ЗАТЕРЯННЫЕ В ДЖУНГЛЯХ

Untitled Document

Почти путевые заметки журналиста «Недели»

 

Таиланд иногда называют страной слонов

 

Медленно,
но верно вымирают

В прошлом номере «Недели» мы начали рассказ об одном из самых экзотических даже для Таиланда путешествий – по реке Квай. Точнее, так называется сам туристический маршрут, который от и до проходят очень немногие. Долгая, но неутомительная дорога до главной туристической реки Таиланда полна приключений и невероятных открытий.

Итак, следующую остановку по требованию мы сделали опять-таки в джунглях – в деревне слонов. Это животное в Таиланде считается королевским символом и почитается каждым жителем страны. Тайцы не просто любят слонов – боготворят! Представьте себе, что даже страна по своему очертанию напоминает голову слона. Поэтому Таиланд и называют иногда страной слонов.

Сейчас здесь насчитывается свыше 4000 этих впечатляющих животных. Оказывается, в среднем слоны живут 70 лет, на аппетит явно не жалуются – ежедневно они съедают по 250 килограммов пищи и выпивают до 200 литров воды. Хозяин животного отвечает перед государством за его здоровье и хорошие условия содержания до конца жизни. Однако, несмотря на самые, казалось бы, благоприятные условия, тайские слоны медленно, но верно вымирают. Они почти не размножаются в условиях современной дикой природы.

Не морозь меня, моего слона!

 

Угадайте, что это? Правильный ответ: хлебное дерево

Наша небольшая группа прибыла в одну из деревень слонов, где их содержат и разводят для катания. Чтобы водрузиться на это животное, нужно подняться на специальную площадку-вышку. Разместившись на специальных сиденьях, закрепленных на спинах слонов, во главе с погонщиком, устроившимся на его массивной шее, мы отправились в путешествие по джунглям.
Через несколько секунд поняли: с нашим креслом что-то не так. Мы с мужем, как во время морской качки, начали плавно скатываться то в одну, то в другую сторону. Учитывая, что мы с супругом находимся в разных весовых категориях, удержать равновесие было просто невозможно! На двух перекатывающихся по сиденью туристов из России трудно было не обратить внимание, но наш тайский погонщик и в ус не дул.

Понимая, что начавшееся путешествие обещает стать в буквальном смысле незабываемым, я предложила погонщику, точнее, прокричала: «Снимите меня со слона, я вам заплачу!» Погонщик, судя по его реакции, не понял, о чем просят его на великом и могучем русском языке, и невозмутимо смотрел вперед. Зато я нашла неожиданную поддержку в лице погонщика соседнего слона, который (имеется в виду погонщик) радостно запел: «Ой, мороз, мороз! Не морозь меня, не морозь меня, моего слона!» Чуткое создание: мои крики он, видимо, счел проявлением дикого восторга от катания на слонике и рассчитывал, что мы с ним хорошо споемся. Но дуэт наш явно не сложился – ввиду моего неустойчивого положения.

Наш погонщик спрыгнул со слона, и тот через несколько шагов остановился. Почему? Да потому что в руках у нас были купленные заранее связки бананов, а мы их, так сказать, «зажали»! Сами понимаете, не до угощения было. Но, как говорится, война войной, бананы – по расписанию. Получив любимое лакомство, наш слоник сделал десять шагов и – снова к нашему пакету с бананами потянулся знакомый хобот. И вот так каждые пять метров.

Когда мы стали спускаться по крутому склону к реке, ситуация обострилась. Мы вместе с нашим горемычным креслом не только балансировали слева направо, но уже скатились вперед, причем оказались не только на шее слона, но и погонщика. Вот тут наш «рулевой» наконец-то понял, что с сиденьем не все в порядке. Нас отправили на специальную посадочную площадку, где кресло заново закрепили. После чего дальнейшее путешествие на слоне приобрело некоторый комфорт. По крайней мере, появилась уверенность: родину мы свою увидим.

После катания слонов принято благодарить за их самоотверженный труд. Надо сказать, наш новый друг скромностью не страдал: увидев пакет с бананами, он хоботом ловко выхватил их и моментально умял. Приятного аппетита! Знаете, при всех своих внушительных размерах слон – существо нежное и даже трепетное. И если бы в Таиланде не были организованы специальные слоновьи питомники, эти животные вообще могли бы исчезнуть из джунглей бывшего Сиама. И как бы ни было им в питомниках хорошо, печаль в глазах этих смирившихся гигантов говорит о многом…

 

Пятизвездочный отель в джунглях

 

Кто такие моны?

Следующей встречи мы, не скрою, ждали с особым волнением. Завершающий этап нашего путешествия – посещение деревни монов, затерянной в джунглях на берегу реки Квай. Это, как говорится, отдельная история.

Моны – это народность, которая мигрировала в Юго-Восточную Азию из Индии в первые века до нашей эры. Их племена упорно шли на восток, пока не столкнулись с камбоджийцами. Длительная и изнурительная война привела к тому, что моны осели на территории нынешней Бирмы и образовали свое государство. Тогда в его состав входила Бирма и небольшая часть Таиланда. До X века государство процветало и называлось королевство Суварнабпхуми (как аэропорт в Бангкоке).

Но, как это обычно бывает, монов начали теснить соседи. В результате в 1757 году под натиском бирманцев пало последнее монское королевство. Чтобы монов ничего не объединяло, бирманцы уничтожили основную часть нации, все их летописи, записанные еще на пальмовых листьях. Они запретили монский язык, литературу, культуру, танцы. Небольшая часть этой нации, конечно, осталась, но сейчас она бесправна, не имеют своего государства.

 

Река Квай – знаменитая и загадочная

 

Как гласит история, в 1824 году англичане основали колонию в Нижней Бирме и пообещали наивным монам, что если те будут воевать на их стороне, то после победы получат свои территории и независимость. Обещание, разумеется, не выполнили. В результате после войны сотни тысяч монов бежали в соседнее королевство Сиам. Так коренные жители Мьянмы (Бирмы) оказались в Таиланде людьми без прав, без дома, без паспортов.

Сегодня гонения монов продолжаются. Десятки лет на территории Бирмы идет гражданская война. Часть монов ассимилировала с бирманцами и каренами. Другая – ищет счастье на территории Таиланда. А самая гордая часть монов продолжает бороться за права и надеется на создание своего государства.

Сейчас численность монов составляет 820 тысяч человек. Основная их часть – 700 тысяч – живет в Бирме и 120 тысяч – в Таиланде. У них своя культура, свой язык, он отличается от тайского, но в то же время и чем-то похож, свой алфавит. Письменность моны заимствовали от индийцев: знаки их письма принадлежат к южно-индийской письменности.

 

В центре деревни находится буддистский храм

 

Завещание путешественника

У монов, проживающих сегодня в тайских джунглях, нет ни тайского гражданства, ни паспорта. Единственное, что они имеют, – это своя резервация, место, где они живут. С ними нет никакого сообщения, доплыть до их деревни, точнее, деревень вдоль реки Квай, можно только на лодках. Передвигаться по стране им строго запрещено. Их дети, родившиеся на территории Таиланда, только по достижении18-летнего возраста имеют право подать прошение на гражданство. Но тайские власти крайне редко дают такое разрешение…

По рассказу нашего гида, в этих местах, где оказались и мы, в 40-50-е годы путешествовал один французский миллионер. Он познакомился с монами, проникся их драматичной судьбой и очень серьезно, в финансовом плане, помог им. Француз даже хотел завещать монам все свое солидное состояние, но король и правительство Таиланда ему этого не разрешили.

 

Люди в оранжевом – монахи

 

Тогда на свои деньги щедрый иностранец решил построить среди джунглей отель. Но тайские власти запретили передавать гостиницу в собственность монам. Миллионер построил отель с условием, что работать в нем будут только моны. В дальнейшем неизвестно каким путем, но французу все-таки удалось оставить обитателям джунглей часть своего состояния. И сегодня один из монов, как говорится, выбился в люди.

Этот человек имеет тайское гражданство, построил несколько отелей, где трудятся только моны. Кстати, несмотря на внушительное богатство, он ничуть не возгордился – вместе со всеми работает на строительстве отелей, роет на их территории бассейны… Для монов гостиницы в джунглях – это практически единственный источник существования. Отель, в котором мы остановились, был самого высокого класса – «пять звезд». Он полностью этому уровню соответствовал: отличный номер, душ, кондиционеры, холодильник, телевизор. Все сделано со вкусом, с любовью.

 

Выхода нет?

В семь утра мы с причала отплыли на лодке в джунгли, к монам. Вместе с нами туда направились и дети работников отеля – они спешили в школу. В деревне на реке Квай мы увидели самый первый отель, основанный упомянутым выше французом. В нем по сей день используют только керосиновые лампы – таково условие первого хозяина.

Из отеля мы прошли в деревню монов, посмотрели, как они живут. Надо сказать, это очень доброжелательные люди. Все, как на подбор, невысокого роста, энергичные, стройные. У некоторых – сотовые телефоны. А вы думали, что мы встретим туземцев в набедренных повязках? Ничего подобного! Перед нами были носители одной из древних культур, которые трепетно берегут свои традиции.

Неграмотных среди монов нет – во всех деревнях, расположенных в джунглях, работают школы. Мы посетили одну из них и с удивлением прочитали на доске надпись на английском языке: «Латвия, столица – Рига…» Ребятишек на время визита туристов уводят в другую школу – чтобы гости не отвлекали маленьких учеников. Во многих домах работают телевизоры. Но количество каналов жестко ограничено – моны смотрят только то, что разрешено тайскими властями. Удивило, что многие жители деревни с упоением читают книги. В России такое зрелище – большая редкость.

Живут моны в домах, построенных на сваях из кокосовых пальм. Вообще, это дерево – для них просто спасение: это и отличный строительный материал, и пища. Все проходы к домам продуманы – к ним ведут аккуратные крытые галереи. Вообще, чистота здесь – залог здоровья, ни к чему не придерешься.

 

Моны строят свои дома из кокосовых пальм

 

У каждого свои обязанности: одни работают в отелях – это по здешним меркам огромное везение, другие трудятся на строительстве местных объектов (в качестве главной тягловой силы выступают все те же слоны) или в школе, третьи занимаются пчеловодством, народными промыслами, разводят кур, запасаются фруктами. В ходе экскурсии мы обратили внимание на странное горбатое животное, которое мирно пощипывало травку. Батюшки, да это же корова! Кожа да кости! Ну а какой ей, бедолаге, быть в джунглях? Про надои мы как-то постеснялись спросить…

Посетили мы и местный храм. Моны – буддисты, как и тайцы, но изображение Будды у них несколько отличается. Неподалеку от храма встретили местных монахов в неизменных оранжевых одеяниях. Живут они на пожертвования (речь идет исключительно о еде) от соплеменников, ну а храм поддерживается благодаря помощи туристов.

Обратно мы добирались по реке Квай вплавь в спасательных жилетах. Река очень теплая, с быстрой проточной водой. Некоторых туристов перед причалом с трудом успели поймать в последний момент, иначе бы они наверняка пропыли несколько километров вниз по течению.

Наше путешествие завершилось. Мы очень тепло распрощались с монами, которые доплыли вместе с нами до причала. Для них река Квай – и родина, и кормилица, и граница. Между джунглями и миром, в который они мечтают попасть…

Вот такой Таиланд мы открыли для себя.

 

Как знать, может, этим маленьким монам
посчастливится жить за пределами джунглей?

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*