Чем ближе осень, тем чаще в Татарстане обсуждается тема предстоящих выборов в местные городские советы. Об этом и не только шла речь на встрече журналистов «Новой недели» с именитым гостем – председателем совета Уральской гильдии политических консультантов Константином Киселевым. Он приезжал в наш город для участия во Всероссийской научной конференции, которая состоялась в Набережночелнинском филиале Казанского (Приволжского) федерального университета. Пользуясь случаем, мы пригласили Константина Киселева стать гостем редакции. | ||
|
||
|
||
Выборы шагают – Константин Викторович, в октябре в Татарстане пройдут выборы в советы муниципальных образований. Судя по всему, нынешняя кампания пройдет практически по той же схеме, что и предыдущая. Сказывается ли, по-вашему, содержание предвыборной кампании на ее результативности? – Однозначно оно влияет и на явку, и на результаты. Не хочу вдаваться в детали, связанные с анализом специфики избирательных кампаний в Татарстане, но могу рассказать о тенденциях, которые присутствуют в других регионах. Во-первых, там, где кампании проходят по пропорциональной системе, партия власти теряет голоса. Во-вторых, из года в год заметно стремление властей уменьшить количество выборов. Проявляется это введением института сити-менеджера и отменой прямых выборов мэра в проблемных городах и столицах субъектов России. В-третьих, лично меня радует, что сегодня взрывным образом проявляется интерес молодых людей к политике. Например, в Свердловской области через сеть Интернет собрали митинг численностью пять тысяч человек. Люди протестовали против решения о застройке центральной площади города без согласования с населением. Повторю: дата, время и место митинга были объявлены только в Интернете. – Можно ли утверждать, что Интернет-технологии активно входят в процесс предвыборной кампании? – Да, сейчас они чрезвычайно актуальны. Например, у депутата Свердловской областной Думы Леонида Волкова есть «живой журнал». Темы его блогов регулярно входят в топ Яндекса. Этот человек вообще получил прозвище «Интернет-кандидат», он даже средства на проведение своей кампании собирал через Интернет! Именно он организовал упомянутый пятитысячный митинг. Больше «чернухи» – меньше явка – Какая из кампаний для вас как политтехнолога стоит особняком? – Предпоследняя, в городе Лесном Свердловской области. Мой кандидат был беспартийным, но шел при поддержке «Справедливой России». При этом поддержка кандидатов от «Единой России», как показали опросы, составляла порядка 50-60%. Но «Единая Россия» поставила не на того кандидата. Интрига настолько накалилась, что люди стояли в очередях на избирательные участки. Такого я никогда не видел! «Единая Россия» не набрала и 20% голосов, а кандидат, которого мы поддерживали, – около 70%. Я всегда говорю, что выигрывает и проигрывает кандидат, а не политтехнолог. Политтехнолог только обслуживает. Он никогда не станет делать что-то за свой счет, никогда без согласия кандидата не будет выпускать ту или иную листовку. Поэтому нельзя списывать свой проигрыш на людей, которые тебе помогают. В данном случае выиграл кандидат Виктор Гришин, но меня радовала именно активность, с которой люди шли на выборы. И даже «чернуха» против моего кандидата никак не повлияла на явку избирателей. – Использование «черных» технологий в избирательных кампаниях разжигает интерес к ним? – Бывает по-разному. Но общее правило такое: чем больше «чернухи», тем меньше явка. Впрочем, и из этого правила есть исключения. – Для вас важно, чтобы взгляды человека, чью кандидатуру вы продвигаете, совпадали или хотя бы не противоречили вашим? – Конечно, принципиально. Причем с каждым новым кандидатом это становится важнее. Есть персоны, которых я не буду продвигать никогда, ни за что и ни по каким причинам. И большинство моих коллег поддерживают этот нравственный принцип. Но надо четко дифференцировать: есть Киселев-политик и Киселев-политтехнолог, Киселев-эксперт и Киселев-журналист. Это разные ипостаси. – В какой кампании вы выступали как кандидат в депутаты? – Это была кампания «Гражданской силы» – для меня она навсегда останется суперудачной. Она шла под лозунгом «Гражданская сила – партия налогоплательщиков». Каждый житель Свердловской области заплатил тысячи налогов, и что он за это получил? Мы просто вынесли этот вопрос на всеобщее обсуждение. В итоге каждый десятый голос, отданный на выборах в Госдуму, пришелся на Свердловскую область. Партии уже нет, но люди помнят своих кандидатов! |
||
|
||
«Команда «ЧайФ» занимает очень внятную гражданскую позицию, но в политику старается не лезть»
|
||
Долг или право? – По вашим наблюдениям, кто сегодня идет во власть? – Разные люди. Кто-то достаточно искренне придерживается коммунистических взглядов, и видно, что он готов отстаивать свою позицию. Кто-то сторонник либералов, но тоже видно, что он честный человек, а не какой-то проходимец. Поэтому четкого портрета кандидата сегодня нет. Но политика себя дискредитировала. Увидеть честность в глазах политика достаточно сложно, и люди предпочитают вообще никому не верить. В связи с этим хочу подчеркнуть, что журналистский долг – не дискредитировать выборы, а действовать альтернативными методами. Избиратели часто начинают путать право выбора с долгом. Я всегда настаиваю, что выборы – это право, и за него надо бороться. Объясняя студентам разницу между этими понятиями, я провел эксперимент. Придя на очередную лекцию, говорил: «Я запрещаю вам вести конспекты». Студенты привыкли к тому, что их заставляют записывать лекции, то есть навязывают им мысль, что ведение конспекта – это долг. И тут вдруг я им это запретил… Они помолчали, а потом в их головах что-то перевернулось: «Позвольте! Мы имеем право вести конспекты!» Вот так легко можно изменить долг на право. То же самое с выборами. Вы не должны, вы имеете право выбирать. |
||
Детские игры – Говорят, если человек в более или менее сознательном возрасте понял, что предел его мечтаний – политика, то заниматься ею надо чуть ли не со школы. Как вы относитесь к этому утверждению? – В Древнем Риме политиков действительно готовили с младых ногтей. Детей приводили в дом к государственным мужам, чтобы они видели, как те проводят свой день, какие пишут бумаги, какие ведут переговоры и так далее. Это была своеобразная школа политического воспитания. Со мной часто советуются юноши и девушки, которые мечтают взойти на политический олимп, не следует ли им для начала вступить в какое-либо молодежное движение? Я не устану повторять, что политиков, которые вышли из молодежного движения, в разы меньше, чем, например, политиков, которые прошли через бизнес. Поэтому мой совет – не тратьте время на детские игры в политику! – Как вы считаете, женщины стали активнее идти в политику? – Ситуация пока что не в пользу дам. Но она меняется так же, как ситуация на дорогах. А там, как известно, количество женщин увеличивается кратно. В политике, думаю, через какое-то время будет то же самое. – Мы поклонники команды КВН «Уральские пельмени». Скажите, пожалуйста, этих артистов часто приглашают в предвыборные кампании для повышения рейтингов? – До того, как «Уральские пельмени» заключили договор с телеканалом «СТС», они регулярно участвовали в местных кампаниях. Причем очень уважаю их за то, что они выбирали демократические и либеральные партии, например, «Свободную Россию» или «Гражданскую силу». – А «ЧайФ» вне политики? – Эта рок-группа занимает активную гражданскую позицию. Например, одна из акций «ЧайФа» – поминки по незаконно снесенному памятнику архитектуры. Это была не политическая, а именно гражданская акция. Плюс ко всему один из «чайфов» Владимир Бегунов, например, участвовал в том самом пятитысячном митинге. Гражданскую позицию команда «ЧайФ» занимает очень внятную, но в политику старается не лезть. |
||
|
||
«Я лучше промолчу…» – Хотелось бы узнать о вас как о журналисте. Вы ведете передачу на радио «Эхо Москвы в Екатеринбурге». Легко ли найти темы для нее и собеседников? – Идею программы «Бретеры» предложил главный редактор Максим Путинцев, но мы столкнулись с проблемой поиска участников нашей передачи. Ведь страх выступить, что-то сказать сидит практически в каждом нашем чиновнике. А те, кто, казалось бы, готовы свободно обсуждать острые вопросы, боятся, что их точка зрения не совпадет с мнением большинства. Например, тема запрета на продажу алкоголя после девяти. Казалось бы, если ты производитель спиртных напитков, выйди и скажи, что ты против этого запрета. Так нет же! Так что проблема остается актуальной. Одни и те же участники передачи быстро наскучат аудитории. Я уж молчу о том, что в России чрезвычайно низка культура риторики, так что далеко не каждый согласившийся выступить сможет говорить в эфире связно и грамотно. |