ЗАЧЕМ БИЗНЕСМЕН ПРОХОРОВ ПОШЁЛ В БОЛЬШУЮ ПОЛИТИКУ?

Для крупного бизнеса впервые за последние годы приоткрылась дверь для входа в большую российскую политику – миллиардер, владелец «Норильского никеля» Михаил Прохоров решил возглавить партию «Правое дело». По мнению известного политолога Николая Злобина, приход Прохорова в политику хотя и объясняет многое, но в то же время окружен рядом загадок.

 

Будь готов
к «большой стирке»!

– Николай Васильевич, на прошлой неделе стало известно, что партию «Правое дело» возглавит крупный бизнесмен, миллиардер Михаил Прохоров. Он пошел на этот шаг по своей воле, или это была просьба из Кремля или Белого дома?

 

– Думаю, у Прохорова есть желание пойти в политику, но возникают вопросы: откуда у него такое желание и какие цели он перед собой ставит? Мне кажется, Прохоров не представляет, что значит возглавить партию, потому что некоторые из его заявлений показались не совсем адекватными. Например, человек соглашается возглавить партию, но при этом съезд, где будет об этом объявлено, состоится через месяц. В таком случае Прохоров либо не готов отвечать на вопросы или сформулировать свои политические взгляды, что совершенно дико для человека, который собирается войти в Думу через полгода и сделать в парламенте эту партию второй по численности.

 

– Кстати, непонятно, либерал на самом деле Прохоров или демократ?

– Прохоров всегда был далек от политики. Большой бизнес – это диктатура, а «Правое дело» худо-бедно претендует на роль все-таки демократической партии. Бизнесменов как партийных лидеров в мире практически не было – за исключением, может быть, Сильвио Берлускони, но и тот никогда не был успешным партийным руководителем: в отличие от бизнеса, в политике, тем более, в демократической, надо слушать других и нельзя командовать. Поэтому заявления Прохорова о «свободе рук», о том, что он приведет в партию тех, кого считает нужным, по моему мнению, подрывают саму первоначальную идею партии. Получается, мы уже говорим не о партии, а о новом бизнес-проекте Прохорова. Но кому он будет нужен?

Думаю, решение пойти в политику Прохоров принял все-таки сам, но он до конца не понимает последствий этого шага. С этого момента Прохоров становится человеком публичным, и все его «грязное белье» будет готово к обсуждению, все, что у него было, есть и будет, станет достоянием общественности. Мотивация его похода в политику мне представляется не очень четко, но то, что он советовался если не с двумя членами правящего тандема, то с их помощниками, очевидно – без этого Прохоров партию не возглавил бы.

 

Медведев
выбил все лозунги
у оппозиции

– Будет ли Михаил Прохоров участвовать в теледебатах?

 

– Прохоров неплохой оратор и сформулировать свои идеи может. Но те предложения, которые он высказывал до недавнего времени, могут пойти вразрез с тем, какие идеи нужно высказывать в рамках предвыборной кампании, тем более, для успеха на выборах. Возьмите хотя бы предложение Прохорова об увеличении рабочей недели до 60 часов – уже понятно, какое число сторонников партии он «привлечет» в нее.

«Прохоров всегда был далек от политики»

 

Выступать Прохоров может, но с какими тезисами? Общеполитические тезисы понятны: про то, что со страной надо что-то делать, говорят все, а критиковать власти больше, чем критикует Медведев, на самом деле трудно. В свое время в статье «Россия, вперед!» президент дал такие убийственные оценки положению в стране и тому, в каком состоянии он эту страну получил, что перешагнуть через это очень трудно. По сути, Медведев выбил тогда все лозунги у оппозиции – хотя через некоторое время отдал их обратно. Поэтому интересно, какие программные постулаты «Правого дела» предложит Прохоров, и чем эта партия будет отличаться от той, что была в России до сих пор.

– Теперь появление такой правой партии зависит от Прохорова?

– Это зависит отчасти и от Прохорова, и от Кремля, и от того, насколько Прохорову удаст-ся сформулировать свою позицию так, чтобы представители малого и среднего бизнеса сказали: «Да, это нам симпатично!». Но Михаилу Прохорову трудно будет преодолеть имидж человека, далекого от нужд малого и среднего бизнеса, 45-летнего богатого плейбоя, известного не только Куршавелем, но и своими разборками с Потаниным по поводу «Норильского никеля», хотя у него есть хорошие социальные и гуманитарные проекты. Но те же социальные проекты – это не политическая платформа!

– Да, платформу важно услышать, поскольку отношение к богатым бизнесменам, или, как их раньше называли, олигархам, в нашем обществе крайне негативное. Кроется ли здесь опасность для Прохорова и его партии?

– Опасность есть, и «Правое дело» рассчитывает не только на огромные деньги Прохорова, но и на тех наших граждан, которые считают, что богатый человек – тот, который достиг успеха, и, может быть, у него стоит поучиться. Другое дело, что в России система обогащения настолько коррумпирована и, если хотите, преступна, что людей, которые будут смотреть на Прохорова как на ролевую модель, найдется немного. Вопрос ваш справедлив, но толкового ответа на него пока нет.

Кто за «правых»?

– А сколько людей демократических и либеральных взглядов может быть сейчас в нашей стране?

– Российская политическая система интересна тем, что партии выигрывают выборы за счет успешного договора с действующей властью, то есть они договариваются с властью об условиях вхождения в эту самую власть – именно это ключевой момент, а не поддержка в обществе, которая вторична. Поэтому партии, как правило, не идут в народ и не ездят по маленьким городкам. Возьмите Барака Обаму – перед тем, как выдвинуться в президенты США, он объехал всю страну, встречался с людьми из небольших городов, слушал их и только потом сформулировал свою программу так, что люди поняли: она в значительной степени отражает то, что они говорили.

Российские партии и их руководители в этом смысле – московские виртуозы, которые с трудом выезжают из Москвы, ходят в дорогих костюмах, а это уже гламурная политика, говорящая о том, что эти люди заинтересованы не в народной поддержке, а в договоре с властью, от которого будет зависеть их успех. Если же эту систему построить на честных и прозрачных принципах, думаю, в России от 10 до 15% избирателей поддержат либеральные ценности, что очень серьезно для страны с недоразвитой структурой экономики.

– Если «Правое дело» не пройдет в Думу, не случится так, что эта партия станет для Прохорова ненужной?

– Думаю, так может быть. Но мне кажется, что «Правое дело» не проиграет, и здесь все будет зависеть от дипломатического умения Прохорова договариваться – а мы знаем, что он умеет это делать. Кроме того, в этой партии заинтересовано немало людей, которые хотя и не входят в нее, но вложили в «Правое дело» немало средств. Но если партия проиграет, это станет огромным провалом того количества людей, которые работали над этим проектом очень долго.

– Значит, сейчас властям нужна не столько правая партия, сколько партия с участием бизнеса?

– В условиях, когда экономика страны сыплется, когда инвестиционный климат в стране отвратительный, когда иностранные бизнесмены к нам не идут, от российского бизнеса зависит очень многое. Поэтому с ним и заигрывают больше, в том числе и через «Правое дело».

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. Не пущщать Прохорова в политику, а то он в России установить крепостной строй.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*