30 лет прошло с того времени, как на киноафишах Советского Союза появились яркие анонсы музыкального фильма «Карнавал». А исполнительница главной роли – Ирина Муравьева – была названа лучшей актрисой года.
«А не снять ли фильм… о себе?!»
Идея снять фильм о трогательной провинциалке родилась в стенах института кинематографии. Во времена преподавания во ВГИКе Татьяне Лиозновой как-то раз, почти случайно, попался старый номер журнала «Искусство кино», где была напечатана повесть Анны Родионовой о провинциальной девчонке, которая приехала покорять столицу. Повесть Лиозновой очень понравилась, а история главной героини оказалась близка и понятна. Правда, женщина, давшая жизнь всеми любимому телесериалу «Семнадцать мгновений весны», долгое время и не думала снимать фильм «про себя». Все получилось совершенно случайно.
Лиознова встретилась с Родионовой и рассказала ей о своей задумке. Та, недолго думая, взялась за написание сценария. Лиознова стала ее соавтором, дополняя вымышленный материал эпизодами из своей собственной реальной жизни. В судьбе режиссера было много сложных моментов, которые ей довелось пережить. Например, было время, когда она работала и портнихой, и уборщицей. А кино казалось недосягаемой мечтой.
– Я сразу поняла, что это абсолютно моя история, – вспоминала Лиознова. – С Ниной Соломатиной у меня много общего – я точно так же приехала в Москву наивной девушкой, столкнулась с теми же трудностями. Правда, у меня все в итоге получилось.
Роли главные…
С артистами на главные роли Лиознова определилась быстро. Идея пригласить Муравьеву основывалась на совместной работе с ней. Лиознова решила снимать «Карнавал», когда заканчивала предыдущий фильм – «Мы, нижеподписавшиеся», где снималась Ирина. Рассказала об этом актрисе, и та очень заинтересовалась новой, такой нехарактерной для нее ролью. Причем ни Лиознову, ни худсовет не смутил тот факт, что Муравьевой к тому времени было уже за 30.
А ведь в первых кадрах она должна играть выпускницу школы! В результате и создатели, и зрители пришли в восторг от новой звезды советского экрана.
– Все понимали, что сыграть юную девицу для Муравьевой не составит труда, – вспоминала Татьяна Михайловна. – Это был просто вопрос актерской техники – не она первая, не она последняя играла героинь моложе себя, но у нее получилось гораздо лучше, чем у многих.
Впрочем, в фильме снялись и другие великолепные актеры, которые уже успели поработать с Лиозновой. Александр Абдулов сыграл Никиту (с ним Муравьева еще встретится в комедии «Самая обаятельная и привлекательная»), Клара Лучко исполнила роль Жозефины Викторовны, а Юрий Яковлев – отца Нины. Татьяна Лиознова не раз говорила, что всех актеров «Карнавала» она очень любит и уважает. А двух последних вместе с Муравьевой сняла незадолго до «Карнавала» в двухсерийном телефильме «Мы, нижеподписавшиеся».
…и второстепенные
Если кандидатов на главные роли Лиознова нашла быстро, то для второстепенных персонажей все же решила провести кастинг. Впрочем, сотни артистов она не просматривала – не ее метод. Например, на яркую роль цыганки Кармы она первым делом попробовала Екатерину Жемчужную. Ее же и утвердила.
– До сих пор с удовольствием вспоминаю съемки, – признавалась Жемчужная. – Даже несмотря на то, что мне пришлось выкурить на съемочной площадке пачку папирос «Казбек». А я ведь вообще не переношу запаха сигаретного дыма! Лиознова оказалась невероятно теплой женщиной. Мы с Ирой поначалу побаивались ее, но потом у нас установилась едва ли не дружба. Я сначала переживала, что моя роль в фильме не главная. А она подошла ко мне и сказала: «Катя, не переживай, твоя роль замечательная. Ты – совесть этого фильма!» Так что я счастливый человек, я снималась у мудрой женщины.
Что же касается натуры, то съемки фильма в части, относящейся к родному городу героини, проводились в Калуге. Впрочем, как оказалось, Оханск – тоже реальный город в составе современного Пермского края. Однако железной дороги и вокзала там нет: до ближайшей станции Нытва – 35 километров. Кроме того, расположен Оханск не на юге от Москвы, как говорится в фильме, а на востоке.
«А-ля мишка косолапый»
Один из самых ярких эпизодов картины – выход на сцену Нины Соломатиной на роликовых коньках вместо медведя Кузи, который пал жертвой… хм-хм… диареи. Муравьева готовилась к съемкам этого короткого эпизода целых три месяца!
– Я хорошо умела кататься на роликах и не думала, что возникнут какие-то проблемы, – вспоминала Ирина Муравьева. – Но я еще не знала, что это нестандартные ролики – с очень большими колесами, к которым надо приноровиться…
Для Муравьевой наняли тренера, он даже отправился с ней на летние гастроли с театром. Утром двухчасовая тренировка, затем массаж ног, потом репетиция и спектакль. И так каждый день. Но к съемкам Муравьева сносно стояла на роликах, а вот передвигаться могла с трудом. Конечно, ее неуклюжесть во многом сыграна – все-таки сохранять равновесие она могла куда лучше, чем ее экранная героиня. Но Муравьева признавалась, что съемки именно этой сцены дались ей с большим трудом.
После трех месяцев тренировок у Ирины Муравьевой получалось прокатиться «а-ля мишка косолапый». Оказалось, то, что надо!
Кстати, сцену с Муравьевой на коньках Лиознова не сама придумала, а скопировала из фильма 1968 года «Смешная дев-
чонка», где в аналогичную ситуацию попала Барбара Стрейзанд.
Как Пугачёва «пролетела»
Еще одним преимуществом Муравьевой был ее голос. Петь Муравьева и по сей день умеет прекрасно, а в «Карнавале» ей предстояло исполнить сразу несколько вокальных партий. Актриса готовилась, репетировала, но в итоге не спела ни одной песни.
– Так решила Лиознова, – говорил в свое время композитор Максим Дунаевский. – Ей не нужна была запись поющей актрисы. Лиознова распорядилась найти профессиональную исполнительницу.
В итоге за Муравьеву поработала голосом Жанна Рождественская – главная закадровая певица Советского Союза. Тогда повсеместно гремел ее хит «Гадалка» («Ну, что сказать, ну, что сказать…»). А благодаря «Карнавалу» Рождественская обзавелась еще одним шлягером – «Позвони мне, позвони».
– Как-то раз, уже после успеха «Карнавала» у зрителей, я зашел в гости к Алле Пугачевой, – продолжает Дунаевский. – Мы сидели у нее на кухне, и вдруг разговор зашел о песне «Позвони мне, позвони». «Очень хорошая песня, – сказала мне Алла. – Я бы с удовольствием спела. Что ж ты мне ее не предложил?» – «Алла Борисовна, но я не знал, что вы могли бы спеть за кадром…»
– «Отчего же? Такую песню бы спела». Так что судьба у «Позвони мне, позвони» могла быть совсем другой…
Самый рейтинговый фильм
За все время проката в Советском Союзе фильм собрал более 31 миллиона зрителей. Но… только в 1998 году (спустя 17 лет после съемок!) картину показали по ОРТ. Она стала самым рейтинговым фильмом того года с долей под 25% (фильм посмотрел каждый четвертый телезритель).
«Беспросвета» не будет!
Изначально финал планировался еще более печальным, чем он получился в итоге. Лиознова сняла сцену последней встречи Кармы и Нины, в которой Карма рассказывает, что у нее погиб ребенок. Но при монтаже эта сцена с формулировкой «слишком беспросветно» была выброшена режиссером в корзину.
Никто не подозревал, что из «Карнавала» выйдет такое популярное кино. Музыкальная комедия от режиссера «Семнадцати мгновений весны» – это звучало, по крайней мере, странно. И все были потрясены реакцией публики. В 1982 году Муравьева ехала в Японию на пароме – представлять «Карнавал» в Токио. И к ней бросилась толпа девушек за автографом. Оказывается, они уже видели фильм… Для актрисы это был шок!
Эльдар Рязанов как-то искренне признался Татьяне Лиозновой, что по-настоящему завидует ей: «Снять комедию, где публика иногда смеется так, что не слышно музыки, – это надо суметь!»