернуха. Так и до культурной деградации недалеко! А большинство рок-музыкантов, складывается впечатление, уже смирились с таким положением дел.

– Это долгий разговор. Не хочется говорить о грустном. В моих новых песнях много размышлений о кризисе, безработице, обо всей этой пошлости, которая нас окружает. Советую их слушать, если вас интересуют такие серьезные вопросы.

А что касается рок-музыкантов, то здесь все не так плохо. Наши рок-динозавры в основном действительно «прогнулись под изменчивый мир», но ими наше музыкальное пространство не исчерпывается. Практически в каждом городе есть хорошие группы, которые играют честную, бескомпромиссную рок-музыку. Просто их не видно, их опять-таки нигде не показывают. Все формы доступа к слушателям, кроме Интернета, у них закрыты. Получилось так, что среди рокеров есть свои «кобзоны» и свои «че гевары». Мне, например, из молодых очень нравится группа «Люмен». Думаю, они далеко пойдут.

 

«ДА ПРОСТЯТ МЕНЯ КОЛЛЕГИ…»
– Юрий Юлианович, какую музыку вы сейчас слушаете?
– Музыку слушаю разную. Из мировой рок-музыки – от Nine Inch Nails, Tool и PJ Harvey до Big Pink и Arctic Monkeys. Фактически каждое утро прослушиваю пару новых альбомов отечественных групп, которые присылают молодые музыканты со всей страны и дарят на гастролях. Кстати, у «ДДТ» есть традиция: если мы участвуем в фестивалях, то тянем на них за собой несколько неизвестных рок-команд.
Есть любимая классика (от Бетховена до Шнитке), люблю джаз, спиричуэлс, российскую авторскую песню, французский шансон. А близки по духу мне, конечно, «ДДТ» – да простят меня коллеги.

 

«В Уфе я вроде «всеобщего родственника»

– На ваш взгляд, как кризис повлияет на творчество музыкантов?

– Думаю, положительно. Народ будет больше слушать проблемные песни: не только про «спать или не спать», но и про «быть или не быть». А у тех людей, которые слушают рок, голубых фишек нет, терять им нечего. У нас в стране кризис каждое утро. Мы все к нему привыкли и живем нормально.

– Есть ли у вас принципы, которым вы следуете всю жизнь, или стараетесь поступать по ситуации?

– Я очень дорожу принципами группы, которые были выкованы в 1980-е годы, а может, еще раньше: заниматься творчеством, а не его имитацией, и везде стараться вести себя по-людски. Главное для меня, чтобы сегодня тот юный Юрка Шевчук при встрече мне хотя бы руку подал. А ведь может и не подать. Кто его знает…

– Как сочетается ваша позиция «Не стреляй!» с получением боевых наград?

– Лет пять назад мне присвоили звание народного артиста Башкирии. Я пару раз отказывался, но достали и меня. Дело в том, что в Уфе я что-то вроде «всеобщего знаменитого родственника» – многие хорошие люди, простые граждане, друзья собирали подписи, писали в газеты, хотели сделать мне этот подарок. Я своих земляков люблю, мы с ними родня по юности. И как-то уже не хотелось в очередной раз их огорчать.

Награды за участие в боевых действиях я тоже получал, хотя принципиально ни в кого не стрелял. Наградную на серебряный крест МВД мне подписал всем известный генерал Романов, это был его последний автограф перед тяжелейшим ранением. Хороший человек. До сих пор борется со смертью. Награждали меня бойцы, фронтовики – это единственное, что у них было, что они могли мне дать. И я тоже не мог их обидеть, хотя, конечно же, не заслужил.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. "В июле у «ДДТ» выйдет новый альбом «Кризис»"

    Весьма сомнительная информация!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*