БУЛГАР Начинается с памятного знака

51…Когда подъезжаешь к древнему Булгару, глазам предстает изумительная картина: высокий берег Волги, которая разливается, насколько хватает взгляда, обнажая, кажется, вечно- зеленые острова, а на берегу покоится городище – скромные памятники нашей с вами общей истории. «Красота…» – выдыхали немногочисленные гости, ступавшие на эту землю.

Но еще три года назад то была мертвая красота: не велись раскопки, почти не реставрировались объекты культурного наследия, не вкладывались в эти живописные места деньги и не ехали туристы. В самый разгар сезона здесь стояла оглушительная тишина, а время, казалось, давно остановилось.

Все изменилось в 2010-м, когда за восстановление Булгара взялся Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан. На днях «Неделе» выпала редкая журналистская удача: совершить прогулку по древнему городу, получившему вторую жизнь благодаря меценатам, а также в деталях рассмотреть Памятный знак в честь принятия ислама, который должен был вот-вот открыться, нас пригласил член попечительского совета фонда, председатель правления ОАО «АКИБАНК» Ильдар Галяутдинов.

53Чтобы не «выбивался»

Открытия начинаются уже на подъезде к заповедной зоне: памятный знак «АКИБАНКа» – это не скромный камень, не стела, как мы поначалу подумали, а монументальное, увенчанное золотым полумесяцем сооружение высотой в 28 метров (это 10-этажный дом!), открывающее человеку архитектурный ансамбль Булгара. Его можно заметить с любой точки, и вид этот действительно потрясающий.

Песочный цвет памятного знака неслучаен: авторам замысла хотелось, чтобы здание не «выбивалось» из ряда ранних булгарских построек – большого и малого минаретов, Черной и Белой палат, Северного и Восточного мавзолеев, а напротив – органично вписалось в архитектурный комплекс. Форма сооружения также повторяет булгарские памятники старины. Сохранись все они в первозданном виде, сходство было бы практически стопроцентным.

55Здесь была мастерская

Примечательно, что место под будущий памятный знак выбрал первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев («Он буквально за руку меня подвел к нему и сказал: «Памятный знак будет здесь», – поделился Ильдар Галяутдинов). Однако сложность состояла в том, что прежде чем начинать строительные работы, необходимо было провести раскопки – поднять весь культурный слой. Каково же было удивление археологов, когда они обнаружили на этом месте… настоящий клад! Оказывается, в X-XI веках здесь работала ювелирная мастерская: об этом свидетельствовали найденные заготовки и, конечно, украшения – золотые, со вставками из бирюзы. Уже сейчас эти и другие артефакты истории можно увидеть в музейно-выставочном комплексе, который разместился в цокольном этаже памятного знака. Туда-то мы и отправились.

Приглушенный свет, легкая прохлада, по стенам – работы современных художников, так или иначе связанные с темой Волжской Булгарии и принятия ислама. Конечно же, они прописались здесь не навсегда. Предполагается, что в музейно-выставочном комплексе будут проходить передвижные художественные и фотовыставки, картины будут меняться. Неизменным останется лишь центральный экспонат комплекса – необыкновенно красивое, изготовленное из венецианской смальты панно, на котором запечатлен момент официального принятия ислама в Булгаре. Смальта эта, добавим, делается в единственном на всем земном шаре месте – в мастерских острова Мурано.

– Вы бы знали, как долго мы выбирали из огромного количества оттенков нужные тона для мозаики! – рассказывал Ильдар Хайдарович. – Цвет неба, травы, листьев, одежд, спокойные переходы от одного оттенка к другому… Посмотрите: даже арабы на полтона-тон темнее булгар!

Действительно, панно выполнено в строгом соответствии с исторической правдой: в центре – правитель Волжской Булгарии хан Алмуш с женой и приглашенные им из Багдада члены арабской делегации халифа Ал-Муктадира, которые держат Коран. Секретарь посольства – известный путешественник и писатель ибн-Фадлан читает грамоту. Стоят они на армянском ковре (и это, опять же, неслучайно: научно доказано, что в Х веке в Булгаре была большая армянская диаспора – приблизительно 10 тысяч человек). Все лица серьезны и сосредоточены: уже тогда и хозяева, и гости понимали значительность происходящего. Тем более она понятна нам, потомкам, ведь российская история, пожалуй, не знает другого такого случая, когда бы народ добровольно принял ислам. И потому памятный знак в честь этого события уникален.

54Страшно прикоснуться

Тем временем директор государственного историко-архитектурного музея-заповедника Рафаэль Махмудов подводит Ильдара Галяутдинова к нескольким внушительным коробкам и начинает бережно извлекать их содержимое.
– Это раритеты, прикоснуться к которым вы потом не сможете! – подозвал нас Ильдар Галяутдинов и с интересом склонился над старинными, чуть запылившимися от долгого хранения, книгами XIX и начала XX века – написанными, буковка к буковке, от руки или напечатанными крошечным тиражом. Среди них – учебники арабской грамматики, книги духовного содержания, старинные арабские, турецкие и татарские периодические издания и даже календарь Каюма Насыйри. К тоненьким, полуистлевшим страницам не то что прикасаться – дышать на них страшно! Мы и не стали. А через час все эти раритеты оказались уже в витринах, под стеклом.
На первом же уровне памятного знака, – роскошный конференц-зал, оформленный в традиционно исламских зеленых тонах и оборудованный по последнему слову техники. Предполагается, что здесь будут проводиться тематические конференции, конкурсы чтецов Корана и другие культурологические и религиоведческие мероприятия.
Стремится ввысь
Поднимаемся на второй уровень – и теряем дар речи. Впечатление монументальности и основательности, которое производит сооружение снаружи, исчезает, едва мы переступаем порог Коранного зала: весь он, сделанный в мраморе (том же, кстати, что использовался в оформлении нового здания театра «Ла Скала»), легкий и изящный, устремлен вверх, к небу. Нет, это не бьющая наотмашь, не слепящая золотом роскошь, а изысканные, тщательно продуманные и дорогие элементы декора из Италии: мозаичный пол, который рабочие собирали по схеме прямо на наших глазах, цельные порталы из мрамора, невероятно красивая, почти «воздушная» дизайнерская люстра (при весе в полторы тонны!). На барабане купола – 99 имен Аллаха, написанных арабской вязью.

Так кто же автор?

Выходили мы из памятного знака молча, потрясенные увиденным.
– Неужели замысел этого грандиозного сооружения от и до принадлежит вам?! – наконец, нарушила молчание моя нижнекамская коллега, обращаясь к Ильдару Галяутдинову.
– Да, – между делом ответил он. – Вы знаете, прежде чем заняться этим проектом и понять, что здесь должно быть, я даже выписал Всемирную энциклопедию искусства в огромном количестве томов. Пришлось перечитать массу литературы. Но реализовывал мою идею целый коллектив архитекторов, проектантов, инженеров. Или взять сам объект: камень пилился в одном месте, полировался – в другом, орнамент вырезался – в третьем, постамент под Коран изготавливался в четвертом… Это огромный труд большого количества людей, который синтезировался и воплотился здесь, в Булгаре.
Есть среди «12 храбростей Джона Рида» одна, которая мне нравится больше всего: «Любить блеск звезд больше, чем блеск золота». Воистину так.

Отдельного слова заслуживает центральная часть зала, где размещается самый большой в мире печатный Коран – то, ради чего, собственно, и строилось сооружение.

– Разные были мнения, что здесь поставить, каким должен быть этот памятный знак, – рассуждал Ильдар Галяутдинов, – но идея, которую я предложил, по-нравилась Шаймиеву: не надо ничего изобретать. Посредника между Богом и человеком в исламе нет. Главное – это Коран.

Постамент и напольный пюпитр, на котором покоится самый значительный символ мусульманской религии, сделаны из белоснежного мрамора. И даже они в своем роде уникальны: оказывается, добыть на одном месторождении такое количество породы – да еще без единой прожилочки! – невероятно тяжело. Однако же, как видим, это сделали. Таким мрамором, к слову, облицована мечеть в Абу-Даби.

Но с особым нетерпением наш «гид» ждал, когда распакуют и вынесут на свет божий флорентийскую мозаику… Она и вправду оказалась чудесной и превзошла все ожидания. Что это такое? Это четыре мраморные плиты, уложенные по углам квадратного постамента, но в них словно «проросли» цветы и травы средней полосы России: васильки, тюльпаны, ромашки, вьюнки, колосья пшеницы из… малахита, ляпис-лазури, аметистов и других полудрагоценных камней! Каким образом итальянским умельцам удалось вправить их в плиту так, что они образовали единое с ней целое, остается только догадываться. И аплодировать их удивительному мастерству, граничащему с искусством.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*