Колечко малое, да удалое!

Не так давно челнинский фотограф Андрей Устюжанин совершил весьма любопытную поездку по исторически значимым городам центральной части нашего государства. Кроме фотоснимков, он привез массу впечатлений.

А Москвы – совсем немножко

Совершенно неожиданно мне с супругой представилась возможность съездить в небольшой автобусный тур по Малому Золотому кольцу России. Малым оно называется потому, что есть еще и Большое, включающее в себя несколько очень красивых городов, расположенных чуть в стороне от основного маршрута, к северо-западу (например, Углич, печально знаменитый жестоким убиением царевича Димитрия). Кстати, ровно половина пассажиров нашего автобуса после трогательного расставания в Сергиевом Посаде как раз и продолжала свое путешествие по означенным местам. Потому что мы, «согласно купленным билетам», были «четырехдневниками», а они – «семидневниками».

До Москвы мы добирались поездом, а собственно сам автобусный тур начинался в 9.15 утра, от гостиницы «Космос». Несколько часов ожидания (поезд из Набережных Челнов прибывает довольно рано) мы потратили на осмотр достопримечательностей, прилегающих к станции метро «ВДНХ». Ну и в первую очередь, конечно, с большим удовольствием осмотрели со всех сторон символ «Мосфильма», знаменитое творение Веры Мухиной – во всех смыслах нержавеющую скульптурную группу «Рабочий и Колхозница». После многих лет реставрации скульптура была установлена на пьедестал, соответствующий авторскому замыслу. Честно скажу – весьма удачно.

Ну, а когда все экскурсанты были в сборе, наш автобус поехал в сторону воспетой Левитаном так называемой «Владимирки» – началу Сибирского тракта, дороги скорби и печали… Но это если, так сказать, в исторически-фольклорном смысле. А по сути – просто по дороге Москва – Владимир…

Здесь снимался «Андрей Рублёв»

Пообедав во владимирском кафе «Крендель», мы пешочком отправились знакомиться с историческим центром этого древнего города – Золотыми Воротами. Внутри оных размещена небольшая военно-историческая экспозиция с великолепной озвученной диорамой, изображающей осаду Владимира ханом Батыем в 1238 году.
В расположенной в непосредственной близости с Золотыми Воротами Троицкой церкви (современной постройки) размещена постоянно действующая выставка «Хрусталь, лаковая миниатюра и вышивка». Здесь же, в цокольном этаже, – магазинчик на аналогичную тематику. Это, само собой, для любителей шопинга…

Следующим пунктом нашей остановки во Владимире была Соборная площадь, рядом с которой находится белокаменный Дмитриевский собор с очень редким для русского зодчества впечатляющим резным фасадом. Неподалеку от Дмитровского собора – грандиозный Успенский собор. А на самой Соборной площади, помимо прочего, стоит памятник великому живописцу Андрею Рублеву, который много работал именно в этих краях. Кстати, большинство эпизодов фильма «Андрей Рублев» снималось тоже здесь. Проехав как-то давным-давно через Владимир в режиме нон-стоп, я и представить себе не мог, что в нем так много великолепных достопримечательностей!

Буквально в нескольких километрах от Владимира находится небольшой городок Боголюбово, основной достопримечательностью которого считается Свято-Боголюбовский действующий женский монастырь и расположенная в полутора километрах за городом на первозданном заливном лугу жемчужина древнерусской архитектуры – церковь Покрова на Нерли.

Что такое медовуха?

На ночлег мы отправились в Суздаль. После размещения в гостинице (кстати, именно в ней снимался фильм «Классик») немного прошлись по живописным окрестностям нашего гостиничного комплекса.
Забегая вперед, хочу выразить свое (и многих моих спутников) неудовольствие по поводу организации маршрута. Две ночи из трех и соответственно почти два дня из четырех мы провели в Костроме, в которой, честно говоря, смотреть-то особо нечего. При этом аж три (!) раза проехали один и тот же стокилометровый кусок шоссе Кострома-Ярославль – а ведь это несколько часов бездарно потраченного оплаченного нами времени! После этого аж три города – Ростов Великий, Переславль Залесский и Сергиев Посад буквально бегом пробежали за один неполный день. Ну и на сам, не побоюсь этого слова, потрясающий воображение Суздаль, было отведено всего несколько часов между завтраком и обедом…

Как бы то ни было, после завтрака мы отправились в Музей деревянного зодчества, в котором познакомились (а кое-кто и вспомнил свое детство!) с архитектурой и бытом русской старины.

На выходе из музея с немалым ущербом для кошельков были осмотрены многочисленные сувенирные ряды, а ваш покорный слуга прельстился знаменитыми суздальскими малосольными огурчиками. Хочется отметить, что наряду с такими брендами, как палехская миниатюра, берестяные шкатулки, ростовская финифть, костромской лен, на всем Золотом Кольце весьма активно пиарится представленная в различных вариациях так называемая медовуха. По вкусу это нечто вроде сильно облагороженной браги (если кто-то знает, что это такое). В общем – на любителя. Впрочем, с устатку, да под кусок жареного мяса – вполне. А в Ярославле мы посетили фирменный магазин тамошнего ликероводочного завода, из которого вышли отнюдь не с пустыми руками…

Рай для художников

Но вернемся в Суздаль. Следующим пунктом нашего экскурсионного маршрута был Спасо-Евфимьев монастырь, в настоящее время сплошь целиком превращенный в огромный музей. Мы послушали колокольный звон, побродили по обширной ухоженной территории, заглянули в монастырский огород лечебных трав. В главном сооружении монастыря, Спасо-Преображенском соборе, помимо хорошо сохранившихся великолепных фресок XVII века, можно насладиться старинными духовными песнопениями в исполнении современных мастеров жанра «а-капелла».
Самая древняя часть Суздаля, его историческое ядро – это Кремль. С незапамятных времен он был важнейшей частью Суздаля. С него, собственно говоря, и начался город. До сих пор то тут, то там видны остатки земляных валов, устроенных по приказу Владимира Мономаха во второй половине XI века. Центром Кремля является собор Рождества Богородицы XIII-XV веков, вокруг которого расположены более поздние сооружения.
Все без исключения архитектурные памятники Суздаля очень органично вписаны в окружающий ландшафт. Впрочем, это характерно вообще для всего русского православного зодчества. В календаре традиционных событий Суздаля есть так называемый Международный пленэр. И это не случайно, ведь воистину, Суздаль – настоящий рай для художников! Между прочим, здесь запрещено строить какие-либо здания выше, чем в два этажа, чтобы не нарушать старинный облик города.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*