«НАШЕ ОБРАЗОВАНИЕ – КАК ТА СОБАКА… Бедное, брошенное, осуждаемое»

Уважаемые читатели! В прошлом номере «Недели» мы опубликовали первую часть «круглого стола», посвященного грядущему «поступательному» сезону и связанным с ним проблемам. Однако тема эта оказалась настолько животрепещущей, так много болезненных вопросов было поднято нашими экспертами во время обсуждения, что мы решили не отказывать себе в удовольствии и сегодня публикуем вторую, заключительную часть нашей встречи.

В вуз с 12 ошибками

– Как абитуриенту спрогнозировать, что специальность, которую он получает сегодня, через пять-шесть лет будет востребована?

Ректор Набережночелнинского государственного торгово-технологического института Виктор Суворов:

– А он и не будет этого делать. Сегодняшние юноши и девушки – максималисты. У них одна мотивация: «В вуз!» – и все. Некоторые пишут заявление из шести строчек, там 12 ошибок, но все поголовно хотят получить высшее образование!

Хорошо, что сейчас вводится многоуровневое образование: есть надежда, что на определенном этапе ребята все-таки будут понимать, остановиться им в получении знаний какого-то уровня или они «потянут» и дальше. В таком случае часть ребят пойдет на рабочие специальности.

Директор Набережночелнинского филиала «Академии управления «ТИСБИ» Ирина Комадорова:

– Надеяться на то, что, выучившись на одну специальность, ты сможешь прожить с ней всю жизнь, теперь несовременно. Время этого не потерпит. Студенту, выпускнику необходимо постоянно повышать свой уровень, получать дополнительное образование, но не ради «коллекции» дипломов, а чтобы сочетать разные направления. Например, экономику и юриспруденцию, менеджмент и технические специальности.

Проректор по учебно-воспитательной работе ИНЭКА Геннадий Маврин:

– Вопрос о том, какая специальность будет актуальна через пять-шесть лет, крайне сложный для абитуриента. Мир кардинально изменился. Перспективы таковы, что 50% ныне работающих людей в последующие пять лет несколько раз сменят свою профессию. Поэтому идея задавать ребенку направление с самого детского сада становится бессмысленной. Да он за эти годы сто раз поменяет свои представления!

Я бы порекомендовал абитуриентам и их родителям внимательно посмотреть на каждый интересующий их вуз: что он собой представляет, каков перечень образовательных услуг, профессорско-преподавательский состав. Если в вузе одна специальность, одна кафедра и один факультет и работает там шесть человек, которые читают 40 дисциплин, – наверное, это повод задуматься о качестве предлагаемого здесь образования,
не так ли?..

Поинтересуйтесь также, есть ли у этого учебного заведения дальнейшие ступени образования, предлагается ли послевузовское образование, ведь это говорит о том, что вуз уделяет много времени научным исследованиям и подготовке кадров для себя, а значит, формирует собственные научные школы. Вот, например, в ИНЭКА в прошлом году защитили 20 кандидатских диссертаций и четыре докторские. А в 2011 году в нашей академии открылась докторантура.

 Тот прав, у кого больше прав

– Какую роль в получении высшего образования играет материально-техническая база вузов?

Ректор Набережночелнинского государственного торгово-технологического института Виктор Суворов:

– Основную. Особенно для инженерных специальностей. И сегодня, пожалуй, нет в нашем городе вуза, который бы взял на себя смелость сказать, что у него с материально-технической базой все хорошо. Безусловно, ее можно улучшить, участвуя в грантах, но выигрывают их все-таки те высшие учебные заведения, которые, что называется, «ближе к телу» – то есть к столице.

Могу прямо сказать: в НГТТИ база недостаточна, хотя, побывав у нас, вы наверняка решите, что лучше не бывает. Мы все равно отстаем по оснащенности от того, что сегодня предлагается в сфере обслуживания. Думаю, в целом в Набережных Челнах материально-техническая база не очень-то плохая, но и… (разводит руками).

Проректор по учебно-воспитательной работе ИНЭКА Геннадий Маврин:

– Помню, будучи студентом, я приехал на лекцию профессора из Москвы, который рассказывал о таком эксперименте: лучшим студентам из СССР и США устроили проверку знаний. Результат – 17:1 в нашу пользу. Это был 1976 год. Казалось бы, радоваться надо. Но профессор прогнозировал нашей высшей школе далеко не радужные перспективы. Почему?

В вузах США 10% средств уходит на возведение, содержание зданий и коммунальные услуги, а 90% – на приобретение оборудования. А у нас уже тогда было с точностью до наоборот! Вы думаете, что-то изменилось? Сейчас у нас даже не 10%, а 1 в минус шестой степени! Иными словами – ноль! Нет в вузах России материально-технической базы в современном понимании этого слова. Вообще нет! Если рутинный прибор, который есть на любой кафедре по химии японского или американского университета, стоит 50 млн. рублей, в ближайшие сто лет нам его не купить. Мне возразят: используйте свое оборудование. Но затраты! Чтобы выполнить одно и то же задание, импортному прибору понадобится ночь – и наутро вы получите распечатанные результаты. А нашему – полгода. Без распечатки.

А вот вам мои собственные впечатления от вузов США. Идешь по территории такого университета, где обучается 29 тысяч студентов. Площадь – 490 гектаров. Это целый город: там ходят автобусы, есть библиотеки, театры, кафе, спортивные комплексы. Количество учебных корпусов подсчету не поддается. Строят их меценаты – состоятельные американцы или целые корпорации. А теперь загибайте пальцы. Вуз финансируется из федерального бюджета, из бюджета штата, из городской казны, плюс студенты обучаются платно, плюс – поддержка бизнес-сообщества.

В США нет никаких практик. Знаете, почему? Потому что такое же высокотехнологичное оборудование, на котором студенты обучались в университете, стоит на производстве, куда они приходят после выпуска. Зато нам постоянно бросают гневные упреки: «У вас плохое качество обучения. Почему ваши студенты не умеют работать с высокочастотной печью?!» (ничего, что она еще на производство не поступила?) – «Нет денег». – «Ах, у вас нет денег?! Значит, вы иждивенцы!»

Ректор Набережночелнинского государственного торгово-технологического института Виктор Суворов:

– Заметьте, на какую бы встречу с участием властей и бизнес-сообщества вы ни пришли, во всех бедах всегда винят только образование. А почему никто не задумывается о наших проблемах? Видно, тот прав, у кого больше прав…

Проректор по учебно-воспитательной работе ИНЭКА Геннадий Маврин:

– Это, знаете, как в анекдоте. Однажды хозяин приходит к своей несчастной, грязной, голодной собаке, которая живет в конуре-развалюхе, и задумчиво говорит: «Вот был я у соседа. Там такая собака – красивая, упитанная, довольная жизнью, шерсть лоснится… И откуда ты у меня такая паршивая?..»

Тем не менее, значительную часть средств мы стараемся направлять именно на развитие материально-технической базы. В этом году оборудуем 26 аудиторий средствами мультимедиа: там будет и видеоаппаратура, и подключение к Интернету, и интерактивные доски, и так далее. Оснастили мы также 20 факультетских лабораторий. В некоторых из них уже были подготовлены серьезные дипломные работы. Один из наших студентов занял первое место по России, опередив конкурентов из авторитетных московских вузов! Отдача от материально-технической базы ждать долго себя не заставит. Была бы только она, эта база…

 

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*