Нынешний «Оскар» можно назвать ретро-«Оскаром»

В минувшее воскресенье в Лос-Анджелесе американская киноакадемия вручила свои очередные призы за кинематографические достижения 2011 года. Триумфатором церемонии награждения стала французская лента «Артист», победившая в шести номинациях. Об этом успехе и о ретро-тенденции в мировом кино рассуждает известный российский кинокритик Валентин Эшпай.
 

«Артист», собравший в прокате пока что всего 29 млн.
долларов, сделан с точки зрения современного человека
 

Немой «Артист»

– Нынешний «Оскар» можно назвать ретро-«Оскаром», потому что в основном в этот раз за симпатии американских кино-академиков сражались картины «Артист» Мишеля Хазанавичуса и «Хранитель времени» Мартина Скорсезе, посвященные середине 20-х – началу 30-х годов. Что это – знак того, что кинематограф находится в определенном тупике, если фильмы посвящены времени его зарождения, а «Артист» выдержан вообще в немой эстетике? Вероятно, причина в том, что новые языки кинемато-графа просто уже не котируются у зрителей.

«Артист», собравший в прокате пока что всего 29 млн. долларов, хотя и сделан в стилистике немого кино, но сделан с точки зрения современного человека: используя старые языки кино, Хазанавичус сделал эту картину современной, пусть это и многим незаметно. Ничего нового для кино уже не придумаешь, но хотя бы можно посмотреть на то, как развивался Голливуд
в 20-30-е годы современными средствами. Хотя фильм французский и американские актеры там лишь на втором плане, это очень интересный момент, но вся Америка в восторге.

Зрительское ли это кино? Могу сказать, что это точно не заумное кино или арт-хаус, потому что широкому зрителю фильм понятен, хотя в нем произносится лишь несколько слов и картина черно-белая – но это искусственные ограничения. И, конечно же, этот фильм – огромный прорыв для Жана Дюжардена, получившего «Оскар» за главную мужскую роль: его герой Джордж – это очень точная и выверенная работа, при наличии французского шарма. Но «въедет» ли в тему этого фильма российский зритель, интересный вопрос: зритель-то разный, и тема специфическая – человеку нужно понимать, что такое ранний Голливуд, а та же молодежь немое кино и знать не знает.

 

«Железная леди» – крайне специфическая английская тема
 

«Железная леди» –
не для нашего зрителя

Скорсезе своим «Хранителем времени» пытался, в отличие от Хазанавичуса, что-то изобрести в своей картине, и хотя он человек уже немолодой, многое в ленте «Хранитель времени» он сделал забавно. Но сделал это искусственно и «загружал» зрителя множеством придумок и накручиваний.

«Прислуга» о проблемах служанок-афроамериканок в США 60-х – фильм, который делался тщательно, но получилась грузная старомодная драматургия
а-ля «давайте сделаем фильм, как в 50-е годы». «Железная леди» с Мерил Стрип явно не для нашего зрителя – это крайне специфическая английская тема, так же, как и «Человек, который изменил все» о талантливом бейсбольном менеджере.

Интересная история с Вуди Алленом. Фильм «Полночь в Париже», хотя и выполнен тоже в старомодной стилизации, не является лучшей его работой, картина очень слабая за всю его кинокарьеру. В ней сдвинуты актерским образом характеристики почти всех исторических персонажей – от Хемингуэя до Пикассо, но в прокате фильм собрал 50 млн. долларов, хотя раньше картины Аллена не собирали больше 20.

Интересный фильм «Девушка с татуировкой дракона», но обидно, что картина получила «Оскар» лишь за «монтаж», и жалко, что недооценили исполнительницу главной роли Руни Мару.
Вывод я сделал один: если много денег у фильма, то «Оскара» не будет. Тот же Спилберг много лет не получал «Оскара» просто потому, что делал блокбастеры.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*