Чиновники хотят инноваций, а бизнесмены – газ и дороги

2525 февраля в челнинском IT-парке собрались республиканские чиновники высшего ранга во главе с премьер-министром РТ Ильдаром Халиковым и представители бизнеса всех уровней. Если отойти от официально-деловой лексики, то цель форума была услышать друг друга, озвучить взаимные ожидания бизнеса и власти и найти схемы эффективного взаимодействия в решении вопроса: кому инвестировать, куда и сколько?

Не хотим «ходить и унижаться»!

«Камский инвестиционный форум» стал первым из серии запланированных на 2013 год инвестиционных мероприятий. Перед началом работы форума в IT-парке работала выставка, на которой Набережные Челны и муниципальные районы недавно сформированного «Камского инновационного территориально-производственного кластера» (Елабужский, Заинский, Менделеевский, Нижнекамский, Тукаевский) представили участникам инвестиционные паспорта, а также инфраструктуру поддержки предпринимательства.

Затем состоялись два пленарных заседания. Из высказываний представителей бизнеса выяснилось, что развиваться бизнесу мешает и невысокий уровень конкуренции, и не ремонтированные с 1980-х годов дороги, и неразвитый аэропорт. Трудно получить землеотвод, подключиться к газовым и электрическим сетям. На сегодня нашему бизнесу выгоднее искать точки роста в других регионах России.

Почему-то не нравится бизнесменам и то, что они должны подавать заявки на участие в программах господдержки, по-
скольку это выглядит так, будто они «должны ходить и унижаться». По их мнению, местные власти должны проявлять большую проницательность и сами видеть проблемы бизнеса. Интересную мысль высказал один из участников форума: если бы у руководителей муниципалитетов при оценке успешности их работы был такой критерий, как объем привлекаемых инвестиций, причем не бюджетных, а именно частных, то это вынуждало бы их заниматься улучшением качества бизнес-среды.

Согласно новому исследованию Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), проведенному вместе с Всемирным банком, главными препятствиями для формирования и развития деловой среды в Татарстане сотрудники региональных компаний видят отсутствие квалифицированной рабочей силы, высокую стоимость электроэнергии, недоразвитость телекоммуникаций и связи, а также преступность. Несмотря на заявления госструктур о создании условий для инвесторов, эти факторы, по словам главы представительства ЕБРР по Приволжскому округу Екатерины Солововой, в Татарстане оказались выше средних по России.

26Без инноваций не вырастем

Тем не менее, развитие промышленности в Татарстане продолжается. По словам руководителя агентства инвестиционного развития РТ Линара Якупова, каждый третий российский автомобиль, каждая третья шина произведена на территории Камского кластера. Но без инноваций не может быть и его дальнейшего роста.

– Главный вопрос: у вас есть машиностроение, нефтепереработка, а где же ваши инновации? Для этого при кластере в Татарстане будет создан научно-технический совет, – пообещал замминистра экономики РТ и, собственно, разработчик программы развития территории Артем Здунов.

На долю кластера сейчас приходится 27% валового территориального продукта и 29% инвестиций в основной капитал. Но есть перечень ограничений, не позволяющий нам конкурировать с другими регионами, и главное из них – недостаток производственных площадей. Бизнес пока не готов делать большие капитальные вложения и строить собственные производственные помещения. Площадок КИП «Мастер» стало недостаточно. Поэтому появились парки «Развитие» и «Инвестор».
По словам президента Камского кластера Рафината Яруллина, сейчас речь идет о том, чтобы для резидентов промпарков начать строительство железной дороги, по которой будет перевозиться их продукция. Он же сообщил о том, что «Газпром» и «КАМАЗ» ведут работу по созданию условий для переработки газа в условиях Набережных Челнов. Так, в ОЭЗ «Алабуга» будут построены заводы «РариТЭКа» по производству баллонов, а в мае-июне «Росатомом» и «Композитом» запущено производство углеволокна, которое будет использоваться в авиационной и автопромышленности.