Почему летать в России так заоблачно дорого?

21На прошлой неделе «Новая неделя» писала о возвращении в Приволжском федеральном округе внутреннего авиасообщения. Мнением о том, что еще необходимо предпринять в России, чтобы сделать местные перелеты более доступными и привлекательными, с «Неделей» поделился наш эксперт, заслуженный пилот Советского Союза, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов.

Местные линии всегда убыточны

– Олег Михайлович, стало быть, власти возвращаются к советскому опыту? О чем вообще нужно вспомнить, чтобы возродить внутреннее сообщение?

– Во-первых, в советское время вовсю осуществлялась политика аэрофикации страны, и все населенные пункты – вплоть до пяти-шести домов, имели возможность регулярного авиасообщения. Во-вторых, самолетов для аэрофикации было в стране ровно столько, сколько было необходимо, и клепала их именно наша великая авиастроительная держава. В-третьих, в СССР семье из четырех человек одной среднестатистической зарплаты с лихвой хватало на четыре авиабилета в любую точку нашей страны – даже от Москвы до Владивостока, и до 1991 года аж 140 миллионов человек мы перевозили только на внутреннем авиасообщении, что по своему количеству совпадало с внутренними перевозками в США. В 2012 году мы перевезли внутри России 74 миллиона человека, а американцы внутри – уже 800 миллионов – и все потому, что они продолжили политику аэрофикации, а мы прекратили.

– Доступность внутренних авиаперевозок в СССР зависела от госсубсидий на билеты?

– Во все времена и во всех странах мира местные воздушные линии убыточны – расстояния короткие, пассажиров всегда летает немного, а средств на содержание аэродромов и авиаплощадок нужно немало. Но всегда эти убытки покрываются двумя путями: первый – помощь государства. Бюджет США, к примеру, покрывает большую часть стоимости билетов на Аляску – туда можно добраться только самолетами, а бюджет Австралии помогает в оплате билетов в отдаленные пустынные местности страны. Я не говорю уже о Китае, который поддерживает тех своих граждан, кто живет в горах и может пользоваться только авиасообщением. Три года назад и Россия наконец-то пошла по этому пути, и помощь государства дала, кстати, прирост в перевозках с Дальнего Востока порядка нескольких миллионов человек.

Что касается второго пути. В СССР «Аэрофлот», зарабатывая на длинных и международных рейсах большие деньги, покрывал ими расходы на местные авиаперевозки. В принципе, такой путь можно использовать и сейчас – проявить политическую решимость и сказать крупному перевозчику – тому же «Аэрофлоту»: «Ребята, вот вам район Якутии, Магаданской области – перевозки там убыточны, но ваши доходы перекроют эти убытки».

Из чего состоит цена билета

– Пока власти решили субсидировать в проекте на территории нашего округа 50% стоимости билета. Час лета обойдется теперь пассажиру в 3225 рублей. На ваш взгляд, это объективная цена?

– Конечно, субсидирование – это положительный фактор в авиаперевозках, и я очень рад за такой проект, потому что иначе в стране будет тормозиться развитие бизнеса, будет идти отселение людей, закрытие городов, в которые невозможно добраться, кроме как самолетами. Ну и, наконец, почему, человек, имея родственников в соседней губернии, должен лететь туда через Москву, когда он по Конституции имеет право на свободное передвижение по стране?

Адекватную же цену за час полета можно вычислить по следующей формуле: возьмем точки A и B на территории России, включая и Поволжье и такое же расстояние на территории США, и мы увидим, что стоимость расстояния между A и B в США ниже в два раза, чем стоимость перелета в России. И это при том, что средний доход американца на несколько порядков выше, чем у россиянина! Выходит, что стоимость билета для американца не выше 5% от его дохода, а у нас – 50%.

– Почему мы в России пришли к такой заоблачной стоимости авиабилета?

– Во-первых, потому что у нас практически нет отечественной авиатехники для внутренних перевозок – 90% перевозок идет на иностранных авиалайнерах, а закупка западных самолетов – это очень дорогое удовольствие. Допустим, мы берем самолеты в лизинг – значит, нужно каждый месяц отдавать 200 тысяч долларов арендодателю, и ему плевать, летает этот самолет или нет – просто если оплата не поступает, борт арестовывается и отнимается.

Далее – уже летающие западные самолеты надо эпизодически ремонтировать, и где мы их ремонтируем? «Боинги» – в США, «Airbus» – в Европе, а это огромные деньги! Мы переучиваем экипажи, инженеров, техников только за рубежом, запчасти на самолеты приобретаем там же, плюс ко всему, платим в России таможенные пошлины на эти запчасти.

Следующий фактор – мы крупнейшая нефтедобывающая страна, но политика цен на керосин приравнена к ценам благополучных Европы и США. Потом – США, продолжая политику аэрофикации, освободили все свои аэропорты от налогов, основываясь на первой странице учебника любого экономического вуза, которая гласит, что в рыночной экономике аэропорты являются, прежде всего, элементами инфраструктуры, а инфраструктура – это забота государства. А в России аэропорты обложены такими налогами на ту же землю, что мало не покажется! И это тоже входит в стоимость билета!

Может, пора повышать зарплату?

– Значит, 3225 рублей за час лета – цена, объективно сложившаяся из всех этих факторов?

– Если исходить из этих факторов, то она адекватная, но если государство вернется к политике аэрофикации страны и, прежде всего, освободит местные аэропорты от всех налогов, восстановит производственные возможности нашего авиапрома, если государство действительно вернет на внутренние линии модернизированный и в то же время дешевый в обслуживании и технически надежный 90-местный Ан-2 (об этом, кстати, говорил недавно министр транспорта РФ), цена на билеты уменьшится.
Плюс ко всему, пора уже начать приобретать билеты через Интернет, как делает весь мир – цена снизится и за счет сокращения кассиров, и за счет того, что аэропортам не нужно будет платить за аренду помещений, электроэнергию и т.д.

– Сколько лет должно пройти, чтобы, учитывая сказанное вами, государству проделать все это и сделать перевозки доступными?

– Непростой вопрос. Если государство в ближайшее время решится именно на такую политику аэрофикации, то на это уйдет от 5 до 7 лет.

– А чтобы восстановить отечественный авиапарк?

– Где-то с десяток лет. В любом случае мы обречены ввиду размеров нашей страны и ее слабой транспортной инфраструктуры быть великой авиационной державой, а это значит, что у нас будут и большие, и губернские, и местные авиалинии. И вроде бы власть это понимает. Но главное: если власть считает Россию великой державой, пусть она не забывает, что в Америке люди платят за авиабилет всего лишь 5% от своей зарплаты, а не 50%. Может, пора повышать людям и зарплату?..

 

 

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

2 Комментария

  1. что-то даже не вериться, что цены на авиа билеты снизят — уж больно дорогие. если еще одному человеку можно себе позволить, то к примеру слетать всей семьей в отпуск смогут очень не многие.

  2. Если не подводили бы лоу-кост перевозчиков под банкротство ради интересов одной большой-большой авиакомпании, давно бы уже летали по европейским ценам.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*