Автобусы будущего: почему тормозим?

На территории России работают около 350 АГЗС (автогазонаполнительных, или, проще говоря, газозаправочных) станций. Много это или мало? Для сравнения: в Армении, территория которой примерно в 574 раза меньше, тоже действуют 350 АГЗС. В этой бывшей союзной республике даже принят закон, запрещающий строительство АГЗС
ближе, чем через 2,5 км.

В порядке живой очереди

В России АГЗС сосредоточены в основном на юге. Как и большинство транспортных средств, использующих альтернативные источники топлива. Однако российское правительство намерено исправить ситуацию и содействовать распространению экологичного, безопасного и экономически эффективного вида транспорта.
Для разъяснения всех нюансов правительственных мер, направленных на обновление парка пассажирского автотранспорта, в Набережных Челнах состоялось выездное совещание по программе субсидирования затрат на закупку автобусов, работающих на природном газе. Перед его началом была организована экскурсия по производственным площадям ООО «РариТЭК», где всем наглядно показали процесс переоборудования техники из «обычной» в «газомоторную», то есть работающую на метане. Разъяснили, за счет чего достигается безопасность и экономическая эффективность работы, что собой представляет станция «постконтроля, аккумуляции и сброса газа» и представили еще массу других, бесконечно интересных специалистам подробностей.

В ходе самого совещания пояснили, что правительство РФ выделяет 3,5 млрд. рублей на субсидии для приобретения автобусов, работающих на газомоторном топливе. (Конечно, в постановлении еще упоминаются трамваи и троллейбусы, но на этой встрече рассматривались только автобусы.) Размер субсидии будет составлять примерно 30% от стоимости автобуса.

Перевозчикам следует подать заявку о видах и количестве приобретаемых транспортных средств в Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ, где будет сформирована сводная заявка по Татарстану и отправлена в Министерство транспорта РФ. В соответствии с постановлением, заявку нужно сделать до 15 октября 2012 года. И до 1 ноября будет окончательно утвержден механизм выплаты субсидий. Как сказано в постановлении правительства, выдаваться они будут «в порядке очередности присланных заявок». Так что есть все причины для того, чтобы быстрее определиться с количеством. Особенно в нашей республике, потому что у татарстанских перевозчиков есть возможность получить «бонус» от ОАО «Лизинговая компания «КАМАЗ». Как рассказал ее генеральный директор Олег Ершов, в том случае, если перевозчики решат приобрести крупную партию – от 30 автобусов – компания предоставит бесплатное техническое обслуживание в специализированных центрах в течение трех лет. Либо бесплатно обучат специалистов, чтобы техобслуживание могли проводить на предприятии самостоятельно. В этих вопросах гарантируется индивидуальный подход. «Мы заинтересованы в том, чтобы приобретаемый транспорт грамотно эксплуатировался», – сказал Олег Ершов.

Что первично: автобус или «заправка»?

– Почему при таком количестве преференций заявка от перевозчиков Татарстана составляет всего лишь 278 автобусов? – прозвучал вопрос на совещании. «А когда будут «заправки»?» – вопросом на вопрос ответили перевозчики.

Вопрос не праздный: в Альметьевске, например, работает лишь одна АГЗС, которая находится на объездной дороге в 12 км от города. Холостой пробег автобусов до заправки и обратно «съедает» почти всю экономию. В Нижнекамске ситуация получше: там тоже одна АГЗС, и расположена она тоже за городом, но попутно, так что автобусы заправляются по пути на работу. Со стороны перевозчиков прозвучало предложение: постройте нам заправки, тогда мы купим технику. На что представители ОАО «Газ-пром газэнергосеть» пояснили, что существующие в Татарстане АГЗС с трудом дотягивают даже до нулевой рентабельности. А единственная АГЗС в Набережных Челнах загружена едва на 10%. Поэтому руковод-ству ОАО «Газпром газэнергосеть» нужно знать: где, сколько и какой техники нуждается в заправках, прежде чем принять решение – где, сколько и каких заправок нужно построить.

Круг замкнулся: перевозчики ждут новых заправок, «заправщики» ждут, сколько будет техники. Определенно, кто-то должен сделать первый шаг.

Экологически чистые перспективы

Экономическая выгода от использования газомоторного топлива давно уже во всем мире просчитана, взвешена и измерена. За рубежом использование газотурбовозов, работающих на сжиженном природном газе, существенно снижает потребление электроэнергии на железных дорогах. Газомоторное топливо широко применяется на общественном транспорте, как в населенных пунктах, так и в междугородном сообщении, к тому же его использование сокращает выбросы парниковых газов более чем на 25 %. В сравнении с бензином и дизельным топливом стоимость газа почти в 4 раза меньше (ДТ – 27,7 руб. метан – 7,5 руб.).
Генеральный директор ОАО «РариТЭК» Рафаэль Батыршин представил сравнительные результаты затрат по эксплуатации и обслуживанию дизельных и газовых автобусов. Анализ по итогам 36 рабочих дней эксплуатации городского автобуса НЕФАЗ-5299-30-31 в Набережных Челнах показал разницу в затратах на топливо в 93590(!) рублей. А вот в Краснодаре по итогам эксплуатации 30 автобусов за 12 месяцев 2011 года на ГСМ сэкономили почти 10 млн. рублей. И это только некоторые цифры из тех, которые приводились на совещании.

Что касается строительства АГЗС, то генеральный директор ОАО «Газпром газэнергосеть» Андрей Дмитриев пояснил, что линейка АГЗС достаточно разнообразна и позволяет максимально индивидуально подойти к потребностям перевозчиков. Представители Нижнекамска поинтересовались, означает ли это, что можно, как в славные советские времена, оборудовать заправку прямо на территории АТП? Оказалось, что да, именно это и означает. Кроме того, «Газпром газэнергосеть» использует схемы совместного частно-государственного инвестирования, так что всех желающих инвестировать в строительство АГЗС – милости просят. Кстати, в той же Армении, о которой говорилось в самом начале, лишь восемь из 350 АГЗС принадлежат государству.
Конкретного решения как такового по итогам этого выездного совещания принято не было. Однако результаты его, выраженные в количестве экономичного, экологичного и безопасного автобусного транспорта, жители Татарстана должны увидеть уже в 2013 году.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

2 Комментария

  1. Уважаемый автор немного ошибся с количеством АГЗС в России. Их не 350, как написано в преамбуле статьи, а минимум 3500 по самым скромным подсчетам. Поскольку количество АГЗС изначально взято ошибочное, то и выводы сделаны неверные – о том, что в нашей большой стране столько же газовых заправок, сколько в маленькой Армении, а это совсем не так.
    Может быть, автор имел в виду не АГЗС, а АГНКС (автомобильные газонаполнительные компрессорные станции)? Тогда цифра все равно неверная, АГНКС в России по официальным данным Газпрома – 242.
    Уважаемая Варвара, будьте аккуратнее с цифрами!

    • Уважаемые сотрудники отдела PR и рекламы! Спасибо огромное за то, что прочитали материал и отметили несоответствие!
      Конечно же, сравнительный анализ обеспеченности АГЗС Армении и России, это — не моя прямая специальность. Цифры эти прозвучали на том самом выездном совещании, о котором идет речь в статье, от сотрудника «Газпром газэнергосеть». Причем именно так, как я и указала в преамбуле: в качестве иллюстрации обеспеченности АГЗС в России. Источник выглядел достаточно компетентным, чтобы не перепроверять его.
      Мне очень жаль, что в результате этого недоразумения возникла такая неловкая ситуация.
      Хочу заверить всех читателей, что на все остальные цифры, указанные в статье, у меня есть письменное подтверждение источников.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*