Наш ответ «Унесённым ветром»

Когда по телевизору впервые показывали этот сериал, улицы буквально пустели, а преступность в городах резко снижалась. Он стал самым известным творением Рижской киностудии. Его снимали целых два года, а премьера по Центральному телевидению состоялась 2 июня 1982-го.

По сценарию… комсомольского вожака

Поставил «Долгую дорогу…» Алоиз Бренч, которого можно назвать латвийским Феллини, – самый известный в Советском Союзе режиссер детективного жанра, единственный, кто снимал фильмы про запретную западную жизнь: «Мираж», «Двойной капкан», «Шах королеве бриллиантов».

Сценарий написал драматург Олег Руднев. Он был тогда главным комсомольским вожаком курортной Юрмалы – должность такая, что до звезд легко рукой достать. Именно он вызвал «на ковер» прославленного режиссера: «Поставьте по моему сценарию многосерийный фильм!»

Бренч прекрасно понимал, что ему дают карт-бланш. «Семнадцать мгновений весны», «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» – улицы вымирали, когда шли первые отечественные телесериалы. Но в союзных республиках подобного еще не делали.

Доработкой материала занимался московский сценарист Дмитрий Василиу, который специально приехал в Ригу.
Действие фильма происходит в Латвии и охватывает период с 1939 года до начала 1970-х годов. События, происходившие в стране, по-разному повлияли на судьбы героев. Но всех их вела по жизни любовь – разбрасывала и собирала, заставляла жестоко страдать и делала самыми счастливыми в мире.

Что интересно, Олег Руднев позже издал книгу «Долгая дорога в дюнах», написанную по мотивам собственного сценария и одноименного фильма! Она пользовалась таким же успехом, как и телесериал.

Естественно, были и недовольные. «Эту киноленту в Латвии до сих пор обвиняют в том, что в ней продемонстрирован советский подход к нашей истории. Люди не представляют, как сложно было показать хоть какой-то краешек правды», – говорила вдова главного консультанта картины.

В кадре и за кадром

Алоиз Бренч всегда давал предпочтение литовским актерам, питая к ним необъяснимые симпатии. Таким образом в ролях Артура и Рихарда к проекту присоединились Юозас Киселюс и Ромуалдас Раманаускас, хотя многие поначалу были против, чтобы роли в латышском фильме исполняли литовцы. Дескать, школа и темперамент не тот. Но режиссер был непреклонен.

Изначально в роли Марты вместо Лилиты Озолини должна была сниматься Вия Артмане; на роль Артура и Рихарда пробы проходил Ивар Калныньш. Лилита Озолиня вспоминала, что фотопроб с исполнителем роли Артура Юозасом Киселюсом было совсем мало – режиссеру важно было лишь увидеть, как главные герои смотрятся вместе.

За главную героиню в фильме говорит актриса Валентина Талызина. Она же спела колыбельную «Сверчок за печкой»:
— Алоиз Бренч предложил мне озвучить Лилиту Озолиню в фильме «Долгая дорога в дюнах». Я подумала: «Почему нет?» Встав к пульту, я сказала Алоизу: «Вы только мне не мешайте – я сделаю женщину, которую полюбит весь Советский Союз». Были случаи, когда я говорила Бренчу: «Вот этот крупный план эсэсовки мне моим голосом не перешибить». Он отвечал: «Понял» – и убирал его.

После выхода фильма Озолиня подошла ко мне и сказала: «В некоторых местах вы озвучили меня так, как я не сыграла». Я ей: «Спасибо, что вы это понимаете». На том, как говорится, и разошлись: этого мне было достаточно.

«Мужики, вы тонете!»

Курьезный случай из съемок одного эпизода вспоминал исполнитель роли рыбака Хенриха – Паул Буткевич: «Сцену, где рыбаки тонут во время бури, снимали недалеко от берега, но глубина была достаточная, чтобы утонуть по-настоящему. Маленький кораблик винтом создавал волны, а пожарная машина с берега обливала нас «дождем». Мы – Юозас Киселюс, Улдис Ваздикс и я – держались за борт лодки, а Бренч стоял на платформе и непрерывно орал в мегафон: «Мужики, вы тонете! Мужики, вы тонете!» И мы действительно чуть не утонули – резиновые сапоги наполнились водой и тянули ко дну, а Алик продолжал кричать: «Мужики, вы тонете!» Мы как кролики барахтались в воде и тонули всю ночь».

Еще один яркий пример натуралистического подхода Бренча к съемочному процессу вспоминает актер Арий Гейкин, исполнивший роль трактирщика Аболтиньша: «Снимали сцену, когда мы приходим к Озолсу и убиваем его собаку. Озолс в возмущении хватает меня за грудки, срывая при этом с рубашки все пуговицы. Эпизод снимался многократно, и после каждого заснятого дубля пуговицы на рубашке пришивались снова и снова».

Сибирь, куда сослали Марту, обвинив ее из-за брака с Рихардом в связях с фашистами, снимали в Карелии. В глухой деревушке посреди непроходимой чащи, лютой зимой. Километрах в ста вокруг ни души – ни телевизоров, ни магазинов, ни гостиниц. Деревенские сами пекли хлеб, доили коров – тем и держались. Каждый день съемочная группа поднималась затемно и часа три тряслась на маленьком автобусе из Петрозаводска до места съемок.

У Лилиты Озолини (Марта) в Риге осталась крошечная дочка, поэтому она искренне привязалась к мальчонке, который играл ее сына. Четырехлетний латыш ни слова не знал по-русски. И вдруг однажды малыш исчез. Кругом непроходимые леса, где его найдешь? Как объясняться потом с родителями? Оказывается, деревенские задразнили паренька фашистом. Он как-то понял это слово, убежал весь в слезах, заблудился в лесу, продрог. Еле его отыскали. Эта история тоже вошла в фильм. К концу работы малыш осмелел, учил новых друзей латышскому языку.

Куда их привела «Дорога»…

Телесериал «Долгая дорога в дюнах», снятый на Рижском взморье, стал такой же неотъемлемой частью Прибалтики, как песни Паулса, пляжи Юрмалы и всеми любимый рижский бальзам.

«Государственную премию получили все главные актеры, кроме меня, – сетовал Ромас Романаускас (Рихард). – Я же был отрицательным персонажем. После этого в жизни началась черная полоса. Я впал в депрессию, расстался с женой, выпивал. Сегодня я горжусь, что так получилось, и в жизни пробивал все сам. Это закаляет характер».

Режиссер Алоиз Бренч умер в одночасье от обширного инфаркта. Последние годы он трудился в жилищной комиссии рижской Думы. И правые, и левые нередко критиковали его за «Долгую дорогу…» – каждый видел в фильме искажение фактов.

Когда-то все они мечтали снять продолжение «Долгой дороги…». Сценарий был готов, средства выделены, но тут Советский Союз распался, и кино свободной Прибалтики стало уже не нужно. Павильоны знаменитой Рижской киностудии переделали под каток.

И все же… Фильм имел оглушительный успех: признание критиков, Госпремия актерам. Отношение зрителей к картине не изменилось и по сей день. Касается это, конечно, в основном представителей старшего поколения, которые выросли на «Долгой дороге…». Они до сих пор называют ее любимым фильмом детства и ставят в один ряд с «Унесенными ветром».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*