«Собака на сене»: с кем воевали актеры

Собака на сене450 лет назад в Испании родился Лопе де Вега – драматург, поэт и новеллист, написавший за свою жизнь более 2000 (!) пьес, из которых 425 дошли до наших дней.
35 лет назад менее чем за год известный режиссер Ян Фрид по мотивам одной из пьес продуктивного испанца снял замечательный двухсерийный фильм «Собака на сене».

Талант открывать таланты

Яков Борухович Фридланд, взявший впоследствии псевдоним Ян Фрид, под которым сейчас и известен, пришел к своему главному делу – музыкальному кино – в возрасте, в котором другие подумывают о пенсии. Свои лучшие доставившие и доставляющие до сих пор удовольствие зрителям картины Фрид снял зрелым мастером: «Собаку на сене», например, в 69-летнем возрасте! Как пел один из героев в «Собаке на сене», «что толку в этих молодых мужчинах», когда старые мастера могут так рассказывать о любви.
Ян Фрид работал только с лучшими актерами кино и театра. А точнее – давал им новое дыхание: у него был талант открывать таланты. Фрид любил собирать на съемочных площадках восхитительные актерские команды, влюблялся в них сам и влюблял зрителей. Так, замечательными актерами оперетты предстали братья Соломины («Летучая мышь»). В оперетте «Сильва» у него засветились Павел Кадочников и Ивар Калныньш.
Мало кто знает, но в начале 50-х годов Ян Фрид снимал документальные фильмы. И только в 1955-м экранизировал «Двенадцатую ночь» Уильяма Шекспира с блистательным актерским составом: Михаил Яншин, Клара Лучко, Алла Ларионова, Василий Меркурьев, Георгий Вицин, Бруно Фрейндлих.
– После выхода «Двенадцатой ночи» мне пять лет не давали работать, – вспоминал Ян Фрид. – И только когда я снял «Зеленую карету», чиновники поняли, что такие фильмы могут выполнять план и приносить хороший доход. После этого мне разрешили снимать музыкальные картины, и уже не я просил, а меня просили. Звонили с телевидения и настаивали: «Ян Борисович, вы нам должны непременно сдать к Первому мая новый фильм». Дело в том, что деньги давало не Госкино, а телевидение, объединение «Экран». А там были заинтересованы в том, чтобы к каждому советскому празднику выпустить новый музыкальный фильм, позволяющий зрителям немножко отдохнуть. И поэтому мне оплачивали большую смету, кордебалет, вокалистов, оркестр. И, если цензоры настаивали, что нужно бы изменить или убрать текст в том или ином эпизоде, я говорил, что, мол, извините, это вы обращайтесь к Шекспиру, Тирсо де Молина, Лопе де Вега…

Боярский мог стать Рикардо

Именно по пьесе Лопе де Вега Ян Фрид и задумал снять музыкальную ленту «Собака на сене». Задумал и снял, став, между прочим, не только режиссером фильма, но и автором сценария. Впрочем, многого у Лопе де Вега переделывать не пришлось, а замечательный перевод пьесы, выполненный Михаилом Лозинским, как нельзя лучше подходил для экранизации.
С исполнителями главных ролей вопросов не возникло. Как и задумывалось, Диану сыграла Маргарита Терехова, ее секретаря Теодоро – Михаил Боярский. Оба как раз находились в зените славы и были кумирами зрительской аудитории. Правда, первоначально Михаил Боярский был утвержден на роль маркиза Рикардо, которого потом сыграл Николай Караченцов. Армен Джигарханян удачно вписался в образ плутоватого Тристана. Игорь Дмитриев и Николай Караченцов стали соперниками в любви к Диане – графом Федерико и маркизом Рикардо. Елене Прокловой и Игорю Ильичеву достались роли слуг Дианы…
Что же касается места съемок, то они проходили в излюбленном месте советских кинематографистов той поры – в Крыму. Буквально все натурные съемки фильма сделаны в Ливадий-ском парке и дворце (внутренние сцены снимались в павильоне). Даже сегодня достаточно прогуляться по парку и вокруг дворца, и вы с легкостью найдете места, где Маркиз пел песню «Венец творенья дивная Диана…», где Теодоро с Тристаном пели фривольные куплеты про женщин, где Теодоро с Дианой обсуждали содержание писем. Все осталось на своих местах, в неприкосновенности…

Чужими голосами…

Композитор Геннадий Гладков песни к фильму писал на слова поэта-переводчика Михаила Донского. Этот поэт в ленте так разгулялся, что фильм чуть не положили на полку! Особенно чиновникам (а особенно чиновницам) от кинематографии не понравились скабрезные куплеты Теодора и Тристана, начинающиеся со слов «Если вы на женщин слишком падки…» Они не могли спокойно слышать такие сравнения, как «если маленькая – ростом с фигу» или «пухленькая – скоро лопнет с жиру!» Да и в других песнях им везде чудилось что-то не совсем правильное.
Как бы то ни было, песенное оформление Фрид отстоял полностью. Правда вот пели, а иной раз даже и говорили актеры не своими голосами. За Диану и Марселу пела актриса Ленинградского театра музыкальной комедии Елена Дриацкая (сыгравшая роль Клариче в фильме «Труффальдино из Бергамо»). Все песни Федерико и некоторые песенки Тристана исполнил Михаил Боярский. Сам Джигарханян спел только те самые хулиганские куплеты про женщин. Он даже не озвучивал свою роль. Говорил за него актер Игорь Ефимов. Причина: Армен Борисович в это время одновременно снимался еще в нескольких фильмах. График напряженный. В некоторых сценах видно, что его роль в фильме отрабатывает другой актер, присутствуя в кадре спиной к камере. И озвучить свою роль Ефимовым рекомендовал сам Джигарханян – у них уже был совместный опыт в каком-то фильме.
Отношения на съемочной площадке, говорят, были не сахар. Вот воспоминания о съемках Маргариты Тереховой:
– С «Собакой на сене», я считаю, просто случилось чудо. Она родилась на нашем антагонизме, у нас же была буквально война с Боярским. Не во всем, не все время, но… Иногда такие смешные вещи происходили, мы сами не знали, что получится. После материала первого, когда мы слушали, мы просто выпали в осадок. Мише, по-моему, плохо с сердцем стало. Конечно, если бы Миша Боярский не был со мной в борьбе с этой его режиссурой, со своими представлениями о том, как это надо делать, если бы мы не были в паре, то, конечно же, я бы ничего даже не смогла поменять и сделать лучше. Так что наши трения пошли только на пользу…
Из-за этих трений, кстати, на съемках как-то произошел трагикомичный случай. В сцене, где Диана бьет веером Теодоро так, что у того из носа идет кровь, кровь… настоящая. Терехова ударила Боярского (который сам попросил сделать сцену понатуральнее) с такой силой, что у него действительно пошла кровь!
Фильм на полку не положили. Но премьера на телевидении состоялась только 1 января 1978 года. Потом по различным политическим или моральным причинам его неоднократно придерживали от показа. Зато сейчас он входит в категорию горячо любимых зрителями фильмов.

Метки: 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*