Сирийский тупик

Гражданской войне в Сирии на днях исполнился ровно год. За это время погибли более 8000 жителей этой страны. А ведь Сирия всегда была любимицей в арабском мире.
У арабов есть такая пословица: «Египет – голова арабского мира, а Сирия – его сердце».
Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, известный востоковед Георгий Мирский прокомментировал «Новой неделе» ситуацию, сложившуюся в Сирии, и сделал свой прогноз развития конфликта.
 

Никто не идёт
на компромисс

– Георгий Ильич, как сегодня можно охарактеризовать события, происходящие в Сирии?

 

– Думаю, это абсолютный тупик. Ничего хорошего, на мой взгляд, в этой стране не предвидится. С каждым днем ситуация становится только хуже. Ясно, что готовящаяся резолюция в Совете Безопасности ООН ничего не изменит. Кроме того, если россий-ская сторона опять найдет в ней формулировки, поддерживающие повстанцев, на резолюцию будет наложено вето. Главный спорный вопрос на сегодня – это передача власти.

– Последние дни войска, верные президенту Асаду, занимают город за городом?

– Да, в среду они заняли большую часть территории города Идлиб на севере страны. Это уже второй опорный пункт оппозиции, взятый за последние две недели. Кроме того, военные начали самое масштабное за несколько месяцев наступление на город Дараа, который многие называют «колыбелью революции», направив туда до 130 танков и других единиц бронетехники.

На днях исполнился ровно год с начала антиправительственных выступлений в Дараа. Тогда все началось с того, что были убиты школьники, писавшие на стенах антиправительственные лозунги. В отличие от городов Идлиб и Хомс на севере страны, из которых правительственным войскам удалось выдавить во-оруженных повстанцев, в Дараа довольно-таки мало бойцов так называемой «свободной сирий-ской армии».

– Кто сегодня чувствует себя в Сирии увереннее: правительственные войска или повстанцы?

– Как ни странно, и те, и другие. У Башара Асада в распоряжении 300-тысячная армия, причем неплохо вооруженная. Для сравнения, повстанцев всего около 20 тысяч, и их вооружение – это автоматы Калашникова и гранатометы. Но при этом повстанцы уверены, что на их стороне время. С оружием может помочь арабский мир, а из армии Асада совсем скоро, по их мнению, побегут дезертиры.

Вот такая непростая ситуация на данный момент сложилась в Сирии: каждая из сторон уверена, что имеет преиму-щество, поэтому никто не хочет идти на компромиссы. На мой взгляд, Башар Асад готов залить страну кровью, лишь бы подавить все очаги сопротивления.

 

В Сирии с каждым днём ситуация становится только хуже…
 

Ливийский сценарий не пройдёт?

– Последнее время все чаще говорят о создании так называемого гуманитарного коридора, по которому можно будет переправлять помощь страдающему мирному населению.

– Такой коридор может стать плацдармом для повстанцев. Кстати, в Ливии он существовал и очень помог ливийским пов-станцам. Тогда была создана бесполетная зона, которая серьезно навредила Каддафи.

Башар Асад уверен, что в Сирии такого опасного для него коридора не будет. Несмотря на то, что подобные буферные зоны нередко являются укрытием для мирных жителей, прежде всего, их все-таки рассматривают как коридор для союзников, по которому можно направить войска и раскрутить, например, ливий-ский сценарий.

– Как Запад относится к событиям в Сирии?

– Безусловно, общественное мнение на Западе возмущено происходящим в Сирии, но жертвовать жизнью английских, французских солдат никто не собирается. Барак Обама заявил, что Соединенные Штаты не станут в одностороннем порядке принимать военные меры в отношении Сирии.

Накануне спецпосланник генсекретаря ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) Кофи Аннан призвал Башара Асада прекратить противостояние оппозиции и «повернуть паруса, раз нельзя повернуть ветер».

Очень любопытным, на мой взгляд, в сирийском конфликте является тот факт, что страны арабского мира поддерживают повстанцев и единогласны с мнением Запада. Обычно, они занимают прямо противоположную позицию по таким вопросам с Вашингтоном и ЕС. Уникальный случай.

– Как это можно объяснить?

– В арабском мире сейчас все больший тон задают Саудовская Аравия и Катар. При этом Катар влиятелен, несмотря на свои ничтожные размеры. Сегодня абсолютно точно известно, что именно Катар стал базой ливийских повстанцев, выступивших против Муаммара Каддафи. Катар оказывал им и финансовую помощь, и поставлял оружие, и играл первостепенную пропагандистскую роль.

Видимо, Катар и Саудовская Аравия решили, что в Сирии настал благоприятный момент, чтобы укрепить позиции исламистов и привести к власти в этой стране людей, которые по своему духу и политике ближе к ним.

– Какова роль России в урегулировании конфликта?

– Сегодня никакая страна не хочет выглядеть соучастницей насилия. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что у России свое видение урегулирования кон-фликта. Месяц назад он посетил Дамаск для переговоров с Башаром Асадом. Тогда президент Сирии заверил, что настроен на прекращение насилия и готов к диалогу. Но события последних недель говорят о том, люди продолжают гибнуть ежедневно, и ситуация в стране накалена до предела.

/strong

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. Если бы не Россия, в Сирии давным давно воцарился бы мир. Путин видать как и Асад ещё не насытился пролитой кровью в 20 веке.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*