С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ШКОЛА?

Untitled Document

Главной неожиданностью этой осени для 27 преподавателей образовательных учреждений Набережных Челнов стало получение премии от корпорации «РАССТАЛ». «Новая неделя» продолжает представлять читателям тех, чей труд был отмечен такой наградой.

 

Детей надо просто любить…

Марина Александровна Межуева, преподаватель хореографических дисциплин второй категории детской хореографической школы, педагогический стаж – 12 лет:

 

– Я преподаю ритмику деткам шести и семи лет. В таком возрасте они еще не думают заниматься танцами профессионально, однако это не мешает им раскрывать свои способности. Так, благодаря танцу малыши приучаются к усидчивости, терпению и трудолюбию. Кроме того, танец способен исправить физические недостатки ребенка, например, нарушение осанки. А этим недугом с детского сада страдают 90% детей.

 

Конечно, интерес к занятиям у малышей проявляется не сразу. Чаще всего дети меняют свое представление о нем после того, как первый раз выходят на сцену. А во время первого конкурса в детских глазах загораются искорки: ребята заражаются духом соревнования! После этого каждый из моих учеников стремится достичь результатов. А потому я стараюсь вывозить детей на зарубежные конкурсы и фестивали.

В прошлом году мы ездили в Польшу и Турцию. Особенно ученикам запомнился фестиваль тюркоязычных народов в Стамбуле. На центральных улицах этого города мои ребята в национальных костюмах стали частью красочного зрелища! Такие впечатления побуждают детей заниматься лучше: появляется больше рвения и старания. К тому же на соревнованиях они понимают, что такое ответственность за страну, республику и город, которые они представляют.

А вообще я считаю, чтобы заинтересовать деток, их надо просто любить! И хотя у нас довольно сложная программа, которая заставляет ребят работать, например, тянуть спинку и ножки, интерес и любовь учителя рождают в них желание заниматься. Ну а когда что-то начинает получаться, дети уже не идут, а бегут на мои уроки!

Сейчас у меня около 100 учеников. Понятно, что на участие в конкурсах педагогического мастерства у меня просто нет времени. При таком насыщенном графике работы: в будни – уроки, в выходные – репетиции, в праздники – выступления на городских площадках, – даже на семью времени не хватает. Какие уж тут конкурсы!

 

«Я поощряю ошибки учеников»

Мария Константиновна Арина, учитель начальных классов первой категории кадетской школы №47, педагогический стаж – 33 года:

 

– С детьми я работаю по деятельностному методу в образовательной системе «Школа-2100». Особенность его в том, что знания ребенку передаются не в готовом виде, как было принято раньше: учитель сказал – ребенок повторил. На моих уроках ребята сами открывают знания, а я всего лишь должна помочь им сделать это, направив их размышления в правильное русло. С помощью такого подхода стараюсь открыть простор фантазии ребенка.

Кроме того, на моих уроках ученики могут ошибаться. Так как все знания открываются во время дискуссии, то, естественно, школьники озвучивают как правильные, так и неверные варианты. И я поощряю их за такие ошибки, потому что иначе они перестанут отвечать, боясь осуждения.

Убеждена, что если поставить цель даже перед маленьким человечком, то он будет идти к ней, и ему это будет интересно. Поэтому в начале урока я обозначаю реальную цель, а когда дети приходят к ней, награждаю их оценками. Я специализируюсь на деятельностном методе в преподавании математики. Именно с этой темой часто выступаю на конференциях, провожу семинары.

Среди моих учеников есть и те, кто пошел по моим стопам и занимается преподавательской деятельностью. Мои воспитанники работают в филиале Нижегородского государственного лингвистического института, занимают руководящие должности в школах города, а одна ученица, как и я, трудится в нашей начальной школе.

 

Как разрекламировать балалайку?

Рустем Ринатович Замилов, преподаватель по классу балалайки высшей категории детской музыкальной школы №6 имени Салиха Сайдашева, педагогический стаж – 17 лет:

 

 

– Балалайку я услышал примерно в пятилетнем возрасте. Один мальчик из моего двора учился в музыкальной школе и постоянно играл на этом инструменте. Мне тоже захотелось так играть, но педагоги сказали: «Подрасти!» Я послушался, подрос и третьеклассником снова пришел в музыкальную школу. С тех пор мы с балалайкой неразлучны!

Конечно, преподаватель должен уметь рекламировать музыкальный инструмент. И это под силу только тем педагогам, которые владеют инструментом досконально. Когда малыши и их родители приходят в школу, они практически ничего не знают о балалайке. Поэтому я демонстрирую, как она звучит, рассказываю, что звучание этого уникального инструмента не может подделать ни один синтезатор. И кто-то влюбляется в балалайку с первого звука!

Конечно, кроме заинтересованности, ребенку нужно трудолюбие. А дальше все зависит от педагога, ведь важно, чтобы он смог показать детям, к чему им нужно стремиться! Я выпустил около 20 балалаечников, и многие из них продолжили обучаться этой специальности в Москве, Екатеринбурге, Самаре, Казани и других городах.

Среди моих нынешних учеников есть лауреаты различных конкурсов. Мы регулярно ездим выступать в такие города, как Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Уфа, Ижевск и Глазов. Не оставляем без внимания и приглашения из Казани. Недавно побывали на международном конкурсе «Этномириада». Мой ученик занял в нем второе место.

Как балалаечник, я совершенствуюсь благодаря работе в ансамбле «Наигрыш». Мы регулярно выступаем с концертами, сейчас готовимся к очередному, который состоится на днях.

 

Нас не воспринимают всерьез!

Гульяна Тимерьяновна Бадгиева, педагог-психолог первой категории школы №14, педагогический стаж – 22 года:

 

 

– К сожалению, сейчас школа не обеспечена психологической службой, поэтому один психолог должен следить за всеми параллелями классов. Первоклассникам надо помочь понять, зачем они пришли в школу. После окончания начальной школы дети снова проходят адаптацию. С шестиклассниками уже можно заниматься профориентацией. В седьмых-восьмых классах надо помочь устранить проблемы в отношениях со сверстниками и родителями. Ну а старшеклассников нужно психологически подготовить к ЕГЭ. В общем, у школьного психолога всегда вагон работы!

Работа сложна и тем, что здесь разный контингент детей – от прилежных до непосед. Да и психологу приходится работать со всеми, начиная от директора и заканчивая родителями. Я стараюсь привлекать последних к совместной работе: оглашаю результаты диагностик на родительских собраниях. Но почему-то у нас не принято воспринимать школьного психолога всерьез!

Ученики-то у меня постоянно на виду, а вот отношение родителей оставляет желать лучшего. Свои дела для них обычно важнее детских, поэтому даже если они приходят на консультации, то ненадолго: пара занятий – и группа редеет. А дети даже при переходе из одного класса в другой могут столкнуться с проблемой. Жили себе в четвертом классе дружно, а в пятый перебрались – и начались конфликты.

Жаль, что родители не видят, как нужна детям их поддержка. А вот психологи обязаны видеть! Мне бы очень хотелось поднять рейтинг профессии школьного педагога-психолога в глазах челнинцев…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*