«РАРИТЭК»: ДАВИМ НА ГАЗ!

Untitled Document

2010 год – особенный не только для Набережных Челнов. В декабре свой первый серьезный юбилей – 10 лет со дня основания – отметит предприятие «РариТЭК». Казалось бы, разве это возраст? А между тем за столь короткий срок компания добилась заметных результатов в так называемой «газовой тематике» – направлении, появившемся в нашей стране совсем недавно, но иначе как «трендом будущего» не называемом. Об этом
и многом другом мы побеседовали
с генеральным директором ООО «РариТЭК» Рафаэлем Батыршиным.

 

Преодолеть предубеждение…

– Рафаэль Римович, как известно, любой бизнес начинается с идеи. Расскажите, пожалуйста, как в Набережных Челнах возникло предприятие «РариТЭК»?

– У истоков ООО «РариТЭК» стояли Хания Карамовна Сафиуллина и я, начинали работать с «КАМАЗом». Ну, а с 2004 года наше предприятие стало официальным дилером компании. Чуть позже, в 2006-м, появилась идея переводить автомобильную технику на альтернативное, экологически чистое топливо – компримированный (то есть сжатый) природный газ метан, и с 2007-го мы принялись за ее воплощение. Так что газовой тематикой мы плотно занимаемся всего три года.

– Продажа грузовых автомобилей и оснащение их газовыми двигателями – это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Что потребовалось, чтобы переключиться на новое для вашего бизнеса направление?

– Прежде всего вера. Вера в то, что время газовых двигателей в России обязательно настанет. Европейские страны ведь тоже пришли к ним не в одночасье. Переход на совершенно другое топливо на самом деле не так прост, как может показаться. Это своего рода революция! И для того, чтобы она свершилась, надо подготовить почву: разработать соответствующие газовые программы, поменять инфраструктуру. Но главное – менталитет.

Рассуждения противников этой идеи можно понять. Очень же удобно: подъехал к заправке, вставил пистолет, залил бензин и поехал. Люди привыкли идти по этому пути и не видят особой надобности в переменах. А перейти на новый вид топлива – значит не просто купить новую технику. Это еще и переобучить водителей, технический персонал, который ее обслуживает.

Надо преодолеть предубеждение, что природный газ метан опасен. Это не так! Наоборот, по сравнению с дизельным топливом он куда более безопасен. Сравните: температура воспламенения солярки – 270 градусов, а метана – более 500! И если посмотреть статистику, вспыхивают в основном автомобили, которые ездят на бензине или пропан-бутане. Именно дурная слава пропан-бутана и распространяется на безопасный метан. А наша задача – достучаться до каждого человека и объяснить, что, приобретая газовую технику, они с точки зрения безопасности только выиграют.

Тем не менее, продвижение по газовой тематике мы все-таки отмечаем: постепенно меняется федеральное законодательство. Я имею в виду, в первую очередь, принятый осенью прошлого года закон «Об энергосбережении и энергоэффективности», обязывающий нас переходить на более экономичное и экологичное топливо. А государственная корпорация «Газпром» уже всерьез задумалась о создании сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) по всей стране.

– Значит, движение идет?

– Да. Более того, полагаю, будущий 2011-й станет годом прорыва газовой техники в нашей стране.

 

Открытие газового сервисного центра «РариТЭК»
с участием заместителя генерального директора
ОАО «КАМАЗ» Ирека Гумерова

 

…и предложить
«пряник»

– Что дает вам основания так думать?

– Начиная с 2007 года, наша компания имеет серьезный опыт поставок автомобилей с газовыми двигателями. И нашим заказчикам уже не нужно объяснять, что это выгодно.

Если мы говорим о социальных перевозках, топливо – это одна из главных составляющих экономики любого транспортного предприятия наравне с фондом заработной платы. Но если вы начнете экономить на втором, работники уйдут. Как вариант, чтобы повысить рентабельность, вы можете увеличить стоимость билетов с нынешних 12 до, скажем, 30 рублей (кстати, видимо, чтобы проверить настроения жителей республики, весной этого года информацию о подобном подорожании запустили в татарстанские Интернет-СМИ, однако, не получив поддержки, она быстро сошла на нет – прим. ред.). А это, как вы понимаете, приведет к социальному взрыву. Единственное, на чем реально можно сэкономить, – ГСМ.

Частный бизнес агитировать не надо – он все видит и понимает выгоду. Другое дело, что со стороны нашего государства должны быть какие-то субсидии, стимулирующие покупку газовой техники. В конце концов, газовые двигатели соответствуют экологическому стандарту «Евро-4», а значит, транспортный налог, который мы платим в том числе и за вред, наносимый автомобилями окружающей среде, мог бы быть отменен.

Я знаю, что в развитых странах существуют государственные гранты для покупателей такой техники. Даже надпись на твоем автомобиле «Я езжу на природном газе!» может послужить поводом для обращения за поощрением. То есть государство дотирует газовое направление. У нас покамест этого нет. Нет какого-то «пряника», который бы заставил обратить взоры общества на газовые двигатели!

Я бы даже предложил сделать узаконенные доплаты водителям автомобилей на газовых двигателях…

 

 

С ПРАЗДНИКОМ, ЧЕЛНЫ!
– Я от души поздравляю челнинцев с 80-летием города! С точки зрения человеческой жизни, возраст уже весьма и весьма внушительный, а если сравнить с Москвой или Казанью – какие наши годы?!
Главное – давайте будем любить свой город, гордиться, что мы в нем живем, и обязательно вносить свою лепту в его красоту и чистоту! Пользуясь случаем, хочу пожелать челнинцам – городской власти, руководителям предприятий – полюбить свой город в части экологии и задуматься о действительно чистом топливе, которое не будет наносить вред нашему здоровью. Почему бы не перевести на газ коммунальную технику? Почему бы не возить горожан в автобусах, из выхлопной трубы которых будут выходить не вредные выхлопы, а… вода? Мне кажется, это реально. А город скажет только спасибо.

 

– ?!

– Во-первых, за то, что они будут переучиваться и получат более высокую «классность». А во-вторых, чтобы эти деньги стали им своеобразной компенсацией за «упущенную выгоду» – ни для кого ведь не секрет, что подавляющее большинство шоферов зарабатывает «на канистрах». Газ-то ведь уже не возьмешь!
Короче говоря, получается парадоксальная ситуация: Россия – одна из самых богатых по запасам «голубого топлива» стран мира, но Европа, в которую мы его поставляем, по продвижению этого направления и количеству автомобилей, оснащенных газобаллонным оборудованием, нас уже давно опередила! Нас опередили развивающиеся государства: Пакистан, Бразилия, страны СНГ. Официальная статистика гласит, что по внедрению газовых двигателей Россия стоит на очень неплохом девятом месте в мире, но я убежден, что эти цифры надутые. Скорее всего, это сведения 80-х годов, и техника этого периода давно уже списана.

– Но не надо сбрасывать со счетов, что газовая техника дороже работающей на бензине или солярке…

– Да, на 10-15% она дороже. Но и окупится быстро и сторицей. Вот вам нехитрый расчет. На 100 километров пути автобусу «НефАЗ-5299-30-31» с газовым двигателем понадобится 40 кубометров газа, с дизельным – 39,4 литра солярки. Умножаем теперь на цены на энергоносители (7 и 16,5 рубля соответственно) и получаем такие результаты: за газ вы заплатите 280 рублей, за дизель – 650 рублей. Экономия – 370 рублей на 100 километров.

 

Делегация из республики Кот-д’Ивуар во главе с чрезвычайным
и полномочным послом Филибером Гньаньо Фаниди посещает предприятие

 

Сервис в… поле

– Давайте вернемся к ООО «РариТЭК». Газовым направлением вы занимаетесь всего три года. Срок, прямо скажем, небольшой. Каких результатов вы добились за это время?

– С гордостью могу сказать, что поручения, возложенные на нас «КАМАЗом» и непосредственно генеральным директором компании Сергеем Когогиным, мы выполнили. Мы построили всю философию сервисного бизнеса, разработали стандарт сервисного центра и сегодня готовы распространять его по всей стране через дилерскую сеть «КАМАЗа». Я бывал на многих заводах Европы и России, мне есть с чем сравнивать, но такого сервиса по газовым автомобилям, как у нас, нет ни у одного автопроизводителя.

– В чем же его уникальность?

– Существует регламент, в соответствии с которым организации оказывают строго определенный набор услуг. Шаг влево, шаг вправо – расстрел. А мы можем уже сегодня предложить высоко-
качественное обслуживание газовой техники как в стационарных условиях, так и в «полевых». Иными словами, предоставляем мобильный сервис.

У нас разработана отдельная программа и для сельского хозяйства: развернуть в поле сервисный центр и подавать голубое топливо непосредственно к уборочной технике для нас не представит никакой сложности.

– Честно говоря, звучит фантастически…

– А между тем, на мой взгляд, это дело не столь уж отдаленного будущего! Вспомните, пять-шесть лет назад водители КАМАЗов заправлялись от бензовозов, стоявших на трассах. В Набережных Челнах это было Орловское кольцо. Дизельные заправки появились совсем недавно, но так прочно утвердились в нашей жизни, что уже трудно представить, что их когда-то не было! То же, думаю, будет и с сетью АГНКС. Нужно только начать.

Еще из наших достижений – под руководством «КАМАЗа» мы создали модельный ряд автомобилей, работающих на метане, и сегодня можем предложить технику для жилищно-коммунальной сферы, для дорожной и строительной отраслей. Основная заслуга в этом принадлежит, безусловно, Научно-техническому центру «КАМАЗа». Могу сказать, что такого серийного производителя грузовых автомобилей, как челнинский автогигант, в России нет.

 

 

Зачем
платить больше?

– Бизнес голосует рублем за вашу технику? У ООО «РариТЭК» много заказчиков?

– Вы знаете, в конце 2007 – начале 2008 года мы отметили настоящий бум по заказам на эту технику, но, к сожалению, тогда не были вполне к этому готовы: разработанные «КАМАЗом» автомобили еще не были сертифицированы. В 2009-м случился злополучный кризис…

А вот сейчас вновь пошли заявки. Мы получаем заказы и радуемся, потому что они прямо свидетельствуют о восстановлении российской экономики и производства. Надо сказать, что эти годы многому нас научили. Мы стали более избирательны в определении поставщиков комплектующих: теперь не хватаемся за первого попавшегося продавца компонентов – напротив, в первую очередь, смотрим надежность предлагаемого оборудования и приемлемость цены. Исходя из этих двух критериев, выбираем поставщика.

– Какими вы видите свои перспективы?

– Мы хотим освоить линейку малотоннажных автомобилей, потому что сегодня они очень востребованы рынком. Также в перспективе – создание полноприводных автомобилей на газовом топливе и самосвальной техники большей, чем сейчас, тоннажности. На них тоже есть покупатели.

Мы хорошо работаем не только на внутреннем российском рынке, но и внимательно изучаем внешний. Нашей продукцией заинтересовались Казахстан, Узбекистан. Прорабатываем вопросы с Латинской Америкой и Ираном.

– Они сами проявляют заинтересованность в камазовской технике или все же вы выходите с предложениями?

– Они сами. В первые годы делегации из этих стран приезжали к нам проводить «разведку боем». Сейчас мы ведем более предметные переговоры. Нашим зарубежным партнерам хорошо известно, что камазовская техника не только очень надежная, но и сравнительно недорогая. А если соотношение «цена и качество» куда более выгодное, чем у других автопроизводителей, зачем платить больше?

 

МЫ РАБОТАЕМ
НА «КАМАЗЕ»!
– Работать на вашем предприятии престижно?
– Я думаю, да. Вообще, по моему убеждению, сам факт, что ты работаешь напрямую с градообразующим, главным предприятием города – уже большая честь и ответственность. Что бы ни случилось, какие бы кризисы ни происходили, я считаю, на «КАМАЗе» работать всегда почетно, будь то его структурные подразделения, «дочки», дилерская сеть или предприятия-партнеры. И мой коллектив четко знает: мы работаем на «КАМАЗ» и мы работаем на «КАМАЗе».

 

На правах рекламы

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*