«Никогда не боялся работы и не рвался к высоким постам»

Глядя на директора филиала ОАО «Сетевая компания» Приволжские электрические сети, сложно предположить, что ему на днях исполняется 60 лет – такой он бодрый, энергичный и моложавый. Александр Шмаков девять лет возглавляет одно из самых специфичных и непростых энергетических предприятий, а когда-то начинал с электромонтера. О его пути в профессию и том, чем сейчас живут Приволжские электрические сети, «Новая неделя» побеседовала с самим юбиляром.

Жил на подстанции. В прямом смысле

– Александр Викторович, вы представитель династии энергетиков. Ваш отец был первым начальником Высокогорского РЭС, ваши сыновья тоже работают в Приволжских электрических сетях. Путь в профессию для вас был предопределен изначально?

– Добавлю: еще и старший внук учится на первом курсе энергоуниверситета, так что династия будет продолжаться. Здесь, признаюсь, не обошлось без моего веского слова. Но что касается моего выбора профессии, все получилось случайно, хотя я с девяти лет жил на подстанции. В прямом смысле. В 1961 году моего отца, Виктора Николаевича, назначили начальником подстанции в селе Чепчуги, при ней был двухэтажный дом, где и поселилась наша семья. С детства я ежедневно видел работу бригад, наблюдал за тем, что и как они делают, все это откладывалось в памяти, но, честно говоря, энергетиком становиться я не собирался. После школы хотел поступить в КАИ, был очень уверен в своих силах, поскольку по физике и математике у меня были одни «пятерки», но неожиданно для себя «завалился» на первом же вступительном экзамене.

Пришлось идти в техникум, и после службы в армии я начал работать электромонтером в Высокогорском РЭС. С этого и начался мой путь в энергетике. Возможно, жизнь сложилась бы по-другому, но о прожитом я не жалею и ничего не хотел бы менять.
После техникума я стал работать на Казанском заводе радиокомпонентов, за 15 лет прошел все ступеньки от электромонтера до начальника технического бюро. А в 1991-м решил снова вернуться в Приволжские электрические сети мастером.

– И довольно быстро поднялись сначала до директора Пригородного участка ПЭС, а потом и директора Приволжских электрических сетей…

– Я работы никогда не боялся и не рвался к высоким постам. Хотя плох тот солдат, что не мечтает стать генералом… Заманчивые предложения были и раньше, но к любой работе должно быть призвание, я же считал, что у меня не было задатков начальника. Точнее, я не считал себя готовым руководить. Быть директором – это же не просто бумаги подписывать: есть множество вопросов обеспечения стабильной работы и развития предприятия, для понимания этого нужно созреть. И тот многолетний опыт работы, что называется, на передовой, и дополнительное образование по международной программе подготовки управленческих кадров MBA, которое считаю очень важным, этому как раз и поспособствовали. Надо отметить, что мой предшественник передал мне достаточно развитое и благополучное предприятие, и что самое важное, при нем создана сплоченная команда, заточенная на результат. Главное, от Приволжских сетей и меня, как руководителя, требовалось, – не опустить планку. И это, я считаю, нам удалось.

Главное – решить вопрос надежности

– Какое достижение, на ваш взгляд, является наиболее значимым за последние годы, что вы управляете Приволжскими электрическими сетями?

– Прежде всего, то, что нам удалось повысить надежность электроснабжения за счет улучшения состояния распределительных сетей. В последние годы мы ввели и реконструировали несколько крупных и важных для региона объектов: подстанции Макаровка, Аэропорт, Тура, список можно продолжать. Разумеется, увеличение мощности – немаловажный вопрос, поскольку потребности обслуживаемых ПЭС районов в электроэнергии постоянно растут.

Но, на мой взгляд, наиболее актуально решить вопрос именно надежности. Жалоб на отключения было очень много, наши сети имеют большой износ, при том, что после структурных изменений в энергетике Татарстана объемы капитального ремонта увеличились в разы. Лет 15 назад о таком мы и мечтать не могли!

Но сети и сейчас не идеальны. Просто мы наладили работу по их эксплуатации. Это не только заслуга ПЭС – это тактика всей «Сетевой компании» в целом. А уделять повышенное внимание эксплуатации стали тогда, когда перевели ремонт сетей на подряд. Многие спорят о том, плюс это или минус. В каких-то случаях – минус. Но я вижу в этом больше положительного. Отключения часто случаются из-за провисания проводов или зарастания леса под линиями. Решить эту проблему можно, элементарно подтянув провода и расчистив просеку. И, передав эту часть работы на подряд, мы освободили свой персонал для выполнения других не менее важных задач.

– Работа Приволжских электрических сетей имеет свою специфику, которую определяют особенности обслуживаемой территории.
– Это, в основном, сельские районы, пригород с бурно застраивающимися коттеджными поселками, и потому перед нами стоит не столько задача обеспечить необходимыми мощностями предприятия, хотя это немаловажно, сколько наладить надежное энергоснабжение частного сектора. Среди всех филиалов «Сетевой компании» в Приволжских электрических сетях самый большой по количеству объем технического присоединения. В этом году у нас к распредсетям подключено около 500 объектов вместе с техприсоединением. Посчитайте, сколько километров проводов нужно было провести к каждому, сколько заменить изношенных и сколько бригад необходимо, чтобы все это выполнить! Это колоссальная работа, очень трудоемкая и затратная.

– Ну и в связи с тем, что в зоне обслуживания возводится много новых построек, наверняка, для вас актуальна проблема незаконного присоединения к сетям. С этого года владельцы частных домов обязаны устанавливать выносные щиты учета. Поможет ли это справиться с воровством электроэнергии и наладить ее учет?

– Обязать всех ставить конкретный вид счетчика мы не можем, остается только убеждать в этом каждого потребителя в отдельности. Для нас выгоден именно выносной щит учета электроэнергии, потому что уже не нужно заходит в дом к человеку для контроля потребления, некоторые счетчики позволяют передавать данные дистанционно. К тому же фактически исключается хищение электроэнергии. Обычно это происходит при присоединении к скрытой части проводки, а здесь она на виду, и сделать это незаметно – сложно. Но навязывать свою волю потребителю мы не можем, остается только надеяться, что люди поймут, что это выгодно, в том числе и им самим, и пойдут нам навстречу.

«Умные сети» – не панацея от всех бед

– Какие задачи стоят перед ПЭС на ближайшее будущее?

– Продолжать работу над улучшением сетей и надежным присоединением объектов, а также заниматься модернизацией сетей. Если они были построены 60 лет назад, в любом случае надо их обновлять. Причем, с экономической точки зрения, проще и выгоднее строить их заново, чем ремонтировать.

Ну и продолжить внедрение элементов «умных сетей». «Умные сети» сами по себе не панацея от всех бед. Упрощенно говоря, это сети, которые подстраиваются под потребителя. И чтобы они работали, нужны предпосылки как со стороны энергетиков, так и населения. Но элементы «умных сетей» применяются уже сейчас. К примеру, у нас установлено программное обеспечение, которое позволяет контролировать параметры электрической энергии на подстанциях. Диспетчер видит данные с каждого прибора учета по нагрузке напряжения. Но для того, чтобы внедрить эту систему полностью, необходимо решить вопрос со связью. Если это произойдет, можно сказать, часть «умных сетей» мы уже будем иметь. Если уж начали работать в этом направлении, нужно продолжать. И впереди еще много дел.

– Поэтому на заслуженный отдых не собираетесь?

– 60 лет, конечно, знаковая дата, пенсионный возраст все-таки. Но уходить на покой еще рано.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*