О том, как дважды войти в одну реку

39Уважаемые читатели! На дворе февраль, а значит, пришла пора познакомить вас с очередной порцией новых книг, прочитанных обозревателем «Недели» Фаридом Хайруллиным.

Рассел Миллер. «Приключения Артура Конан Дойла» (Издательство «Эксмо», 2012).

Биография Артура Конан Дойла вышла в декабре 2012 года на волне моды на викторианскую эпоху и попала в самый разгар «шерлокомании», спровоцированной блистательным сериалом Sherlock и выходом сборника рассказов Энтони Горовица о новых делах знаменитого сыщика. Неудивительно, что за рубежом книга тут же стала бестселлером.

Частная жизнь Конан Дойла оказалась не менее интересной, чем приключения его героев. Он успел не только написать много замечательных рассказов, романов, исторических исследований и пьес, но и поработать судовым врачом, сплавать в Арктику и Африку, принять участие в Англо-бурской и Первой мировой войне (в качестве военного хирурга), одним из первых полетать на воздушном шаре, привить англичанам любовь к катанию с гор на лыжах, глубоко заинтересоваться палеонтологией и, наконец, на старости лет рассориться с католической церковью, став верным адептом спиритуализма (привет Льву Толстому).

Мне как поклоннику цикла романов о Шерлоке Холмсе и профессоре Челенджере особенно интересно было прочитать о создании этих персонажей и об их реальных прототипах.

41Виктория Токарева. «Короткие гудки» (Издательство «Эксмо», 2012).

Виктория Токарева уже почти полвека является одним из самых востребованных и читаемых русских писателей. Ее книги, как и в советские времена, без всякой рекламы расходятся бешеными тиражами. Причина успеха проста: Виктория Самойловна, в отличие от своих коллег (той же Петрушевской и Улицкой), пишет про реальную жизнь, не пытаясь ее приукрашивать или «очернять» в угоду литературному замыслу. И потому страждущие у нее всегда утешены, но в это утешение подмешана горечь; и потому никто в ее рассказах не хорош и не плох, счастье кратковременно, и единственным выходом – тем же утешением – остается то умное, спокойное, ироническое жизнеприятие, с которым только и можно жить.

Токарева ничему не учит, ничего не доказывает, не умствует, ее герои не строят теорий, она не тщится изменить историческую судьбу Отечества. Ее проза попросту ненавязчиво, почти незаметно вырабатывает в читательском мозгу некоторое вещество, благодаря которому становится можно жить.

Как она это делает – вопрос особый. Как справедливо отмечает Дмитрий Быков, «…проза Токаревой – демонстрация главного закона жизни: она тебя, конечно, не добьет, всегда есть за что ухватиться, но нахлебаешься так, что мало не покажется. Во всякую хину подмешано меду, во всякое повидло подмешано дерьма, пропорция примерно один к пяти. Проза Токаревой учит руководствоваться неловкостью, брезгливостью и милосердием, которые в ее случае неразделимы». В новом сборнике рассказов Виктории Самойловной как всегда ни одного проходного текста. Высшая проба. Если не верите, купите книгу и убедитесь сами.

40Стивен Кинг. «Противостояние» (Издательство «Эксмо», 2012).

Мало кому из писателей удается войти дважды в одну и ту же реку: переписать и издать в практически новой версии свой ранний роман. Стивен Кинг к началу «нулевых» мог себе такое позволить. В итоге на свет появилась полная, отчасти переработанная и переписанная, отчасти же – всего лишь восстановленная согласно изначальному замыслу версия романа «Противостояние». В России она была переведена только в 2012 году.

В каком-то смысле история самого романа отображает историю, в нем рассказанную, ведь «Противостояние» повествует о «перезагрузке» всего человечества, этаком современном аналоге всемирного потопа. Эпический замысел потребовал соответствующего воплощения: в книге более 1200 страниц. Читается, впрочем, влёт – в этом Кинг всегда был мастером.

Среди всех книг Стивена Кинга (на сегодня я прочел у него почти всё) «Противостояние» – наверное, самая любимая для меня. К ней можно возвращаться в разные периоды жизни. Каждый раз она «открывается» по новому, давая возможность ассоциировать себя с разными персонажами, обращая внимание на новые детали. Неслучайно Кинг назвал «Противостояние» своим «Властелином колец», только в реалиях современной Америки. Не пропустите. «Король ужасов», как всегда, на высоте!

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*