РОЖАЙТЕ! ВАС СНИМАЕТ СКРЫТАЯ КАМЕРА!

Во второй части интервью «Недели» с руководителем управления здравоохранения Набережных Челнов Ильнуром Шарафутдиновым мы от весьма невеселого настоящего отрасли перешли к весьма заманчивому, почти фантастическому будущему – пластиковым медицинским картам, моментальному обмену информацией между врачами, всеобщей вежливости… Но в итоге все равно «скатились» к обсуждению проблем. Слишком много их в здравоохранении…

Жалобщица покраснела, извинилась и ушла

– Ильнур Хасанович, в последний год в области здравоохранения происходило много событий, связанных с техническим перевооружением отрасли: внедрена аудиозапись переговоров, установлено видеонаблюдение, идет прокладка «сети» в больницах. В отрасли готовится «электронная революция»?

– В прошлом году практически во всех регистратурах мы установили систему видеонаблюдения, и это сразу дало свой эффект. Вот вам конкретный случай: главврачу поликлиники №3 поступила жалоба от посетительницы на сотрудницу регистратуры – мол, та ей нахамила и отказала в помощи. Руководитель отыскал видеофайл, а потом пригласил к себе обе стороны конфликта. В итоге, просмотрев запись, дама покраснела, извинилась и ушла – все было с точностью до наоборот!

Сегодня мы начинаем оснащать системой видеонаблюдения и другие места – в основном те, где наблюдается основной поток пациентов. Кстати, в перинатальном центре мы разместили видео- и аудиокамеры в индивидуальных родзалах.

– А в родзалах-то для чего?!

– Бывают ситуации, когда, чтобы объективно оценить претензии родильниц (а они случаются), требуется видеозапись. Не так давно, к примеру, поступила жалоба от молодой мамы, которая утверждала, что к ней отнеслись невнимательно и роды вели «неправильно». Простой просмотр файла дал понять, что она либо неадекватно оценила ситуацию, либо преследовала какие-то свои цели.

– Сразу возникает вопрос защиты столь интимной информации от посторонних глаз…

– Естественно, допуска к этим записям простые сотрудники больницы не имеют. Их может просматривать очень узкий круг лиц, которые несут персональную ответственность за сохранение врачебной тайны. И сегодня мы принимаем все меры, чтобы эти записи невозможно было использовать в иных целях.

В «скорой помощи» у нас давно идет аудиозапись всех телефонных переговоров. В случае конфликта с кем-то из жителей мы поднимаем нужный файл, отслеживаем всю информацию – время выезда, время на дорогу – и анализируем.

– Эффект от этой системы вы уже заметили?

– Конечно. Недавно у нас был такой случай. На телефон доверия поступила жалоба, что сотрудники «скорой помощи» грубо разговаривали с женщиной. Мы подняли аудиофайл. Выяснилось, что с этого телефона в «скорую» несколько раз звонили дети – «шутили». В конце концов, диспетчер перезвонила на этот номер сама и, когда трубку взяла женщина (видимо, мать этих ребят), попросила ее принять меры. В конце концов, это же уголовно наказуемое деяние – ложный вызов! Казалось бы, конфликт исчерпан, но… горожанка позвонила на телефон доверия. Прослушав файл, мы убедились, что поводов для обиды у нее нет, но пояснили женщине, что она может отстаивать свою правоту через суд, а также предложили подойти и послушать свой диалог с диспетчером. Надо ли говорить, что никто не пришел?

«Карету мне, карету!»

– Пару месяцев назад главный нарколог страны предложил вернуться к системе вытрезвителей, ликвидированных в 2011 году. Насколько эта проблема актуальна сейчас?
– Пьяный человек – это не больной человек. Во-первых, это потенциальный правонарушитель. Во-вторых, это потенциальный объект преступления, потому что у некоторых может возникнуть желание его обчистить или, например, «наказать» за неосторожное слово. В-третьих, это «визитная карточка» города. И наконец, это еще и потенциальный «клиент» медиков, который может пострадать в любой момент: или травму получить, или ожог, или обморожение.
Медвытрезвитель нам необходим: пьяного человека нужно поместить в такие условия, где он просто проспится. Бывают и такие ситуации, когда установить, в каком состоянии «клиент», сложно. Поэтому он должен быть под присмотром хотя бы одного медработника. Мы готовы взять на себя организацию этой службы и даже подыскали помещение, но… для этого нужны средства, а решения в масштабах страны по источнику финансирования нет.
В итоге экстренные службы – «скорая» и приемные отделения больниц – вынуждены отвлекаться на лежащих под кустами пьяных горожан. Милиции их девать некуда, сотрудники звонят по 03, медики констатируют, что показаний для госпитализации нет, и уезжают. Но сердобольные граждане вновь вызывают «скорую», и чтобы не приезжать в третий раз, карета увозит жителя в приемное отделение.
Так и выходит, что к пациентам, по-настоящему нуждающимся в помощи, мы «подкладываем» пьяных, часто не слишком чистых соседей. Они ведь и дебош устроить могут! Сегодня мы получаем огромное количество жалоб от горожан именно на то, что рядом с ними лежат такие вот субъекты. А нам просто деваться некуда! Не на улицу же выкидывать.

Медицинская карта станет… «карточкой»!

– Еще из последних новостей: в больницах стали протягивать «сетку». Что это нам даст в перспективе?

– Действительно, в этом году запланировано оснастить и обеспечить работу в информационной сети всех наших учреждений. Что для этого сделано? Больницы и поликлиники города имеют выход в Интернет – то есть «скорострельность» нашего взаимодействия повышается. Теперь необходимо обеспечить все рабочие места оргтехникой, а также протянуть единую для конкретного учреждения «сеть», в которую смогут выходить узкие специалисты, участковые врачи, специалисты по функциональной диагностике. Они смогут общаться как между собой, так и с коллегами из других учреждений.

Поставляемая сейчас нам оргтехника – так называемый «тонкий клиент». Это монитор и клавиатура без процессора. Врач подключается к мощному серверу, установленному на все учреждение, и работает в сети. Практически все наши учреждения получили «железо», «сеть» уже прокладывают. Надеюсь, к концу года эту работу мы завершим.

Со временем у нас появятся и так называемые «модули доступа к информации». Как они работают? Предполагается, что в дальнейшем у пациентов будут пластиковые карточки (вроде зар-платных), которые будут ключом доступа к их личной медицинской информации.

Допустим, вы приходите к доктору, даете ему карточку, он засовывает ее в модуль, вводит свой код (потому что система фиксирует каждого, кто просматривает персональные сведения пациента), открывает и изучает ваши данные, а потом вводит уже свою информацию. Она уходит в общую сеть.

Или, к примеру, сдаете вы анализ крови. Ваш материал уходит на исследование в БСМП, там результаты опять вносятся на вашу страницу сервера и беспрепятственно доходят до любой точки «сети», где запрашивается информация о вас, в том числе и на монитор у вашего участкового терапевта.

Из очереди электронной – в обыкновенную

– Год назад в Нижнекамске начали внедрять электронную запись к специалистам. Что-то подобное у нас мыслится?
– То, о чем я вам сейчас рассказываю, подразумевает в том числе и электронную запись. Но надо понимать, что в Нижнекамске та программа всех вопросов не решила. В медицине определены сроки приема пациентов, но их не всегда можно выдержать. А значит, человек, записавшийся в электронную очередь, все равно вынужден будет стоять в обыкновенной.
И потом, электронная очередь полноценно работает только при плановом приеме. Недостаток кадров ее «сбивает» и сводит на нет даже самые передовые Интернет-разработки.

 

– Нынешние пухлые медицинские карты, выходит, нужно будет переводить в электронный формат?

– Конечно. Но эта работа будет идти постепенно. Единственное, не всю информацию, полученную ранее, можно «оцифровать»: скажем, ранее сделанные УЗИ-исследования можно перенести на карточку только в текстовом формате. Самого исследования уже не сохранилось.

До конца года регистратуры будут работать в прежнем режиме, но постепенно превратятся в хранилища информации о пациентах, полученной ранее и постоянно обновляемой (бумажное хранение информации пока еще никто не отменял!). В идеале туда будут обращаться только медицинские работники. Сколько времени уйдет на полный переход – сложно сказать. Но он должен быть плавным и не испортить ситуацию, а наоборот облегчить работу.

Блог в помощь

– Блог мэра Набережных Челнов давно стал этакой «стеной плача», где горожане изливают все самые больные городские проблемы. Причем по частотности упоминания жалобы на здравоохранение занимают уверенное третье место. Скажите, блог вам в помощь или в тягость?

– Любой человек, который руководит большой отраслью, понимает: в каждый ее закуток не заглянешь. Поэтому обратная связь в нашей работе играет огромную роль, ведь по сути что такое жалоба? Это информирование о проблеме.

Почти 10 лет у нас круглосуточно работает телефон доверия – 46-80-24. Днем – «вживую», а ночью – в режиме автоответчика. Каждый поступивший на него вопрос ложится мне на стол, и по каждому мы даем письменный ответ. По обращениям в блог мэра мы работаем так же, если, конечно, эти записи носят информативный характер. Если же там оскорбления или «размышления на тему», думаю, мы имеем право промолчать. На проработку берем, но в полемику не вступаем.

Надо понимать: блог мэра носит несколько обезличенный характер, что позволяет людям представить ситуацию эмоционально, но порой совершенно необъективно. Поэтому даже когда в наш адрес поступают некорректные обвинения, мы, как медицинские работники, стараемся относиться с пониманием к не совсем стабильному психическому состоянию людей.

Но мы тоже – обычные люди. У нас тоже есть эмоции. И требовать от медработников, работающих с 200-300-процентной нагрузкой, решать чужие проблемы и оставаться при этом абсолютно безэмоциональными, тоже невозможно.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. Как у Вас все красиво на словах господин Врач.Ощущение что Вы живете в другом измирении а на простых больных Вам-начхать!для меня каждое посещение врача это нервы и злоба по отношению к вашей системе потому как от нее вижу только хамство-алчность-бездушие и непрофессионализм…в последний прием чуть инвалидом не сделали слава богу хоть один порядочный врач нашелся..а что с женой получилось когда доверилась «родовспоможению»вашему?..вся эта система только йодом помажет и направляет к платным врачам..вот ее основная функция-делать деньги!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*