«Зою Фёдорову убили непростые люди»

Первый канал завершил показ восьмисерийного телефильма «Зоя» о судьбе известной актрисы Зои Федоровой. О своей версии жизни и гибели любимицы советских зрителей читателям «Недели» рассказывает режиссер этого фильма Виталий Павлов.

Дело не раскрыто

– Виталий Викторович, при подготовке фильма «Зоя» вас не смущало то, что когда зрителям предлагают киноверсию жизни, а тем более смерти известного человека, это всегда порождает много негативного шума в прессе и Интернете?

– Нет, не смущало. Смущало то, что я становлюсь режиссером биографическим – до этого я снял фильм «Галина» о дочери Брежнева, потом мне предложили «Зою», и я начал думать, что за этим последует и другое «имя». Но в то же время у меня не вызывало сомнений, что Зоя Федорова достойна того, чтобы о ней снять кино. А нераскрытое убийство актрисы давало нам повод «включить» мозги и подумать, почему оно не раскрыто.

– Почему в процессе поиска организаторов убийства Зои Федоровой в декабре 1981 года вы остановились в своем фильме на некоем спецотделе МВД, а не на уголовниках?

– Я очень много работал над телепроектом «Кремль-9», в ходе которого встречался с известным следователем Владимиром Калиниченко, который у нас тоже присутствует в по-следней серии. Лично я боюсь в своих фильмах говорить какие-то глупости по тем или иным громким делам, поэтому я взял точку зрения профессионала достаточно высокого уровня, человека, посвященного во многие детали этой истории.

Но главное в истории с убий-ством Федоровой в нашей картине не то, что ее убили сотрудники МВД, а то, почему ее убили. С какого перепуга им надо было отправлять на тот свет 72-летнюю женщину, повидавшую немало ужасов в своей жизни? Пока понятно только то, что ее убили непростые люди, потому что дело не раскрыто и следов не оставлено, хотя дом Федоровой и был под охраной КГБ. Если бы это были простые бандиты и грабители, в квартире просто ничего бы не осталось.

А что такое «бриллиантовая мафия»?

– После работы над фильмом вы не пришли к выводу, что Федорову убили за связи с «бриллиантовой мафией»?

– Это не доказано и остается разговорами. Никто никогда не видел у нее огромного бриллианта на пальце или бриллиантов в ушах. Вы сами-то как термин «бриллиантовая мафия» понимаете?

– Это прежде всего дети партийной элиты и чины из других высших советских органов, знавшие, что драгоценности – самое надежное и выгодное вложение денежных средств.

– Я спрашивал по поводу этих детей партэлиты у Галины Брежневой и услышал: «А зачем им это надо было? У них было всё! Вся страна была у них под ногами!» Действительно, все, что хотели дети партэлиты, они получали. Поэтому мне до сих пор никто не объяснил, что такое «бриллиантовая мафия».

– Не согласен с таким мнением: высокопоставленные отцы этих детей вскоре могли умереть, и их отпрыски понимали, что могут остаться у разбитого корыта. Кстати, говорили, что Федорову якобы убил КГБ за то, что она много знала о темных делах в советских верхах и собиралась рассказать об этом на Западе, если бы уехала навсегда в США к дочери Виктории.

– Ну, хотела она уехать в Америку – и уехала бы, но что она могла знать такого, чего не знали в США об СССР? Федорова пострадала только за то, что была свидетельницей чего-то серьезного.

– По слухам, на одном из высоких приемов Зоя Федорова увидела на одной даме знакомую ей чужую драгоценность и проговорилась об этом. Это дошло во верхов, и, опасаясь дальнейшей огласки этого случая, актрису убили. Готовы ли вы в это поверить, если к тому же придерживаетесь версии, что Федорову ликвидировало МВД, а не уголовные элементы?

– Не знаю. То, что она была вхожа в высокие круги, это нормально – она была популярной актрисой и очень компанейской женщиной. По поводу драгоценностей… Да, одна из подруг актрисы в документальном фильме Михаила Лещинского говорила, что Федорова была увешана бриллиантами, а другая уверяла, что она покупала только бижутерию. Ее дочь Виктория уехала в США, и если Федорова туда собиралась, то что можно было взять с собой за океан? Золото, бриллианты, картины.

Зарабатывала Зоя Алексеевна довольно много и могла покупать все это для того, чтобы продать за границей, чтобы было на что жить в США ее дочери. В частности, покупать картины, подлинники которых ей поначалу помогала приобретать ее подруга Лидия Русланова, у которой была большая коллекция хороших работ.
Также и с бриллиантами. Кстати, Федорова могла купить только их осколки, поскольку крупные бриллианты в СССР не продавались. Да, те, кто имел доступ к магазинам «Ювелирторга», могли хорошо продать эти осколки и купить старинные бриллианты на «черном» рынке, но этим не нужно было заниматься никакой «бриллиантовой мафии», потому что в СССР многое и многим продавалось из-под полы. И Федорова тоже могла искать какие-то крупные бриллианты, но только для того, чтобы вывезти их или переправить дочери, что она, вероятнее всего, и делала, потому что помогала дочери.

Что бы она делала в США?

– Насколько я знаю, Виктория Федорова успешно вышла замуж в США и не очень нуждалась в материнской поддержке. Мое мнение таково, что Зоя Алексеевна «заигралась» с операциями с бриллиантами и дорогими вещами и поплатилась за это смертью от хорошо знакомого ей уголовника. Кстати, вы общались перед съемками с дочерью Федоровой, чтобы что-то разузнать у нее для достоверности фильма?

– Нет, не общался. Я прочел ее книгу «Дочь адмирала» и понял, что в этом нет особого смысла: Виктория пишет, что мать была непорочной и так далее, в книге все очень романтично – как и любят американцы, и наши взгляды, наверное, не сошлись бы. Но не думаю, что я позволил себе в фильме что-то, что не понравилось той же Вике.

– Надо сказать, что связь с Берией, показанная в фильме, это серьезно…

– Я не хочу порочить чью-либо память – я привожу в фильме только те факты, которые знаю. Да, букет цветов «на могилу», как сказал в фильме Берия, это чистая легенда, выдумка, но Федорова точно была любовницей Берии и потом попала в ситуацию, из которой вывернуться было нельзя (любовная связь с американским военно-морским атташе – прим. ред.). Многие женщины, кстати, шли в те годы на связь с Берией достаточно сознательно и отзывались о нем как мужчине и ухажере достаточно высоко – у нас об этом не принято говорить, поскольку страна разделилась на сталинистов и антисталинистов. Но жизнь-то все равно сложнее, чем нам кажется, и не надо делить все на черное и белое, и мы это прекрасно понимаем, когда сами сталкиваемся с жизненными обстоятельствами.

– А почему Зоя Федорова, по-вашему, не уехала в США в 70-е?

– Наверное, потому, что хотела работать, и если она не осталась в Америке, значит, ей было неплохо на Родине. Понимаете, есть люди, которые недоиграли, и восемь лет тюрьмы для Зои Федоровой были временем какой-то недосказанности, поэтому она и снималась после выхода на свободу постоянно. А что она бы делала в США? Сидела бы дома на шее у своей дочери, у которой в творческом плане так ничего хорошего и не получилось? А по поводу ее предполагавшейся эмиграции люди чаще всего врут.

– Но ведь многие и с вашей киноверсией не согласятся.

– Мы тоже не претендуем на точность во всем фильме, поэтому в картине у нас Зоя не Федорова, а Федотова, потому что это не документальное, а художественное кино с некоторыми известными мне фактами. И мне очень жаль, что в Интернете к нашему фильму относятся как к документу.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*