«КАМАЗ» ждёт удара от ВТО

Годовое собрание акционеров «КАМАЗа» с участием президента РТ Рустама Минниханова состоялось в прошлую пятницу в Набережных Челнах. На повестку дня было вынесено 17 пунктов. Акционерам необходимо было «утвердить», «избрать», «одобрить» и «выплатить».

Восстановил свои позиции

Краткое содержание годового отчета представил генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. Он рассказал, что 2011 год для компании сложился удачно. Автомобилей продано на 40% больше, чем годом ранее, и на 18% больше, чем планировалось в бизнес-плане на 2011 год. «КАМАЗ» восстановил свои позиции и вышел на докризисный объем производства. Значительный рост объемов продаж стал причиной рекордного показателя выручки, которая достигла 107 млрд. рублей. Это на 45% больше, чем в 2010-м, и на 10% больше, чем в «докризисном» 2008-м. В течение года неоднократно принималось решение о повышении заработной платы коллективу. Это было непросто с учетом того, что значительно выросли налоги на фонд оплаты труда.

Как бы ни ласкали слух миллиардные суммы «выручки» и «консолидированной чистой прибыли», в итоге размер прибыли, полученной в 2011 году, составил «всего» 66,7 млн. рублей. 5% от этой суммы (3,2 млн. рублей) предложили отправить на формирование резервного фонда ОАО «КАМАЗ», а оставшиеся средства – на погашение убытков прошлых лет.

Вопросы без ответов

Принимая во внимание то, что решение о выплате дивидендов является правом, а не обязанностью акционерного общества, а также то, что прибыли недостаточно для выплаты дивидендов (возможные почтовые расходы во много раз превысят размер прибыли), совет директоров вновь предложил не выплачивать дивиденды по акциям ОАО «КАМАЗ» по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2011 год. Членам совета директоров и ревизионной комиссии было предложено выплатить вознаграждения за работу и компенсировать расходы, связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей.

Ожидалось, что очередная невыплата дивидендов должна была вызвать реакцию, но для выступления записался только один акционер, депутат горсовета Набережных Челнов Сергей Еретнов. Он поинтересовался у представителя компании «Даймлер АГ», когда же «Мерседес» станет владельцем «КАМАЗа», ведь он, по словам выступающего, славится как лучшая корпоративная компания, и, может быть, тогда внуки Сергея Еретнова получат дивиденды. Затем, ссылаясь на один из Интернет-ресурсов, он возмутился тем, что содержание совета директоров обошлось компании в 161 млн. рублей, и обвинил в аморальности председателя профкома Гумера Нуретдинова: «Аморально получать 700 тысяч в месяц, когда рабочие получают максимум 25!»

Протестовал выступающий и против предложения оставить официальным аудитором ОАО «КАМАЗ» аудиторско-консалтинговую компанию «Аутекс». Причины: компания казанская, и, по мнению Еретнова, она недостаточно хороша для «КАМАЗа»: «Почему не взяли международную?» Попутно акционер усомнился в профессионализме «Аутекса»: «По отчетам этой компании, за первый квартал «КАМАЗ» получил больше доходов, чем за весь прошлый год. Как такое может быть?»

Сергей Когогин ответил, что «собрание не подразумевает вопросов и ответов». Если Еретнов не согласен с пунктами повестки дня, он имеет на это право и может отразить свое мнение в соответствующих пунктах бюллетеня для голосований. А по другим вопросам он может обратиться в пресс-службу и получить ответы на свои вопросы в письменном виде.

Не до жиру, быть бы живу

Президент Татарстана Рустам Минниханов в своем выступлении отметил, что «КАМАЗ» в 2011 году произвел 8% товарной продукции республики (второй результат после нефтехимической промышленности). А также добавил, что понимает желание акционеров получить дивиденды, однако они (дивиденды) не являются единственным показателем успешности работы «КАМАЗа».

– На самом деле судьба «КАМАЗа» несколько раз была «на грани», но я могу сказать, что те усилия, которые были приложены руководством страны, советом директоров, исполнительной дирекцией, они огромные, и «КАМАЗ» сохранил рынки, показатели. Благополучие республики и Набережных Челнов зависит от стабильной работы «КАМАЗа».

ДАС ИСТ ФАНТАСТИШ!
У КАМАЗов будут немецкие кабины

Сразу после собрания акционеров состоялось подписание лицензионного соглашения ОАО «КАМАЗ» с концерном «Даймлер АГ» о предоставлении «КАМАЗу» технологии производства кабин Axor для среднетяжелых грузовиков, которые российская компания будет устанавливать на свои автомобили нового поколения.

Это стало очередным этапом в сотрудничестве компаний. Два года назад «Даймлер» передал «КАМАЗу» несколько кабин бесплатно. В 2011-м было подписано соглашение о намерениях. Следующий этап совместной работы – передача «КАМАЗу» компанией «Mерседес-Бенц» нескольких прототипов кабин уже в этом году.
Поэтапный план сотрудничества разработан до 2018 года. На первом объем инвестиций составит 7 млн. евро. Из Штутгарта «КАМАЗ» будет получать сваренный и окрашенный каркас кабины, а проводить сборку начнет у себя. На втором этапе, после получения еще 13 млн. евро инвестиций – сварку и сборку кабины будет производить уже в Челнах. В последующие годы на автосборочное производство «КАМАЗа» будут поставляться лишь отдельные компоненты. К тому времени инвестиции превысят уже 100 млн. евро. Постепенно произойдет локализация, и к 2018 году на заводе будет организовано производство полного цикла, мощность составит около 20 тысяч кабин в год.

В завершение собрания выступил председатель совета директоров ОАО «КАМАЗ», глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов. По его словам, помимо того, что «КАМАЗу» принадлежит 38% российского рынка, это одно из немногих предприятий российского машиностроения, которое сохраняет свои конкурентные преимущества за рубежом. Однако одна из основных угроз для компании – вступление России в ВТО. Резкое снижение пошлин на подержанные иномарки приведет не только к снижению объемов производства, но и станет серьезным ударом по экологии городов. Российское правительство разработало комплекс мер по поддержке российского автопрома. Но нельзя рассчитывать на бесконечную помощь государства. Надо опираться на собственные силы. Предприятию необходимо продолжить модернизацию производства, реструктуризацию бизнеса и обновление модельного ряда. И «Ростехнологии» как основной акционер «КАМАЗа» поддерживают решение совета директоров о невыплате дивидендов. Конечно, эти деньги не такие большие, но они нужны предприятию, чтобы в дальнейшем оно могло развиваться, в том числе и в условиях предстоящих экономических угроз.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*