РАДИЙ КАДИКОВ: «ВО ДВОРАХ МЫ РАБОТАТЬ НЕ БУДЕМ»

Untitled Document

Неделю назад гостем нашей редакции был начальник ГИБДД Набережных Челнов. В прошлом номере мы опубликовали часть беседы с Радием Кадиковым, которая касалась видеофиксаторов. Предлагаем вниманию читателей продолжение нашего разговора.

 

Перед тем как сесть за руль, квас в больших количествах лучше не пить

 

Увидеть Париж…
и перенять опыт

– Радий Закиевич, в нашу редакцию поступает огромное количество вопросов от жителей города по поводу парковки во дворах. Скажите, есть ли у данной проблемы принципиальное решение?

– Этот вопрос нужно решать, но не нашими руками. Горожане просят сотрудников ГИБДД, как говорится, кнутом разгонять машины во дворах, а потом владельцы этих автомобилей пишут на нас жалобы в прокуратуру. Я не раз говорил: парковки во дворах – проблема самих жителей, домовых советов, товариществ и прочих объединений. Мы занимаемся безопасностью дорожного движения, а данный вопрос связан с комфортностью или даже общественной безопасностью, поскольку «скорая помощь» и пожарные не могут из-за таких машин проехать к подъездам.

По данному вопросу работают участковые милиционеры, экологическая милиция, есть в конце концов исполком района, который должен административными методами наказывать таких нарушителей. А люди по старинке хотят, чтобы пришел сотрудник ГИБДД с жезлом и навел порядок.

Частично проблему можно решить за счет полупустых горизонтальных стоянок. Еще один вариант – расширить дворовые проезды хотя бы на пять-шесть метров. Но город с трудом находит деньги на то, чтобы залатать ямы на дорогах. Надо смотреть правде в глаза: дворовые проезды во всех комплексах никто переделывать не будет. Да и принципиально это проблему не решит: люди начнут машины ставить в два ряда.

Следующий вариант – многоуровневые парковки. Но стоимость парковочного места составит около 200-300 тысяч рублей – это цена нового отечественного автомобиля. Средний житель такую сумму не потянет. Способы решить проблему парковки во дворах есть, но они не всегда соответствуют финансовым возможностям как города, так и его жителей.

– Парковки во дворах актуальны не только для нас, но и для жителей Казани, Москвы и так далее. Вы наверняка изучаете опыт других городов или стран. Как там справляются с этой проблемой?

– Элементарно. В Париж, например, не пускают иногородний транспорт. Есть специальные дешевые паркинги при въезде в город, где можно оставить машину и дальше передвигаться на общественном транспорте. Тем самым исчезают, по меньшей мере, три проблемы: пробки, загруженность дорог и нехватка парковочных мест. В Москве уже пошли по этому пути, грузовой и иногородний транспорт в столицу не пускают, парковка в центре запрещена. Почему бы не применить этот опыт и у нас?

С моей точки зрения, это проблема культуры. Если ты паркуешься, то посмотри, не создаешь ли своими действиями неудобства другим. Хорошо, что в последнее время воспитание культуры поведения челнинцев обсуждается на уровне руководства города. Есть у нас такая концепция культуры, затрагивающая в том числе и безопасность дорожного движения. Я обеими руками за нее, потому что основная причина ДТП так или иначе связана с неуважительным отношением участников дорожного движения как к другим водителям, так и к пешеходам: обгоняют, превышают скорость, паркуются, где захочется, мешают общественному транспорту высаживать пассажиров…

На Западе люди уважают друг друга. А у нас водитель запросто может бросить автомобиль посреди двора и пойти домой пить чай, а в это время другой водитель, чертыхаясь, звонит в ГИБДД с требованием убрать эту машину.

Еще раз повторяю: во дворах мы работать не будем. Мы должны решать проблемы с безопасностью дорожного движения на проспектах, аварийных перекрестках, и в комплексы нас заманивать не надо. Нам есть чем заняться. Мы так и называемся: Государственная инспекция безопасности дорожного движения, а не инспекция по наведению комфорта в отдельно взятом дворе.

 

Подзаправиться квасом или валерьянкой?

– Радий Закиевич, месяц назад был введен «сухой закон» для водителей. Однако наши коллеги из Екатеринбурга экс-периментальным путем установили, что алкотестер срабатывает, если человек выпил 800 мл кваса или полтора литра кефира.

– Во-первых, если водитель не согласен с показанием алкотестера, он вправе проехать в город-ской наркодиспансер и пройти там детальный анализ на содержание алкоголя в организме. А во-вторых, какой нормальный человек может за один присест выпить столько кваса или кефира? Разве что в порядке эксперимента.

Мы тоже проводили у себя такие тесты, заставили командира взвода выпить литр кваса – он еле справился. А алкотестер, кстати, «ноль» показал.

– А как же лекарственные препараты? Некоторые из них настояны на спирту. Валерьянка, например…

– Погодите, какая валерьянка? Это ведь успокоительное! Значит, человек слишком возбужден и представляет потенциальную опасность для других участников движения. Если водитель садится за руль, он должен быть абсолютно здоровым, как летчик. Если ему плохо, пусть пересаживается на такси или общественный транспорт и катается себе на здоровье.

В Правилах дорожного движения четко прописано: «Запрещается употреблять алкоголь, наркотические вещества, лекарственные препараты, нарушающие внимание…». Некоторые лекарства, успокоительные вызывают чувство рассеянности. Реланиум, например, дает эффект, равносильный употреблению 100 г водки. Алкотестер содержание его в крови не покажет – к сожалению, в Набережных Челнах нет анализаторов, выявляющих и алкоголь, и наркотические вещества, содержащиеся в лекарствах, но это не значит, что их можно безнаказанно употреблять. В конце концов, от этого зависит жизнь и здоровье самого водителя. А эти сказки про валерьянку или литр кваса я считаю попыткой уйти от ответственности. Хочешь пить – пей минералку, зачем испытывать судьбу?

 

«Обезьянник» категории люкс
– Для нарушителей, которые с прохладцей относятся к своевременной уплате штрафов, сообщу, что в день мы в среднем на 30 человек оформляем документы по соответствующей статье, которая, кстати, грозит не только удвоением штрафа, но и арестом до 15 суток. За восемь месяцев этого года около 300 злостных неплательщиков посидели за свою небрежность в спецприемнике с бездомными. У некоторых десятки неоплаченных штрафов, и они думают, что их такие мелочи не касаются. Но одно дело, когда тебя не выпускают за границу из-за долгов, а другое, когда солидный человек попадает в одну камеру с бомжами. В спецприемнике ведь категории люкс нет.

 

Фильтруем
плохих водителей

– Безопасность на дорогах, помимо культуры, связана еще и с качеством преподавания в автошколах. Недавно им рекомендовали проходить аттестацию на соответствие новым требованиям. А соответствуют ли им челнинские автошколы?

– Очень многие. Правда, лицензии некоторых автошкол пришлось приостановить. Мы неспроста требуем, чтобы у них были приличные машины, автодром – пусть не собственный, но несколько школ могут скооперироваться и использовать его по графику.

Раньше в Набережных Челнах трудно было сдать правила дорожного движения. Сейчас 70% курсантов сдают их с первого раза. Но практическое вождение – только 30%. Это говорит о том, что им не хватает навыков вождения: видимо, школы экономят на бензине и не дают курсантам откатать свою программу полностью. Причем если курсант не может сдать экзамен на права в ГИБДД, то винит в этом нас, а не себя или того, кто его плохо подготовил. Или часто думает, что если не получается сдать с первой попытки, значит, сотрудник ГИБДД таким образом намекает, что не мешало бы ему дать «на лапу»… Словом, придумывают себе отговорки.

Ладно, выпустим мы на улицы неподготовленных водителей, которые теряются в условиях города, и что тогда будет твориться? Полная вакханалия! Потому и фильтруем плохих водителей на выходе и проверяем автошколы. Те, что не соответствуют программе обучения, лишаем лицензии, критикуем в СМИ. Думаю, за счет такого жесткого подхода мы приучим автошколы ответ-ственно подходить к своему делу и выпускать квалифицированных водителей.

Вот долгожданный разворот

– Еще вопрос от читателя «Недели». Он живет в 3-м комплексе и отвозит внучку в детский сад в 54-й комплекс. Ближайший разворот по улице Хасана Туфана находится далеко. Он интересуется, почему?

– Ко мне и другие жители с этим вопросом обращались. Объясню. Когда были развороты в районе автоцентра «Сапсан», там был очаг аварийности – дорога хорошая, водители разгонялись, выскакивали на развороте и бились. Раненых там было очень много.

Когда в этом месте укладывали новое дорожное полотно, мы воспользовались случаем и решили ликвидировать этот очаг аварийности. Пересечение улицы 40 лет Победы и проспекта Хасана Туфана оборудовали светофорами, разворот убрали. Как результат – ни одной аварии. Да, водителям неудобно ехать лишние 300 метров, но человеческая жизнь дороже. Лучше потерять пять минут времени, пока найдешь, где развернуться, чем потерять месяцы на больничной койке.

Вообще, ГИБДД придерживается той позиции, что от лишних разворотов нужно избавляться, хотя водители требуют обратного. Во всем цивилизованном мире существуют многоуровневые развязки, можно проехать километров пять, прежде чем развернешься. Нам тоже нужно стремиться к этому.

– Реально ли в ближайшие годы дождаться появления в городе новых автомобильных развязок?

– На строительство трех надземных переходов уже выделено 40 млн. рублей. Пока только обозначены места, где они будут находиться: на Казанском тракте, возле Тукаевской ЦРБ, на улице Комарова. Неплохо было бы продлить Московский проспект до улицы Хади Такташа. Если этот проспект протянется до пос. ЗЯБ и через улицу Хади Такташа выйдет на Замелекесье, где уже есть хорошая развязка, мы снизим поток автомобилей.

Почему на мосту по Набережночелнинскому проспекту так часты пробки? Потому что, если случится ДТП, другим машинам практически невозможно объехать место происшествия, они вынуждены выезжать на первую автодорогу, что сделать весьма трудно. Кстати, мы второй год настойчиво предлагаем установить металлические отбойники по центру двух мостов: у улицы Центральной и пединститута. Думаю, это поможет снизить аварийность на этих опасных участках.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*