Грузия: очередной выбор на эмоциях

По итогам парламентских выборов в Грузии к власти пришли противники действующего и считающегося недружественным России президента Михаила Саакашвили. О победившем блоке «Грузинская мечта», его лидере миллиардере Бидзине Иванишвили, о перспективах развития Грузии и грузино-российских отношений размышляет грузинский политолог Авигдор Жардени.

Ошибки Саакашвили

– Авигдор, в России Михаила Саакашвили считали авторитарным правителем и немалая часть россиян полагала, что на этих выборах он пойдет на все, чтобы удержаться у власти уже в качестве премьера. Однако на фальсификации президент не пошел и проиграл. Почему? Он надоел населению? Людям хотелось лучшей материальной обеспеченности? Или решающую роль сыграли ролики об издевательствах над заключенными в одной из тюрем Грузии?

– Во-первых, какую-то роль сыграли все эти факторы, хотя некоторые из них основывались на реальности, а другие – на национальном воображении. Решающую же роль, на мой взгляд, сыграл «тюремный» фактор: из-за него не пришли на избирательные участки те люди, которые не поддерживали оппозицию, но уже не захотели проголосовать и за Саакашвили.

Во-вторых, Саакашвили проиграл, потому что в последние годы изменил свой курс. Архитектор грузинских экономических реформ Каха Бендукидзе был уже вне правительства, а другие реформаторы – переведены на должности ниже. И, в-третьих, ошибкой Саакашвили стало то, что министра внутренних дел Вано Мерабишвили – создателя нового института грузинской полиции – он назначил премьером, а тот решил, что политические проблемы нужно решать по-менеджерски, и занялся строительством дорог, больниц, гостиниц, музеев, развязок. Да, это приводило к потоку туристов в Грузию, но у рядовых людей траты государства на инфраструктуру вызывали раздражение – жители страны считали, что эти деньги можно было потратить иначе, потому что сиюминутной отдачи, дивидендов от этого строительства они не видели.

К тому же в народе пошли легенды, что правительство ворует кучу средств, хотя это было неправдой. Несмотря на бедность грузинских деревень, в целом по стране уровень жизни вырос. Но народ, особенно в городах, хотел жить еще лучше. Поэтому там Саакашвили и проиграл.

О цифрах не вспоминали

– По итогам выборов к власти пришла коалиция «Грузинская мечта» во главе с Бидзиной Иванишвили. Грузины считают, что он их сделает такими же богатыми, как он сам?

– Люди иногда не понимают, что между бизнесменом и политиком очень большая дистанция – разница в подходах, взглядах, и задачи у них часто бывают абсолютно противоположные. Задача политика – создавать тому же бизнесмену условия для его свободного функционирования. Но у российских бизнесменов, сделавших себя в 90-х, другие представления: они считают, что между бизнесом и политикой есть постоянная связь, и Бидзина Иванишвили тоже придерживается таких взглядов.

Иванишвили – состоятельный человек, но в политике пока, что называется, «использует словарь»: он считает, что медицина должна быть государственной и бесплатной, призывает не давить на бизнесменов, но в то же время просит их сделать цены на товары справедливыми, и эти внутренние противоречия пока никто из граждан не замечает. Иванишвили говорит, что жизнь улучшится, если Грузия будет продавать все цитрусовые в Россию. Но если вдуматься и представить, что все эти 50 тысяч тонн будут проданы, это принесет стране только 20-30 миллионов долларов, что для нынешнего бюджета Грузии в 4 миллиарда долларов – капля. То же самое касается вина, о котором тоже говорил Иванишвили – его экспорт даст стране всего 80 миллионов долларов. Но об этих реальных цифрах мало кто вспоминал. Все было на уровне эмоций: говорилось, что Иванишвили – это человек, который видел бедность и нищету и у которого болит сердце за страну. Я верю в это, но как он будет улучшать экономическую ситуацию, я пока не знаю. Он плохо ее представляет и думает, что благополучие можно купить. Но даже если все его состояние в 6 миллиардов долларов разделить на страну, каждый житель получит лишь по несколько сотен долларов!
В общем, Иванишвили выбрали из-за того, что наши люди очень эмоциональны, очень плохо обучены арифметике и при этом хотят всего, сейчас и помногу.

Я видел, к примеру, вчера в крупнейшем тбилисском магазине сети Carrefour, как две женщины выходили из него с набитыми корзинами и говорили при этом: «Ничего, Бидзина еще больше снизит цены!». Эмоции грузин – это как хорошая их сторона (они умеют праздновать, веселиться, что было в ночь после выборов), так и слабая – на эмоциях, как известно, были выбраны и Гамсахурдия, и Шеварднадзе, и Саакашвили. А теперь впечатлительный народ выбрал Иванишвили.

Да, новый премьер-министр очень позитивный, но оказывается, он до сих пор не знал Конституции, по которой того же Саакашвили уволить непросто. Хочется надеяться, что природный ум, с помощью которого Иванишвили достиг успехов в бизнесе, поможет ему и в политике.

Не отказаться от достижений

– Было бы глупо отрицать успехи команды Саакашвили – в частности, реформу полиции. Не пойдет ли все вспять в строительстве новой Грузии?

– Такая вероятность есть. Люди, голосовавшие не за Саакашвили, а за «Грузинскую мечту», говорят, что они в последнее время привыкли не давать взяток, привыкли легко открывать и закрывать бизнес. Да, у правительства Саакашвили была плохая банковская политика (недоступность кредитов), были проблемы в налоговой системе (налоги вообще можно было или резко снизить, или отменить!), правительство начало конкурировать с бизнесом (а честной конкуренции с госструктурами, сами понимаете, быть не может!). Но в целом народ говорит, что если новая власть откажется от реальных достижений – чистоты в городах, отсутствия коррупции и преступности, он уберет эту власть.

Планка высокая

– В каком случае, по-вашему, Иванишвили сможет переплюнуть Саакашвили и войти в историю Грузии с большим знаком «плюс»?

– Планка, заданная предыдущим правительством, была очень высокая. Бюджет накоплен хороший даже на случай внешних конфликтов. Но эти деньги «Грузинской мечте» можно легко проесть, кормя грузин разговорами о приходе многочисленных инвесторов. Многие эксперты с поразительной уверенностью говорят, что в стране все будет хорошо, но основывается все это опять же на эмоциях.

Я считаю, что если Иванишвили наведет порядок в банковской политике, если государство не будет подменять собой бизнес, как сейчас, если Иванишвили поймет, что нужно создавать институты, в рамках которых выстраивались бы нормальные отношения с людьми – как, к примеру, успешный институт полиции, – то его правительство добьется даже больших успехов, чем Саакашвили. А начать можно с тюрем, где у Саакашвили, как видим, реформа не получилась.

 

– Когда власть сменилась на Украине, новый президент Янукович потихоньку начал расправляться со своими политическими противниками и бывшими руководителями страны. Так, тюремный срок получила Юлия Тимошенко. Может ли быть что-то подобное в Грузии?

– Иванишвили обещает, что расправ не будет, но некоторые его сторонники говорят, что будут трогать не политиков, а тех, кто реально виновен в преступлениях. Такая формула, сами понимаете, очень гибкая, и преступления придумать в данном случае очень легко.

Курс на Россию?

– Нас, россиян, больше волнует восстановление нормальных отношений с Грузией. Как вы думаете, при Иванишвили это будет даже при уже признанных Россией независимых Абхазии и Южной Осетии?

– Я бы поставил вопрос иначе: можно ли России иметь хорошие отношения с Грузией без того, что Грузия считает необходимым освобождение ее оккупированных территорий? Предлагаемый для решения таких вопросов кандидат в министры реинтеграции Закареишвили вызывает недоумение, так как он – сторонник сверхмягкой позиции, а это значит, что Грузия теперь готова на очень большие уступки. Но готов ли к этому грузинский народ, – очень спорный момент. Да, на человеческом и на бизнес-уровне с Россией не было никаких противоречий, а сверхмягкая политика в отношении Абхазии и Южной Осетии может вызвать протест и волнения грузинского населения.

– Можно ли говорить, что теперь для Грузии главным внешнеполитическим направлением будет курс на Россию?

– Конечно, люди из «Грузинской мечты» относятся к России как к одному из важных – если не самому важному! – векторов грузинской политики. Но «Грузинская мечта» – это такой супермаркет мнений и политических позиций! Например, недавно Бидзина Иванишвили заявил, что первый его официальный визит в качестве премьера будет в США как к важному стратегическому партнеру, а курс Грузии в НАТО не приостановится.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*