В минувшее воскресенье в Лос-Анджелесе американская киноакадемия вручила свои очередные призы за кинематографические достижения 2011 года. Триумфатором церемонии награждения стала французская лента «Артист», победившая в шести номинациях. Об этом успехе и о ретро-тенденции в мировом кино рассуждает известный российский кинокритик Валентин Эшпай. |
«Артист», собравший в прокате пока что всего 29 млн.
долларов, сделан с точки зрения современного человека |
Немой «Артист» – Нынешний «Оскар» можно назвать ретро-«Оскаром», потому что в основном в этот раз за симпатии американских кино-академиков сражались картины «Артист» Мишеля Хазанавичуса и «Хранитель времени» Мартина Скорсезе, посвященные середине 20-х – началу 30-х годов. Что это – знак того, что кинематограф находится в определенном тупике, если фильмы посвящены времени его зарождения, а «Артист» выдержан вообще в немой эстетике? Вероятно, причина в том, что новые языки кинемато-графа просто уже не котируются у зрителей. «Артист», собравший в прокате пока что всего 29 млн. долларов, хотя и сделан в стилистике немого кино, но сделан с точки зрения современного человека: используя старые языки кино, Хазанавичус сделал эту картину современной, пусть это и многим незаметно. Ничего нового для кино уже не придумаешь, но хотя бы можно посмотреть на то, как развивался Голливуд Зрительское ли это кино? Могу сказать, что это точно не заумное кино или арт-хаус, потому что широкому зрителю фильм понятен, хотя в нем произносится лишь несколько слов и картина черно-белая – но это искусственные ограничения. И, конечно же, этот фильм – огромный прорыв для Жана Дюжардена, получившего «Оскар» за главную мужскую роль: его герой Джордж – это очень точная и выверенная работа, при наличии французского шарма. Но «въедет» ли в тему этого фильма российский зритель, интересный вопрос: зритель-то разный, и тема специфическая – человеку нужно понимать, что такое ранний Голливуд, а та же молодежь немое кино и знать не знает. |
«Железная леди» – крайне специфическая английская тема
|
«Железная леди» – Скорсезе своим «Хранителем времени» пытался, в отличие от Хазанавичуса, что-то изобрести в своей картине, и хотя он человек уже немолодой, многое в ленте «Хранитель времени» он сделал забавно. Но сделал это искусственно и «загружал» зрителя множеством придумок и накручиваний. «Прислуга» о проблемах служанок-афроамериканок в США 60-х – фильм, который делался тщательно, но получилась грузная старомодная драматургия Интересная история с Вуди Алленом. Фильм «Полночь в Париже», хотя и выполнен тоже в старомодной стилизации, не является лучшей его работой, картина очень слабая за всю его кинокарьеру. В ней сдвинуты актерским образом характеристики почти всех исторических персонажей – от Хемингуэя до Пикассо, но в прокате фильм собрал 50 млн. долларов, хотя раньше картины Аллена не собирали больше 20. Интересный фильм «Девушка с татуировкой дракона», но обидно, что картина получила «Оскар» лишь за «монтаж», и жалко, что недооценили исполнительницу главной роли Руни Мару. |