Вся правда о Петре-«окнорубце»

lichnosti.netНам приятно, что среди читателей «Новой недели» не только молодежь, но и те, для кого старые, довоенные фильмы, являются частью приятных воспоминаний. О съемках одной из таких кинолент сегодня и пойдет речь. 

«Выродка не будет»

Для начала нужно отметить, что картина «Петр Первый» не является экранизацией известного романа Алексея Толстого. Когда писатель вместе с режиссером Владимиром Пет-
ровым приступили к работе над сценарием будущей картины, сразу решено было отказаться от каких‑либо переделок романа.
Петров подчеркивал:
– Мы должны создать образ не болезненного выродка императорской фамилии, не дебошира и пьяницы, каким часто изображали Петра Первого, а образ крупнейшего государственного деятеля и реформатора своей эпохи. Нельзя забывать также, что это человек чрезвычайно многогранный, наделенный многими внутренне и внешне неповторимыми чертами.
Вначале предполагались три серии, которые должны были явиться первой советско-французской кинопостановкой с участием иностранных артистов. Фильм намеревались выпустить в трех звуковых вариантах – русском, французском и английском.
Но на этом пути возникло немало препятствий. С трудом добились разрешения на производство двух серий. От первой – «Юность Петра» – пришлось отказаться. Дело решило личное вмешательство Сталина.

Одобрено автором!

Довольно быстро подобрали исполнителей на многие главные роли. Правда, с пробой Жарова на роль Меншикова вышел курьез. На артиста напялили пышный мольеровский парик. Жаров выглядел очень нелепо: из‑под буклей и завитушек глядело очень русское, чуть растерянное лицо с округлым носом и широким подбородком. Все, кто видел эту пробу, совершенно ясно поняли, что играть с такой внешностью невозможно. Но иначе решил Алексей Толстой. Сначала он молча смотрел на экран, где долго, крупно, в профиль и анфас, показывали лицо Жарова, а затем стал неистово хохотать.
– Ведь это же великолепно! – закатывался писатель. – Какой предметный урок! Вот что получается с русской головой, если на нее напялить французский парик!
И Жарова утвердили на роль Меншикова.
В пробах на роль Петра актер Николай Симонов оказался 15‑м по счету кандидатом. Оператор фильма вспоминал:
– Через несколько минут мы уже твердо знали, что Петр у нас есть. Мы слышали пушкинский текст, видели лицо… и верили, что перед нами Петр Первый.
Владимир Петров долго ходил по кабинету, возбужденно потирал руки: «Кажется, больше проб снимать не надо. Думаю, что мы не ошиблись».
Вскоре кинопробу посмот-рел Алексей Толстой.
– Вот это Петр! Не правда ли? Ну, конечно, он! – радостно воскликнул писатель. – Утверждаю!
Ему пробовал возразить один из консультантов фильма: «Но знаете ли, Алексей Николаевич, он единственный актер, который не похож ни на один из известных
25 портретов Петра!» – «Неважно, – ответил Толстой, – если Симонов сыграет именно так, то запомнят его. Это и будет двадцать шестой портрет, потому что, вспоминая Симонова, будут представлять себе Петра».

Пыл штурма погасили дожди

Съемки начались 2 августа 1935 года. Владимир Петров сразу же приступил к одной из ключевых сцен первой серии – «Штурм шведской крепости». Здесь были массовые батальные сцены, быстрые передвижения войск в кадре, с пиротехникой и прочими эффектами, и ответственные актерские эпизоды.
Поле боя было тщательно подготовлено. В определенных местах были заложены пиротехнические фугасы, соединенные проводами с пультом пиротехника. В нужный момент он нажимал кнопку – и тогда взлетали очень эффектные дымовые фонтаны. Места зарытых фугасов отмечались белыми камешками, чтобы участники массовки, те, кто изображал убитых или раненых, не вздумали бы на них упасть или встать.
Кроме того, на некоторых фугасах были положены бутафорские «трупы», которые при взрыве взлетали на воздух. Все участники массовки были, конечно, тщательнейшим образом проинструктированы. Но в конце августа начались обложные дожди. Продолжение съемок «штурма» пришлось перенести на следующее лето.
С погодой фильму не везло и в дальнейшем. Сцену «Снятие колоколов» хотели снимать на зимней натуре, в яркий солнечный день. Но вопреки ожиданиям весь февраль шел дождь со снегом. «Облегченный» вариант декорации пришлось возвести на студии. Сугробы снега имитировались смесью нафталина, опилок и соли. От резких запахов у актеров начинала болеть голова, возникали приступы удушья. Но неумолимый Петров снова и снова снимал очередной дубль, разрешая лишь короткие перерывы на проветривание.

Международный успех

kinoses.ruКак бы то ни было, доснимались и домонтажировались до премьеры. Оная состоялась в Ленинграде и получила множество хвалебных откликов в прессе. А в Москве фильм демонстрировался сразу в 15 крупных кинотеатрах. За первые 11 дней в нашей стране его посмотрели 1,6 млн. зрителей. Успех был огромный. Членам съемочной группы – Алексею Толстому, Владимиру Петрову, Михаилу Жарову, Николаю Черкасову и Алле Тарасовой, сыгравшей Екатерину I, – были вручены правительственные награды.
Одновременно фильм показали и на Международной выставке в Париже, где он получил «Гран-при». Сеансы шли при переполненных залах. «Это большая историческая фреска, которая делает честь советской кинематографии. Великолепный фильм… полон страсти», – писала парижская газета «Эвр».
Русским киношедевром назвала картину американская печать. Кинокритики включили первую серию в число 10 лучших фильмов года. Известный американский режиссер, мастер историко-биографического фильма Уильям Дитерле сказал о «Петре Первом», что это «один из прекраснейших фильмов, когда‑либо созданных».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*