АЛЕКСАНДР БАРЫКИН: «О ГОНЕНИЯХ НА НАС ПОЧЕМУ-ТО СТАЛИ ЗАБЫВАТЬ»

На прошлой неделе не стало музыканта Александра Барыкина – 59-летний певец скончался от обширного инфаркта во время гастролей в Оренбурге. За более чем 40-летнюю жизнь в музыке артист написал более 400 песен, а в 80-х практически ни один год не обходился без хита от Барыкина – достаточно вспомнить «Букет», «Аэропорт», «За той рекой» и «Программу передач». В интервью журналисту Сергею Кочневу, которое состоялось в марте 2005 года, Александр Барыкин поделился мыслями о своем музыкальном прошлом и настоящем.

 

Вход на эстраду
был закрыт

– Александр, с чего начиналось ваше увлечение роком? У вас есть песня «68-й» про вашу юность. У многих будущих рокеров песни тогда были на английском языке, и в основном не свои. У вас тоже?

– Нет. Я еще учился в школе, когда мы создали группу «Аллегро». После армии мы снова собрались и назвали свою группу «Revival», но тогда уже начались гонения, и все, кто работал в самодеятельных группах, не могли этого больше делать. Группы разгоняли, потому что в них чувствовали угрозу: они несли информацию, которая была чуждой советскому человеку. И многие хорошие люди из самодеятельных групп уходили в ВИА при «Москонцерте», «Росконцерте» и других филармониях. Конечно, мы находились под присмотром Министерства культуры и местных органов, но все же отважились в те годы создать группу «Карнавал».

– Правда, что вашей группе с выступлениями приходилось гораздо труднее в те годы, чем той же «Машине времени»?

 

«Чтобы играть драйвовый рок-н-ролл,
надо было пережить то, что переживали мы,
и переиграть столько музыки, сколько переиграли мы»

– Да, потому что мы играли музыку более активную, даже подготовили программу на английском языке к Олимпиаде-80, так как хотели реально порадовать людей со всего мира, но нам предложили уехать! Работали мы тогда в престижном ресторане Центрального дома туриста, поэтому нам можно было петь на разных языках. Кстати, мы пошли туда на временную работу, потому что на эстраду нас не пускали. Но потом, когда оказались на эстраде, все равно было тяжело – мы воевали, страдали, но тогда трудно было всем, особенно когда по приказу Черненко в стране расформировали 700 коллективов.
А что касается «Машины времени», то у Макаревича папа был главным архитектором Москвы, и они могли выступать. У Ситковецкого (основатель группы «Автограф» – С.К.), например, отец был первым секретарем Сокольнического райкома Москвы, поэтому работали только «Машина времени» и «Автограф», а остальные группы сидели в … Ну, не будем говорить плохих слов! Мы, к примеру, уехав из Москвы, работали в Грозном, и могли петь только там – в Чечено-Ингушетии. То есть расформированные коллективы не могли работать по всей стране – их запросто могли арестовать органы ОБХСС по финансовой части и посадить в тюрьму. Под это дело, кстати, попал лидер группы «Воскресение» Леша Романов и два года отсидел.

 

Подпольные комсомольские продюсеры

– Часто ли в 70-80-х удавалось участвовать в совместных меро-приятиях с Гребенщиковым, с той же «Машиной времени», чтобы как-то громче заявлять о себе?

– Чаще всего это были подпольные концерты. Их организовывали продвинутые люди из Московского горкома комсомола – такие подпольные комсомольские продюсеры, которые проводили концерты в Москве и области. Потом туда могли нагрянуть другие люди и всех арестовать, но уже никто не боялся – поклонники после наших концертов даже факельные шествия устраивали!

– Интересное направление вашей работы в «Карнавале» – музыка регги. Для советского слушателя тогда это было музыкальной диковинкой! Идея исполнять регги принадлежала вам?

– Нет, фанатом регги был мой друг Федя Казанцев – он собирал пластинки в Москве на толкучке, где был тайный рынок левых пластинок и происходил обмен. Федя был меломаном, и когда принес эти записи, нам сразу понравилась музыка Боба Марли, хотя кто это такой, тогда, кроме нас и нескольких меломанов в Москве, никто не знал. Нам импонировало, что Боб Марли был еще и политическим лидером – он боролся за права африканского народа и, если помните, примирил на концерте двух президентов.

– Боб Марли боролся за мир. Вы тоже стали пацифистом, как ваш любимец?

– Любая война бессмысленна, потому что неизбежно приводит к человеческим жертвам.

 

«Я ВЫЛОЖИЛСЯ НА ПОЛНУЮ…»
26 марта в Оренбурге, где Александр Барыкин был на гастролях, певца увезли на «скорой» в больницу с болями в грудной клетке. Уже во время концерта музыкант почувствовал себя плохо: как позже выяснилось, у него развился повторный инфаркт миокарда.
Первый тяжелый инфаркт, осложнившийся острой сердечной недостаточностью, певец перенес в январе этого года. На операционном столе он даже находил в себе силы шутить и разговаривать с врачами. А потом стал молиться, сообщает «Российская газета».
На гастролях в Оренбурге Александр Барыкин так сказал о своем последнем в жизни концерте: «Я выложился на полную…»
По мнению Алексея Глызина, музыкант тяжело переживал расставание со своей молодой женой. Именно эта неудача в личной жизни, по словам Глызина, привела к тому, что у певца случился второй обширный инфаркт. Напомним, в августе 2005 года 53-летний Александр Барыкин женился на 19-летней Нелли Власовой из Брянска. Музыкант активно занимался ее продюсированием, записал с юной супругой несколько дуэтов, посвятил ей свой альбом «Нелли» и выпустил ее сольную пластинку «Нелли Барыкина. Душа и драйв». Несколько месяцев назад молодая жена ушла от Барыкина, и у него началась депрессия. Находясь в брянской больнице, певец признался соседям по палате, что очень страдает из-за окончательного разрыва с супругой, делится Newsmusic.
У Александра Барыкина осталось трое детей: взрослый сын Георгий – от первого брака, приемная дочь Кира и родная дочь Евгения – от второго брака. С первой женой певец познакомился в юности и прожил с ней 30 лет.

 

Последние
из могикан

– Многие кумиры 80-х считают большой честью участие в популярном фестивале «Дискотека 80-х». Каково ваше отношение к этому действу?

– Я открывал эти «Дискотеки» – пел там «Чудо-остров», «Спасательный круг», но участвовал только в первых двух фестивалях, а от третьего отказался. Для нашего коллектива важно было то, что это делал Первый канал, и чтобы люди знали, что мы живы-здоровы и работаем! (Смеется). Мы отлично выступили, толпа была просто на взводе, потому что в регги есть такой кайф, которого абсолютно нет в диско.

– Если бы кто-то предложил собрать всех старых рокеров на альтернативный фестиваль типа «Нашествия» или «Крыльев», как бы вы на это посмотрели?

– О-о-о, это должен кто-то делать, и думаю, на эту идею откликнутся все! Могикан-то осталось мало, но ведь есть еще люди, которые действительно могут играть. На то же «Нашествие» наш «Карнавал» могли пригласить и год назад, и сейчас, и группа могла бы обставить всех, но организаторы не хотят конкуренции, не хотят видеть, как выходят профессионалы и рубят сплеча. А пока поют в основном самодеятельные группы, у которых просто есть свое лицо, какое-то мировоззрение, но играют они отвратительно: нет не только ритма – абсолютно ничего!

– Значит, многие из этих групп вряд ли будут долгожителями?

– Конечно, ведь «Нашествие» – это всего лишь проект от продюсеров «Нашего радио». Они собирают эти группы, которые потом уезжают домой, и никто ими не занимается. Плюс ко всему приглашают только Бутусова, Шевчука или «Чайф» – типичную самодеятельную группу. Чтобы играть драйвовый рок-н-ролл, надо было пережить то, что переживали мы, и переиграть столько музыки, сколько переиграли мы, а они и десятой доли этой музыки не переиграли! Сочинили песню «Аргентина – Ямайка», да, там есть в начале стиль регги, а в конце он (Владимир Шахрин, лидер группы «Чайф» – С.К.) выдал импровизационный момент, который в регги обычно играют, но в итоге это была просто пустота!

– Не общались с Шахриным по этому поводу?

– А чего мне с ним говорить? Я – профессиональный музыкант, а они – самодеятельные, которых вывели на уровень профессионализма люди, сделавшие на этой группе деньги. А таких музыкантов, как Кузьмин, Влад Белов, я, которые могут и блюз, и рок-н-ролл играть, все как-то сторонятся.

За эфир
мы не платим

– А зря! Многие ваши песни – это светлые глубокие чувства и переживания. Почему же этим песням, по-вашему, нет места в эфире?

– Потому что песни, идущие от сердца, кажутся почему-то некоммерческими, хотя они и коммерческие, и какие угодно! Но люди-то воспринимают их и без всяких раскруток: куда ни приеду – везде полные залы на волне ностальгии! Даже «Авторадио», несмотря на то, что я не в их формате, крутило меня из уважения. Из того же уважения нас могли бы крутить и другие радиостанции – именно на наших костях они создали все свои станции, именно мы боролись за эту демократию. Господа радиопродюсеры забыли о гонениях на нас, о том, что нас арестовывали, и теперь решили брать с нас деньги за эфир! Но это смешно, поэтому мы им не платим.

– Вы ведь выступали и в Набережных Челнах. Понравилось?

– Очень! У меня там есть друзья, и вообще всегда приятно приезжать в Поволжье, так как родители у меня из Саратова. В 2003 году я выпустил альбом «Река и море», он очень хорошо разошелся по волжским краям, и когда выступаю там, меня везде тепло принимают.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. очень хороший человек и артист — жаль!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*