УЧИМСЯ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ

В Набережных Челнах прошел тренинг-семинар для руководителей управляющих компаний (УК) и товариществ собственников жилья (ТСЖ) Татарстана. Лекции для директоров-коммунальщиков из десяти крупных городов региона организовало АНОО «Современный экономический институт» совместно с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ.

 

Семинар состоялся в поддержку намеченного президентом РТ Рустамом Миннихановым курса, который определяет совершенствование подготовки кадров в сфере ЖКХ. Обучать татарстанских коммунальщиков искусству управления приехала из Пермского края председатель ТСЖ и практикующий юрист Галина Вшивкова.

Коммерческая несовместимость

Базовая мысль, которую взялась донести до татарстанских руководителей ЖКХ Галина Александровна, звучит для большинства из них пугающе: управляющим компаниям следует организовывать и помогать жильцам в создании ТСЖ. Как так? Ведь мы называем это «взаимоисключающие формы хозяйствования»… Можно короче: «коммерческая несовместимость». Но опыт тех, кто попробовал, показывает обратное. Сегодня так работают в Петербурге; в Пермском крае руководители управляющих компаний, работающих с ТСЖ, оттягивают на себя рынок жилищно-коммунальных услуг. Ретрограды теряют клиентуру и остаются без работы – качество их сервиса не выдерживает конкуренции.

На деле речь идет не о замещении форм хозяйствования, а о разделении функций. Как правило, в компетенцию ТСЖ передается фонд капитального ремонта и общий контроль качества. Только так, по мнению Галины Вшивковой, можно обеспечить взаимопонимание сторон. Сейчас жильцы не организованы – они не могут коллективно заказать услугу и ее проконтролировать, не могут качественно составить претензию, внести изменения в договор управления. Крайними же всегда остаются управляющие компании.

Тянут хозяйство
как лебедь, рак и щука

– Эффективность нашего семинара построена на взаимодействии всех специалистов ЖКХ, а в первую очередь – руководителя, юриста и бухгалтера, – подчеркивает директор «Современного экономического института» Леонид Иванов. – Большинство проблем в управлении жилищным хозяйством сегодня обусловлены тем, что они работают порознь. Бухгалтер говорит: мое дело – Налоговый кодекс и отчетность. Юрист берет на себя договоры с ресурсоснабжающими организациями и с потребителями, а директор… руководит. В итоге они тянут хозяйство, как лебедь, рак и щука. А в сфере ЖКХ можно работать только коллективом. В частности, бухгалтеру для правильного составления отчетности и исчисления налогов следует знать и Гражданский кодекс, и в договорах с поставщиками разбираться. Это общие проблемы управляющих компаний по всей России. Идею объединения всех специалистов ЖКХ в рамках одного семинара мы уже воплотили в городах Ханты-Мансийского автономного округа. Сегодня их специалисты ЖКХ успешно пользуются плодами этой работы в своей практике.

Проблему доверия между коммунальщиками и населением прокомментировала Галина Вшивкова. По ее словам, общая беда татарстанских управляющих компаний – полное отсутствие информационной работы со своими клиентами. Сначала горожанин получает негативный посыл в адрес ЖКХ, смотря телевизор. Потом выходит на улицу и оказывается на дорогах, по которым невозможно ходить. А затем хватается за голову при виде коммунальных счетов.

– Человек видит в квитанции 21 позицию к оплате и думает, что коммунальщики жируют у себя в конторе на все эти деньги, – отмечает Галина Александровна, – И не знает того, что из 21 строки лишь одна связана со счетом компании – это управление жилым фондом. Деньги по остальным 20 позициям из расчетного центра отправляются прямиком подрядным организациям – энергетикам, поставщикам воды и прочим. На счет УК эти средства никогда не поступали, но жильцы этого не знают. Эта ваша татарстанская специфика, работа без диалога, превращает управляющие компании в козлов отпущения. Но за восемь лет работы в этой сфере я уже поняла, где находятся те финансовые дыры, в которые утекают деньги. Традиционно платежи населения рассасываются как раз в расчетных центрах, где, в частности, неправильно формируются налоги.

На должников
нет управы?

Третье препятствие для нормальной работы коммунальщиков, считает Леонид Иванов, характерно для всех регионов – это большие недоимки, для сбора которых работникам ЖКХ не хватает правовой основы. Договоры повсеместно составлены неправильно – они не дают полномочий взыскать плату.

– Но даже если составить договор идеально, – продолжает Галина Вшивкова, – в итоге окажется, что с жильца нечего взять. Ему отключают свет, газ – он втихую подсоединяется сам. Это приводят к утечкам, взрывам, страдает весь дом. Выходит, лучше его и не трогать, потому что карательных мер за несанкционированные перепланировки, подключения и прочие самовольные действия у нас нет.

Если выявляется произвол, управляющая компания должна выписать жильцу предписание, а потом еще и судиться с ним. Правовой вакуум в отношении обязанностей собственников жилья – самое больное место ЖКХ. Мы ведь привыкли: купил газовую плиту, а устанавливает ее тебе техник магазина. Повсеместно стоят вытяжки, установленные с нарушением общей системы вентиляции. Все это должно делаться через управляющую компанию.

На данный момент феномены «УК+ТСЖ» в республике единичны (в Лениногорске, например – один на весь город), но некоторые участники семинара обещали подумать: «Почему нет? Чтобы узнать, есть ли тут выгода, надо попробовать».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*