ШКОЛЬНЫЕ ПОБОРЫ: ЗА ЧТО МЫ ПЛАТИМ?

В течение десяти дней Казанский правозащитный центр (КПЦ) принимал сообщения жителей Татарстана о денежных поборах в образовательных учреждениях. В этом году таковых попало
в «черный список» 150. В том числе 106 казанских, восемь челнинских школ и две нижнекамские. Специалисты КПЦ уверены в необходимости кадровых изменений на уровне Министерства образования и науки республики.
 

Платить или не платить –
вот в чём вопрос…
 

Дефицит учебников

С первого по десятое сентября на «горячую линию» КПЦ позвонили 290 человек (для сравнения:
в 2009 году к правозащитникам обратились 52 родителя, в 2010-м – 46). И до сих пор в Центр поступает по семь-восемь звонков в день. Если продлить «горячую линию» на месяц, не исключено, что количество звонков может увеличиться до тысячи, считает специалист пресс-службы Правозащитного центра города Казани Булат Мухамеджанов.

По его словам, итоговый «черный список» включил в себя 150 образовательных учреждений самого разного статуса: 139 школ (как общеобразовательных, так и элитных), детские сады, колледж и профессиональное училище. Впервые в практике Казанского правозащитного центра география жалоб была настолько обширной и «захватила» почти все населенные пункты республики: Казань, Зеленодольск, Набережные Челны, Нижнекамск, Лениногорск, Пестречинский, Тукаевский и Лаишевский районы, Буинск, Мамадыш, Азнакаево
и т. д. Причем если до этого года доля казанских школ составляла 80%, то в этом году – лишь 2/3. Основную заслугу увеличения количества звонков Булат Мухамеджанов видит в возрастающей активности СМИ, а также во все большем внимании общества к этой проблеме – люди звонят не только из городов, но и из сел, деревень.

Суммы «благотворительных взносов» называются самые разные – от 30 рублей до 80 тысяч. Правда, в этом году традиционные сборы на ремонт, охрану, уборку помещений отошли на второй план, основным пунктом стали учебники. В 98% сообщений родители обращали внимание на нехватку учебной литературы, а порой ее полное отсутствие по основным предметам, включая русский язык и литературу, а также алгебру. В одной из школ первоклассникам даже предложили закупить буквари! В Министерстве образования и науки Татарстана ситуацию объясняют следующим образом: директора школ сначала заказывают одни учебники, а потом в связи с изменением учебного плана меняют свои заказы, и на покупку новых учебников уже не хватает денег.

– Я не думаю, что эта проблема настолько широка, – поделился
с «Неделей» Булат Мухамеджанов. – Министерство образования должно обеспечивать школы определенными учебниками за счет бюджета, а не за счет родителей.

 

К слову
Корреспондент «Недели» попытался связаться с директорами нескольких учебных заведений, чтобы взять комментарий по этому весьма щекотливому вопросу, однако все они от беседы отказались…

Нужно резать
по живому!

В течение года правозащитники говорят о том, что основной «корень» поборов – безнаказанность. Специалист пресс-службы отмечает, что многие директора школ сознательно идут
на подобные шаги. Ведь максимум что им «светит» – это дисциплинарная ответственность: строгий выговор или замечание. Таких замечаний у любого директора за год по самым разным причинам может накопиться немало, еще одно особой роли не сыграет. Сотрудники КПЦ уверены, что ситуация не изменится до тех пор пока «не начнут резать по живому». Они призывают к необходимости кадровых решений на уровне Минобр-
науки РТ.

– Результаты акции показывают, что действия этого ведом-ства после мартовского заседания Совета по противодействию коррупции, где президент Татарстана публично отчитал министра за поборы в школах, не привели к улучшению ситуации. Наоборот, возросшее в семь раз по сравнению с прошлым годом количе-ство обращений свидетельствует о резком ухудшении. В нашем «черном списке» есть 14 школ, где в 2009-2010 годах прокуратура уже выявляла факты поборов, – говорит руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов. – В марте президент Татарстана Рустам Минниханов показал главе Минобрнауки РТ «желтую карточку» и намекнул, что последующая «красная» повлечет за собой освобождение от должности. Отведенный Гильмутдинову на изменение ситуации срок «до конца третьего квартала» подходит к концу, итоги неутешительные. Пора делать оргвыводы.

В настоящее время полученные в ходе «горячей линии» сообщения систематизируются. Затем информация будет направлена в прокуратуру Татарстана для проведения полной проверки в образовательных учреждениях. Булат Мухамеджанов отмечает, что работа усложняется еще и потому, что сообщения анонимные, в большинстве не указаны конкретные классы и имена. Два заявления о преступлении от имени родителей учеников, требующих привлечь к ответственности должностных лиц двух казанских школ, поступили в Следственное управление Следственного комитета РФ по Татарстану. После направления обобщенной жалобы в прокуратуру республики сведения, поступившие на «горячую линию», будут опубликованы на сайте Казанского правозащитного центра.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

2 Комментария

  1. Не могу не пройти мимо этого материала и не оставить комментария.

    Ведь это на самом деле огромная проблема — лишь за этот год на учебники я затратила более 5000 рублей(я еще не включала в эту сумму то, сколько мы тратим за тетради общие, контрольные и самостоятельные(имеется ввиду тематические, например по биологии с тестами)). И думаю, это еще не предел.

    В моем классе 41 человек в классе, и школа не может обеспечить каждому по учебнику. В итоге нам дали учебников 20 на класс. Притом не на все предметы. Всего лишь 10.

    А в школе мы изучаем конечно же больше.

    И как делить эти 20 учебник на 41 человека? Так и получилось, что на двух человек по одному учебнику. А домашнее задание как делать? И учителей это не волнует — нет д/з — сразу 2.

    Это ладно, если кто то может обеспечить и докупить то, что не хватает, а что делать другим?

    Даже школьная форма… На нее я тоже потратила около 7 тысяч.

    Даже страшно подумать, за что еще нам потребуется платить столько денег.

  2. Вокруг т.н. «школьных поборов» столько нечестного вранья со стороны власть имущих. В ситуации отсутствия финансирования из городской казны, именно, местная власть заставляет директора содержать свою школу за счет родительских денег. В контрактных заданиях к трудовому договору директора школы ежегодно по нарастающей прописывается обязательная для сбора сумма родительских взносов. В последние годы «самоуправленцы» муниципалитетов даже на вывоз мусора не выделяют деньги. Учителя заставляют учащихся своих школ уносить мусор домой. А в каком жалком состоянии здания, коммуникации школ! Любой нормальный директор, желающий создать хотя бы элементарные условия для своих детей, не сумев достучаться до властей, на свой страх и риск снова обращается к родителям, создает фонды помощи школе. Может горькая смерть, преданного до мозга костей своей школе Кудаярова Андрея Владиславовича, директора московской школы № 1308, заставит власти повернуться к школам, не допускать грубые нарушения законодательства в части финансирования детских учреждений.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*