ИЗ ЖИЗНИ УГНАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Деньги пропил, до дома далеко – вот типичная ситуация угона автомобиля в Набережных Челнах. Процентов 80 всех угонщиков идут на этот шаг в состоянии опьянения, и примерно столько же – в юношеском возрасте. Второй стандартный вариант – пили пиво с пацанами, решили: айда вон ту машинку оттолкаем и покатаемся.

 

 

Как правило, уводят «с толкача» или пережимают клеммы на любой модели «ВАЗа» или «Оке». Их проще взломать, и на них часто отсутствует сигнализация. Машина бросается после обычного в таких случаях столкновения (например, с бордюром), угонщики убегают, надеясь избежать почти неминуемой встречи с оперативниками угрозыска УВД Набережных Челнов.

Откуда уводят?

Опер Фарид вынужден разочаровать будущих преступников: в нашем городе отыскиваются не только почти все угнанные машины, но и их похитители. Раскрываемость по угонам за прошлый год составляет 80%. С каждым годом этот показатель растет, а народ умнеет: в 2008 году, для сравнения, в городе и Тукаевском районе угнали за год 144 единицы транспорта (это не только автомобили – в прошлом году, например, угнали с поля бульдозер). Через суд тогда прошло 73,3% угонных дел транспортного отдела УВД. В 2010 году был зарегистрирован только 81 случай. За первые три месяца этого года пострадавшие автовладельцы подали всего 14 заявлений, из которых 10 оказались в суде и только одно приостановлено (машину не нашли за положенные два месяца). Раскрываемость составила 90,9%.

Территориально главным плацдармом для атаки на чужое авто остаются дворы Нового города: на территории Центрального отдела УВД раскрыто 18 угонов из 21. Примерно вдвое меньше машин уводят с парковок возле магазинов, единицы – из гаражных кооперативов и с автостоянок. Больше половины преступлений совершается ночью. Иномарки у челнинских автоворов спросом не пользуются – в этом году поступило четыре заявления по разным моделям, но тенденции как не было, так и нет. Правда, малолетние преступники неравнодушны к блестящему. На первой позиции обосновались серебристые «Жигули», вторую – с большим отрывом от менее популярных колеров занимает белый.

Пишите разборчиво

Большинство угнанных машин отыскивается по горячим следам. Информация об автомобиле сразу после заявления рассылается во все наружные службы полиции (такие как ППС и ОВО) и доводится до общественности. С некоторых пор МВД даже платит гражданам за информацию об угнанных машинах.

– Людям приятно помочь в раскрытии преступления, – говорит Фарид, – но награда стимулирует еще сильнее. А помощь бывает реальная. К примеру, у одного из челнинцев когда-то вскрыли машину. Мы похищенное нашли и вернули, а он после этого установил видеокамеру на карнизе своего окна. Двор у них был бедовый, постоянно что-то случалось. Мы частенько обращались к нему за записями, нас его камера очень выручала.

Видеонаблюдение – вообще крайне важное подспорье в нашей работе. И очень жаль, что мы постоянно сталкиваемся с полной безответственностью в этом вопросе руководства магазинов и учреждений. Их уже и мэрия просила установить наружные камеры. Они ставят, но на деле выходит так: мы приезжаем на место угона, видим камеры, которые просматривают парковку – а это либо муляж, либо запись несмотрибельна. Качество такое, что о приметах речи не идет – человека с медведем перепутать ничего не стоит. Материала приходится обрабатывать много, но из десяти записей в лучшем случае одна адекватная. Что характерно, престижность фирмы никак не сказывается на качестве видеонаблюдения. По этим причинам большинство краж раскрывается по старинке, оперативными методами.

Колёса под заказ

Кража – это уже совсем другая история. Тут и раскрываемость пониже: за прошлый год – 62,1%. Больше всего среди них 6-й и 14-й моделей «ВАЗа». Машину переклассифицируют из угнанных в ворованные, если ее не находят за десять дней. Это позволяет предположить, что автомобиль угнан на запчасти или под заказ. Перед заказной кражей преступник готовится, вычисляет маршруты движения, режим дня владельца. Хотя нужны ему, может, только дорогие колеса к сезону.

– Допустим, покупатель на авторынке спрашивает конкретные колеса, – поясняет Фарид. – Продавец говорит: зайдите через недельку, поищем. А искать будут по дворам. В основном воры мотивированы на отечественные марки. Например, какой-нибудь начинающий моторист устраивается на СТО или сам берет автосервис в аренду. Начинает работать, а на рентабельность выйти не получается, ведь никто ему предоплаты за ремонт не даст. Вот он и ищет запчасти даром – либо снимает, либо угоняет авто, если момент удачный.

Сейчас мы проверяем по городу автосервисы, и практически во всех отсутствуют договоры найма работников. Причина у работодателей одна: «сегодня он работает, а завтра возьмет аванс и пропадет». Это оттого, что хороших специалистов очень мало. За таких держатся, зарплатой не обижают.

 

САМЫЕ УГОНЯЕМЫЕ
В прошлом году в крупных городах России наметилась тенденция к росту престижности угоняемых моделей авто, хотя рейтинг в каждом городе свой.
В Москве угонщики со средней ценовой категории перешли на: BMW X6, Lexus LS, GS и LX, Toyota Corolla, в порядке убывания. В Санкт-Петербурге на первом месте тот же BMW X6, далее следуют модели BMW 5, затем – Subaru Forester и на пятом месте – Toyota Land Cruiser. В целом по стране по данным ГИБДД за 2010 год топ-5 выглядит так: Mitsubishi, Toyota, Honda, Suzuki и BMW, Nissan и Volkswagen.

 

 

 

Случай или судьба?

Воруют и по случаю. Фарид для примера приводит еще одну ситуацию: мужчина пригнал на СТО «восьмерку» 1984 года выпуска. Живого места на ней нет, на буксире приволок и оставил на полтора месяца – запчастей ждать. Потом приезжает – решил в другой сервис отогнать свое сокровище, а его уже нет. Поскольку снимать с машины нечего, двигатель нерабочий, оперативники сразу стали отрабатывать металлоприемные пункты:

– Несколько лет назад мы жест-ко взялись за них, – комментирует наш собеседник, – постоянно проверяли на предмет ворованных машин. Приемщики опасаться начали. По закону, у владельца «металлолома» должны быть документы о списании номеров агрегатов, тогда приемщик имеет право взять авто. Но мы не можем постоянно одним делом заниматься, в последнее время проверяем их только по актуальным поводам. Приемные пункты потихоньку опять начали брать машины без документов. В одном из них, на промзоне, мы и нашли эту «восьмерку», а следом и воров поймали.

Оказалось, два парня приехали в автосервис, увидели развалюху, припорошенную снегом – поняли, что стоит она давно. Отбуксировали. Что интересно, на СТО есть охрана, шлагбаум, цепь, видеонаблюдение (нерабочее, как всегда). Мы для эксперимента раз восемь заехали и выехали: нас никто не спросил, а чего мы тут катаемся. Вот тебе и охрана. Мы выписали представление в мэрию, чтобы руководство СТО наказали за халатность.

Таким образом, отправную точку розыска может подсказать сама машина – ее марка, состояние. Но чаще работа начинается с потерпевшего – мы выясняем его образ жизни, круг общения: враги, долги, кредиты. По угонам иначе – если машина брошена, то изучаем маршрут: куда приехал и зачем. Если же просто угнали покататься, то поможет начало марш-
рута, место преступления.

Крупной сетью

Серьезных серийных краж, организуемых группами, сейчас в городе нет – последняя группировка была задержана, по словам Фарида, года три назад. Группы работали тогда профессионально: один человек перебивал номера агрегатов, другой перекрашивал машину, заказчик, угонщик – они не знали друг друга лично. Некоторые специализировались на конкретных марках, иные занимались угоном новых машин, не поставленных на учет.

Сейчас групповые задержания тоже практикуются оперативниками, но специфика их иная:

– Машину часто можно найти в гаражном кооперативе. Мы приезжаем по следу в ГСК, спрашиваем у председателя: сколько у тебя автосервисов? Он отвечает: штук пять – один по бамперам, другой по окраске… Но если проходишь мимо гаражей, слышно, как за закрытыми воротами работают. Стучишься в дверь: «Машину отремонтируешь?» В ответ: «Погоди, эту доделаю, потом загоняй». Так мы выявляем около 50 нелегальных автосервисов в ГСК средних размеров. В одном из них находим искомую машину, задерживаем всех участников.

В погоню
на «вертушке»

Проблем с угонами и «раздеванием» авто добавил кризис. С его началом люди стали отказываться от стоянок. С платных мест побежали многие, независимо от классовой принадлежности. Во дворах с их машин уже не только колеса снимают, но и бензин начали сливать. Защитная реакция: водители перестали заправлять полные баки, предпочитают перед работой заскочить на заправку. Но, несмотря на все опасности, подстерегающие автомобили во дворах, с каждым годом их становится больше. Это хаотичное обилие техники – главное препятствие в работе оперативника.

– В городе, кроме личного транспорта, немало предприятий, на которых тоже много техники. Как-то в Сидоровке угнали грузовик «MAN», – продолжает Фарид. – Мы бы, наверное, долго искали его, если бы не специализированный вертолет, который нам по запросу выслали из МВД. С такой «вертушки» легко просматривается номер машины с высоты 150 метров – установлена мощная оптическая пушка, приличная фотокамера. Грузовик мы нашли.

ЛУЧШАЯ ЗАЩИТА – МЕХАНИЧЕСКАЯ
– Какой бы блокиратор ни стоял в автомобиле – на коробку передач или руль, еще ни одна машина, механически защищенная, в городе не пропадала, – делится наш собеседник. – Говорят, в Москве научились замораживать блокираторы газом и разбивать сердечник, но для нас это не актуально. На колеса – «секретки», болты специальные. И поменьше ценных вещей в оставленной машине: автомагнитола, антирадар привлекают внимание. Сигнализация в этом случае никакого значения не имеет: на кражу вещи из салона нужны секунды. Лучшая защита – убрать все это хотя бы в бардачок.

 

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*